Постановление федерального правительства № 877, подписанное главой кабинета министров Владимиром ПУТИНЫМ в начале ноября 2011 года и активно обсуждаемое участниками энергетического рынка, вступает в силу частями. Первый блок — с 17 ноября. С 1 декабря должны быть отменены штрафы за недобор-перебор договорных объемов электроэнергии для потребителей с присоединенной мощностью менее 750 кВА, а с 1 апреля 2012 года отменяется дифференциация одноставочных потребителей по числу часов использования мощности. После этих нововведений, как предполагает власть, сверхприбыль сбытовиков снизится в разы. И если судить по тому, как тщательно гендиректор Омскэнергосбыта Николай ЛЯСКОВЕЦ избегает ответов на вопросы «КВ», такие предположения недалеки от истины.
Инициатором принятия поправок в законодательные акты, регулирующие взаимоотношения между продавцами и потребителями электрической энергии, выступило, напомним, Минэкономразвития. По данным федерального министерства, в 2008-2011 годах штрафные санкции, которые выставлялись сбытовыми компаниями потребителям-производственникам за отклонения от заявленного объема, в три-четыре раза превышали размер утвержденной для них сбытовой надбавки. Фактически при существующей схеме госрегулирование сбытовой деятельности потеряло всякий смысл, поскольку доходы сбытовых компаний зависят не от качества их работы, а от размера штрафов, которые выставляются потребителям электроэнергии.
Именно эти перекосы на рынке призвано было устранить Постановление № 877 от 4 ноября 2011 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке». Нормативным актом сбытовым компаниям устанавливаются с 17 ноября новые стандарты раскрытия информации, а с 1 декабря гарантирующие поставщики всей страны перестанут обогащаться на штрафах за недобор или перебор заявленных объемов электроэнергии с малых и средних потребителей, у которых общая присоединенная мощность энергопринимающих устройств менее 750 кВА (до этого порог был ниже – 300 кВА).
Отреагировала на изменения и Федеральная служба по тарифам (ФСТ), и с 1 декабря вступает в силу приказ ФСТ № 250 от 14 ноября 2011 года, которым скорректированы правила применения на розничных рынках цен (тарифов) и определение стоимости электроэнергии (мощности) для крупных потребителей. Как уверяют в ФСТ, в 2012 году штрафы за отклонения от заявленного посуточного объема для потребителей, у которых присоединенная мощность превышает 750 кВА, расти тоже не будут. Кроме того, всех клиентов сбытовых компаний, кто рассчитывается по одноставочному тарифу (в него уже включена плата за мощность), с 1 апреля 2012 года перестанут делить на группы в зависимости от количества часов использования мощности.
Когда такая норма вводилась, предполагалось ее стимулирующее влияние на рынок. В смысле, когда предприятие работает планово и потребляет электроэнергию в течение суток и месяцев равномерно, то ему, соответственно, один киловатт обходится дешевле. Но по факту получалось, что сбытовые компании старались всех потребителей внести в группу с наивысшей ставкой, и стимулировали исключительно себя, закупая электроэнергию на оптовом рынке подешевле, в ночные часы, а реализуя днем по максимально возможной цене. Отменят с 1 апреля и механизм сальдирования мощности, в результате которого энергосбыты могли продавать в рознице больше мощности, чем реально приобретали на оптовом рынке.
Надо отметить, аппетиты гарантирующих поставщиков росли довольно быстро. Если в 2010 году, по данным Минэкономразвития, непрозрачные доходы сбытовиков (не предусмотренные регулятором) достигали 100 млрд рублей, то по итогам 2011 года они могут превысить уже 160 млрд рублей. Но насколько общая тенденция формирования сверхприбылей гарантирующих поставщиков за счет продуманной системы взимания штрафов и завышения цен на электроэнергию для малого и среднего бизнеса коснулась конкретного ОАО «Омскэнергосбыт» (и какую часть в доходах омских сбытовиков занимают штрафы за недобор и перебор электроэнергии), выяснить, к сожалению, не удалось.
Сбытовая компания даже не попыталась оправдаться тем, что на ней висят огромные неплатежи населения. В Омскэнергосбыте поступили проще – проигнорировали неудобные вопросы. «КВ» направляли через пресс-службу Омскэнергосбыта предложение ее руководителю Николаю ЛЯСКОВЦУ и всем его топ-менеджерам разъяснить ситуацию в интервью, но получили вежливый отказ с предложением сформулировать вопросы письменно, а потом ждать на них ответы. Вопросы «КВ» сформулировали. И безрезультатно ждали целых две недели.
Обозревателю «КВ» даже не позволили присутствовать на публичном мероприятии, которое организовал Омскэнергосбыт с целью разъяснения представителям омского бизнеса сути постановления правительства № 877. Если раньше аналогичные встречи проходили на нейтральной площадке Омской ТПП, то 17 ноября энергетики пригласили потребителей к себе. И встреча проходила в формате «не для прессы», как пояснили обозревателю «КВ» в пресс-службе сбытовой компании. По информации из официального пресс-релиза, распространенного Омскэнергосбытом по итогам круглого стола, коммерческий директор компании Юрий БАРАНОВ выразил общую готовность сбытовиков работать в новых условиях, рассказал об отмене системы диффиренцирования тарифов по числу часов использования мощности, что потянет за собой уменьшение цены для большинства предприятий Омской области.
