Елизавета КРИВОЩЕКОВА: Беспокойство обывателя нужно уважать

Дата публикации: 16 ноября 2011

Как учесть мнение населения, не знают не только на ТВ. 

На неделе 12-й канал вяло поиздевался в программе «Неделя-Инфо» над предложением мэра Виктора ШРЕЙДЕРА построить завод по производству поликристаллического кремния не в Омске, а в Таре. Предложение и впрямь так себе: аргументами не перегружено. Леонид ПОЛЕЖАЕВ месяц-другой назад тоже, не обинуясь, заявил в «Губернаторском часе», что, мол, чего омичам толковать о будущем заводе, когда почти построенный полипропиленовый куда как вреднее, да никто об этом не кричал.

Что тут возразишь? Советскому умению посадить любое предприятие на территории можно позавидовать. В стране тогда вообще умели строить, никого не спрашивая. Однако в восьмидесятых годах все же пришли к мысли, что хорошо бы учитывать мнение граждан, даже если это муторно и малоприятно. Взять тот же фильм «Гараж», когда удивительно было не только персонажам, но и зрителям, что при дележе мест в гаражном кооперативе, нужно будет «голосовать каждого» — каждого! — на предмет сокращения списка. Впрочем речь не о том, что нужно интересоваться мнением каждого по поводу посадки планируемого завода. И дело даже не в самом заводе, который может оказаться безвредным как младенец. Беда в том, что за четверть века жители миллионного города так и не научились формулировать и отстаивать точку зрения в отношении факторов, которые могут самым серьезным образом повлиять на их жизнь.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» в статье 13, пункте 2 определяет, что «при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума». Как учитывать «мнение населения», на практике так никто пока и не понял. Между тем прав у граждан выше крыши, и город в лице своих жителей имеет очень большой спектр возможностей. Например, право создавать экологические объединения и фонды; обращаться в органы власти за своевременной, полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экспертизы и участвовать в ее проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д.

Беспокойство обывателя нужно уважать. Хотя бы потому, что именно он закрепляет территорию, держит ее собой, осмысливает и одушевляет. Но и горожанину надо сильно призадуматься, чтобы сформулировать для себя четкий механизм, который позволил бы добиться внятного — и законного — участия в решении существенных вопросов своей жизни. Первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей БЕСШТАНЬКО в своем блоге рассказал, как беседовал по телефону с приятелем по поводу производства поликристаллического кремния в Баварии: там, дескать, все отлично работает и никому не вредит.

— И вот это движение псевдозеленых, митингующих против завода в Омске, им, «омским русским немцам», там, в Германии, напоминает театр абсурда, — написал большой омский чиновник. — И это в стране, где партия зеленых в 80-х годах проходила в бундестаг. «А как вы модернизацией собираетесь заниматься, если вы в плену нарисованных кем-то страхов?» — задал мне вопрос мой приятель. И я не знал, что ему ответить». А чего уж тут не знать? Закон прямо говорит, что органы власти и должностные лица «обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/11/45/bespokoystvo_obivatelya_nuzhno_uvazhat