Нина КАЗЫДУБ, завкафедрой селекции, генетики и физиологии растений ОмГАУ, директор ООО «Фасоль-регион»: «Качество определяется просто: нужно взять боб за кончик и потянуть».

Дата публикации: 07 декабря 2011

24 ноября в областном правительстве подвели итоги четырнадцатого федерального конкурса «100 лучших товаров России». Лауреатами стали 31 товар и услуга, которые предлагают потребителям 25 омских предприятий. В номинации «Микробизнес» победу праздновало ООО «Фасоль-регион». Компанию, которая базируется в Омском государственном аграрном университете, возглавляет завкафедрой селекции, генетики и физиологии растений ОмГАУ им. Столыпина Нина КАЗЫДУБ. Малое инновационное предприятие совместно с университетом представляло на федеральном конкурсе «100 лучших товаров России» новый адаптированный для условий южной лесостепи Западной Сибири сорт овощной фасоли «Ззлото Сибири». Корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ расспросил у ученого в чем отличие нового сорта от существующих, кто заинтересован в его появлении на рынке и сможет ли новый сорт фасоли озолотить своих создателей.

— Нина Григорьевна, как часто новые сорта получают звание «100 лучших товаров России»?
— В нашей практике это первый раз. Получить это звание нелегко, нужно было подготовить множество различных документов. Омский центр стандартизации, метрологии и сертификации нам в этом очень помог, мотивировал на участие в конкурсе.
— В чем отличия выведенного вами сорта от существующих?
— При кафедре селекции, генетики и физиологии растений ОмГАУ создана лаборатория, которая занимается выведением новых сортов зерновых и бобовых культур. На кафедре создано два малых предприятия — «Суперэлита» и «Фасоль-регион». Первое занимается выведением новых сортов яровой пшеницы, а второе – зернобобовыми культурам. За время существования лаборатории и кафедры селекции создано более 20 сортов яровой пшеницы, один сорт озимой пшеницы и сорт озимого тритикале, в 2010 году три сорта фасоли переданы на государственное сортоиспытание.
Селекцией фасоли мы занимаемся всего тринадцать лет. Полученный нами сорт отличатся стабильной урожайностью, а главное — высоким качеством бобов. Для того чтобы вывести новый сорт, нужно потратить не год и не два, на это требуется 12-15 лет. Для создания «золота Сибири» нам потребовалось 12 лет. Кроме того, потребуется еще два года для того, чтобы этот сорт прошел государственные испытания и был включен в государственный реестр. В государственном реестре сейчас 40 сортов овощной фасоли, но качество бобов данных сортов достаточно низкое.
Какова урожайность вашего сорта?
— 10-12 тонн с гектара. Это достаточно высокая потенциальная возможность нового сорта. Для сравнения: на опытном поле ОмГАУ им. П.А.Столыпина, выращивая сорта селекции ВНИИССОК (г. Москва) фасоли овощной, мы получали урожай зеленых бобов от 2,5 до 3 тонн, несмотря на то, что все сборы проводили вручную.
— Как определяется качество?
— Очень просто. Нужно взять боб (стручок) и потянуть за кончик, если он обламывается, то в шве боба нет волокна. Также учитывается форма боба по поперечному сечению, лучшая форма – круглая и округло-плоская, это определяет мясистость боба. Наш сорт этим показателям удовлетворяет. Эти признаки определяют качества боба.
— Когда было создано предприятие «Фасоль-регион»?
— Оно существует всего год. Мы получили патент на сорт «золото Сибири», это подтолкнуло нас на создание малого инновационного предприятия. Мы создавали «Фасоль-регион» для того, чтобы заниматься семеноводством. Также планируем участвовать в различных проектах, хотим получить грант и создать линию по глубокой заморозке овощей. У нас есть навыки производственной работы в данном направлении. Если мы сможем найти инвестора, это позволит заработать и нашему предприятию, и тому, кто вложит в этот проект деньги. Все необходимые для этого знания и навыки у нас имеются.
— То есть конечная цель – создать линию по переработке?
— Совершенно верно. Новые сорта фасоли адаптированы к сибирским условиям и имеютвысокое качество бобов. А ниша по глубокой заморозке овощей в нашем регионе не занята — вся мороженая продукция поступает из Европы.
-Бобы и фасоль в России не очень часто употребляют в пищу. Будет ли ваша продукция востребована?
— Бобовые всегда были на русском столе. Если говорить о спаржевой овощной фасоли, то ее родина – Мексика. Но мало кто знает, что фасоль — это функциональный продукт, тот, который поддерживает иммунитет, улучшает наше здоровье, предупреждает некоторые заболевания, удовлетворяет потребность организма в цинке, йоде, железе. Кроме того, зерно фасоли богато белками, усвоение которых доходит до 87%. Омичи, как, впрочем, и россияне, не в достаточной мере владеют информацией о пользе данной культуры. Нужна реклама нашего продукта.