Вроде бы никаких государственных тайн Юрий БАРАНОВ не раскрыл. Почему омские сбытовики готовы были встречаться с представителями бизнеса только кулуарно, «без прессы», так и осталось загадкой. Вероятно, Омскэнергосбыту все же есть что скрывать от широкой общественности, а предположения о непрозрачности доходов гарантирующего поставщика не так уж далеки от истины. В любом случае «КВ» готовы предоставить гендиректору ОАО «Омскэнергосбыт» Николаю ЛЯСКОВЦУ возможность для разъяснений своей позиции и ответов на поставленные вопросы. Если он пожелает, конечно.
Врезка
Олег МУХИН,
председатель совета директоров ЗАО «ГК «Титан»:
«Для оценки итогового результата принятых документов понадобится время»
Тема взаимоотношений между потребителями и энергосбытовыми компаниями
довольно обширна и многогранна, даже во многом запутанная. Поэтому сегодня сложно однозначно сказать, окажет ли новое постановление Правительства РФ (как и другие документы Правительства РФ, принятые в последнее время в этой области) влияние на розничный рынок электрической энергии, а если окажет, то какое именно. Я думаю, для оценки итогового результата принятых документов понадобится время. Одно могу сказать с уверенностью, что решение о строительстве собственной генерации, принятое в свое время в ЗАО «ГК «Титан», было верным. Собственная генерация позволит предприятиям компании иметь определенную независимость от изменения ситуации на оптовом и розничном рынках электроэнергии. А дальнейшее развитие собственной генерации будет
неразрывно связано с реализацией инвестиционных проектов ЗАО «ГК «Титан».
Андрей СУРКОВ,
директор ООО «Фирма «Алекто-Электроникс»:
«Практически во всем мире существуют штрафные санкции за недобор или перебор заявленной мощности»
Для чего существует система планирования энергопотребления? Чтобы гарантирующий поставщик знал, сколько именно электрической энергии и в какое время ему нужно закупить и передать потребителям. То есть экономическая целесообразность налицо. Практически во всем мире существуют и штрафные санкции за недобор и перебор заявленной мощности, поэтому большинство компаний во всем мире планируют и рассчитывают свое энергопотребление. В том числе с помощью всевозможных систем автоматизации. А затем с помощью этих же систем поддерживают свое энергопотребление на запланированном уровне. К примеру, суммарная мощность всех электродвигателей при их пуске значительно превышает заявленную конкретным потребителем мощность, а система позволяет осуществить их включение только поочередно.
Главная проблема в том, что в России планирование имеет место быть не всегда, зато бумаги с расчетами у потребителей сбытовые компании требуют постоянно. Куда они их потом девают – большой вопрос. Вполне возможно, что сдают в качестве вторсырья. Другая проблема в том, что у многих потребителей, в том числе достаточно крупных, отсутствует оборудование для учета мощности. А поскольку штрафы за перебор больше, чем за недобор, все просто подают заявки с запасом. Поэтому, с одной стороны, отмена штрафов – это позитив. Поставщики электроэнергии перестанут требовать никому ненужные расчеты, перестанеу собирать штрафы за недобор. С другой стороны, предприятиям (у кого присоединенная мощность ниже 750 кВА, разумеется) будет вообще наплевать на режим работы оборудования, а ведь планирование связано не только с денежными расчетами, но и с безопасностью.
Иван КУХАРЕНКО,
директор ООО «Центр энергоэффективности и ресурсосбережения», исполнительный директор НП «Энергоаудиторы Сибири»
«Не думаю, что энергосбытовые компании теперь обеднеют»
Принятое постановление Правительства РФ, на мой взгляд, существенно повлияет на повышении эффективности использования энергетических ресурсов. Ведь сегодня мало мотивируется экономное отношение к энергоресурсам в сравнении с отрицательной мотивацией в виде штрафов, лишения надбавок и прочих финансовых и административных мер за несоблюдения графика объемов потребления электрической энергии. Потому до сих пор можно наблюдать абсурдную картину, когда большое потребление обходилось дешевле, чем экономия. А энергоснабжающие организации, используя эту ситуацию, получали неплохие доходы.
Даже крупные потребители, стабильно работающие предприятия, у которых в штате имеются специалисты-энергетики, не всегда могут учесть множество составляющих — от требований рынка до погодных условий — и спрогнозировать энергопотребление на год вперед, а юридические службы не в силах совладать с исками сбытовых компаний. А что остается предприятиям и организациям, у которых в лучшем случае есть завхоз? Остается оплачивать неустойку за недобор энергии, да еще и с процентами, если не успеешь вовремя. Не думаю, что в связи с принятием постановления Правительства РФ энергосбытовые компании обеднеют. У них есть резервы и источники получения неплохих доходов, помимо заложенной в тарифе сбытовой надбавки.