Томас ВЕРНЕР, фотограф, владелец галереи Thomas Werner Gallery, декан отделения фотографии в высшей школе Parsons School of Design and photography (Нью-Йорк, США) «Развитие в любом регионе России происходит достаточно медленно»

Дата публикации: 07 декабря 2011

На минувшей неделе Омск по приглашению школы фотографии и мультимедиа «Событие» посетил известный американский фотограф и галерист Томас ВЕРНЕР. Он представил свой новый проект «Мост: культурное взаимодействие в новых медиа», провел несколько лекций и тренингов для творческой омской молодежи, а также зашел в Омский городской пресс-клуб, где рассказал обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ, как именно современное искусство может поспособствовать развитию региона и подтолкнуть бизнес-процессы.

— Томас, вы убеждены, что искусство способствует продвижению регионов. Как именно это происходит, на ваш взгляд?

— Этот вопрос можно рассматривать на двух уровнях. Во-первых, искусство дает шанс для новой жизни городским районам, которые уже не могут развиваться как-то иначе. Тем же старым промышленным зонам, например. И успешность центра современного искусства «Винзавод» в Москве, сформированного по принципу арт-кластера, убеждает в том, что такие территории могут быть интересными. Во-вторых, я внимательно слушал, что говорит ваш президент, посещал различные экономические форумы, на которых много говорят об инновациях, а искусство как раз и помогает людям развивать индивидуальные творческие способности, пробуждает к инновациям. В творчестве люди раскрывают свои сильные стороны, свою креативность, приобретают способность к сотрудничеству, а все эти навыки они могут применять в разных сферах жизни, в том числе в бизнесе. Проект «Мост» — это не просто арт-проект, на мой взгляд, он помогает его участникам приобрести уверенность в своих силах, проверить свои способности.

— Почему вы приехали именно в Омск?

— В Россию я попал впервые пять с половиной лет назад, за это время успел побывать в России сорок пять раз, посетил двадцать семь городов, курировал выставки в разных городах, в том числе в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, прочел 28 лекций, провел более 30 мастер-классов. Россия для меня – это потрясающий жизненный опыт. А в Омск, говоря откровенно, я приехал не сам, а по приглашению руководителя фотошколы «Событие» Василия МЕЛЬНИЧЕНКО. Мне нравится, как он работает. Конечно, я и до этого об Омске слышал, знаю, что у вашего города богатая история и большое индустриальное прошлое, и мне захотелось включить Омск в свой новый проект «Мост».

— Чем наш регион отличается от других российских регионов, где вы уже побывали? Насколько продвинут город Омск в мировом культурном контексте? Насколько эффективно он использует свои возможности?

— Развитие в любом без исключения регионе России происходит достаточно медленно. Причем, оно начинается всегда с отдельных личностей, которые хотят продвигать себя и развивать творческие процессы в своем регионе. У вас есть потенциал, я сужу об этом по наличию заинтересованных людей. Насколько я знаю, уже идут переговоры о вступлении Омска в межрегиональный проект «Культурный альянс», который как раз и рассматривает культурную политику в качестве одного из факторов регионального развития.

— Проект «Культурный альянс», насколько я понимаю, он вертикальный, его активно поддерживает региональная власть Перми. А в Омске вы работаете непосредственно с творческими людьми, игнорируя власть…

— Это не совсем так. Я много раз бывал в Перми. Порядка девяти раз, если не ошибаюсь. В Перми изменения в культурной жизни действительно происходят сверху вниз, как вы правильно отметили. От власти изменения транслируются к творческим людям, а от них – к жителям региона. Но мне приходилось работать и в других городах, где нет такой государственной поддержки искусства. У каждого региона собственный путь. Если говорить об Омске, здесь нужно действовать, на мой взгляд, именно так: начинать снизу, с группы инициативных людей, которые хотят развивать в городе творческую деятельность. Для Омского региона, как и для многих американских регионов, впрочем, можно наметить такой путь развития, для которого не требуется государственная поддержка. Нужно создавать интересные и нужные людям проекты, и когда эти проекты станут успешными и востребованными, и люди их поддержат снизу, тогда их обязательно поддержат и сверху. Финансировать успешные проекты захотят и власти, и негосударственные благотворительные фонды, типа фонда Михаила ПРОХОРОВА.

— Наши местные власти делают сегодня ставку при продвижении региона главным образом на маркетинговые технологии. Как лично вы относитесь к так называемому брендингу территорий?

— Вы хотите узнать, как это работает?

— Нет, я хочу понять, что эффективнее – продвижение региона с помощью культурных проектов или с помощью маркетинговых технологий.

— О’кей. Я пока лишь изучаю ваш регион, узнаю людей, пробыл всего несколько дней и не могу пока однозначно сказать, какой способ будет эффективней конкретно для Омска. Если бы лично я занимался брендингом, то создавал бы, думаю, такой бренд, который отражает теплоту и гостеприимство жителей. У вашего города пока еще маленькая, но быстрорастущая культурная составляющая. Но если бы я пробыл в Омске подольше, я смог бы точнее сформулировать, в каком бренде нуждается ваш город.

— Но потенциально это интересная идея – брендирование территории?

— Конечно. Брендинг, создание лица города и региона — это важная часть жизни, без него трудно обойтись. Брендинг – это в том числе работа местного правительства, работа местных журналистов и людей искусства. Русская культура очень богата, каждый город интересен и хорош по-своему. Ваши города все индивидуальны. Новосибирск, Омск, Архангельск, Калининград – они все разные. Я знаю, что многие русские считают свои города похожими. Я так не считаю. Думаю, русские недооценивают свою страну, не считают ее такой интересной, какой она на самом деле является. Я остановился в омском отеле Ibis, и мне нравится сквер через дорогу, мне нравится дом, который я вижу из окна, его архитектура. Вам, наверное, она не нравится, а мне нравится. Если вы считаете ее обычной, то для меня она необычная. И мне, конечно, нравятся люди, которые живут в России.

— В разгар выборного марафона трудно представить себе что-то без политики, как ваш проект «Мост»…

— Я очень стараюсь быть вне российской политической системы. Для меня важнее дать высказаться молодым творческим людям. Но кроме политики, я еще стараюсь не допускать в проект видео с элементами жестокости, алкоголь, наркотики, вечеринки и так далее. Всего этого много как в России, так и в США, все молодые люди любят повеселиться, но я стараюсь тем не менее избегать таких тем в своем проекте.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/12/48/395833