— Надеетесь получить прибыль?
— Когда мы выставляем наши сорта на выставках и ярмарках, от садоводов-любителей нет отбоя. Сейчас, наверное, у каждого третьего омича есть дача. Люди стараются употреблять в пищу экологически чистые продукты. Даже если мы будем распространять семена нашего сорта фасоли среди частных лиц, прибыль будет не только материальной, но и моральной: люди будут выращивать фасоль высокого качества и употреблять блюда из продуктов, выращенных на омской земле. Кроме того, к нам обращаются предприятия и частные фирмы, которые занимаются реализацией семян, так как в России мало селекционеров, которые занимаются селекцией фасоли, это очень трудоемкий процесс. Если качество сорта высокое, с реализацией семян и зеленых бобов проблем не возникнет.
— Сколько составляют затраты на выведение нового сорта?
— Мы эту часть не просчитывали. У нас в коллекции на изучении каждый год больше 100 образцов фасоли, каждый образец высеивается в четырех повторностях по десять растений. Из каждой повторности нужно проанализировать девять растений: посчитать количество бобов с одного растения, количество семян в бобе, массу бобов за период уборки, измерить расстояние от нижнего боба до корневой шейки, массу незрелого боба, массу 1000 семян. Каждую из этих операций нужно проделать 36 тысяч раз.
— Вы это одна делаете?!!
— Вместе со мной селекционную и семеноводческую работу ведут студенты – техники и аспиранты. С третьего курса студенты специальности «Селекция и генетика сельскохозяйственных культур» начинают вести научно-исследовательскую работу, на пятом курсе они защищают дипломную работу. Я очень благодарна агрономическому факультету и кафедре физвоспитания за то, что они вместе со студентами отзываются на наши просьбы о помощи в период уборки фасоли. Труд селекционера очень тяжелый. Только человек, который любит свою работу и по-настоящему ей увлечен, может заниматься селекцией. Чтобы вывести новый сорт, нужно потратить много времени и сил. Те, кто работает в данном направлении, не могут уйти летом в отпуск: на отдых есть максимум неделя. Нужно вовремя проводить учеты и наблюдения, только тогда можно получить результат.
— Импорт овощей и фруктов постоянно растет. Значит ли это, что ввозить продукцию из-за границы выгоднее, чем выращивать ее в России?
— Это очень большая проблема. Я считаю, что рынок нужно насыщать продукцией российского производства. Для этого необходимы государственные дотации для сельскохозяйственных предприятий, потому что в овощеводстве никак не обойтись без ручного труда даже в 21 веке.
Многие производственники предпочитают использовать зарубежные гибриды, но по содержанию биологически активных веществ в плодах, зерне такая продукция уступает адаптированным российским сортам. Например, в 90-е годы новосибирские ученые провели интересные исследования: они сравнивали сорта моркови голландской селекции и российской. Оказалось, что в наших сортах каротина в два раза больше. Голландские сорта хорошо хранятся, внешне более привлекательны, меньше подвержены болезням, но по биохимическому составу значительно уступают нашим.
Я убеждена, что нельзя выбирать продукты по их внешнему виду.
— Предприниматели из Китая арендуют в Омской области землю, выращивают овощи, используя удобрения, состав которых даже в Роспотребнадзоре не могут определить. При этом продукция считается омского производства. Как вы к этому относитесь?
— На мой взгляд, это ужасно. Мы специально покупали китайские огурцы, у них нет ни вкуса, ни запаха. Нужно вытеснять с рынка таких производителей. Пусть наши овощи будут дороже, но от них для человека больше пользы.
— А вы в магазине продукты привередливо выбираете?
— Я, как мать, стараюсь не покупать овощи в магазине, приобретаю только при необходимости, у нас есть огород. Я учу студентов и аспирантов, что нужно выращивать овощи на своих участках. Овощи, которые ты сам вырастил, лучше усваиваются, да и удовольствия от их употребления в пищу человек получает гораздо больше. Почему с каждым годом становится все больше людей, которые страдают от аллергических заболеваний? Потому что количество генно-модифицированных овощей и фруктов на наших столах постоянно растет. Мало кто знает, что сейчас даже в шоколадные конфеты добавляют сою, это удешевляет производственный процесс. Но в России сою выращивают только в Приморье, по сравнению с тем количеством, которое используют производственники, – это капля в море. Остальная соя поступает из-за рубежа, она почти вся генно-модифицированная. Я считаю, что за трансгенными растениями будущее: они не подвержены многим заболеваниям, замечательно переносят холод и засуху, в общем, можно добиться любых свойств, которые нужны генетику. Но это время еще не пришло: сейчас никто не может прогнозировать, как на человеческом организме отразится употребление в пищу ГМО. У России огромное количество пахотных земель, мы можем прокормить себя и соседние страны без использования генно-модифицированной продукции.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/12/48/614813