Лилия РАЙХЕРТ, директор Омского ОО Томского филиала АКБ «МБРР»: "Передо мной поставили задачу — обеспечить прорыв"

Дата публикации: 21 декабря 2011

Оперофис банка МБРР работает в Омске далеко не первый год. Но с недавних пор там появились новые направления деятельности и новый директор. Обозреватель «КВ» Екатерина СЕРВАХ встретилась с ней, чтобы поговорить об уже произошедших и грядущих переменах.
— У вас очень подходящая первая специальность. Думаю, любой руководитель должен быть социальным психологом.
— Это я сейчас уже поняла. Когда только поступила на факультет психологии, немножко жалела. Но так как я очень ответственно отношусь ко всему, за что берусь, то начала во все вникать, разбираться и в итоге в этом деле преуспела.
У меня была очень интересная дипломная работа: изучение влияния жизненных ценностей человека на его способность совладать с трудными ситуациями. У одного в приоритете деньги, власть, престиж, у другого – семья. Я выявляла корреляцию, и выяснилось, что те, у кого в приоритете более высокие ценности (по пирамиде Маслоу), лучше справляются с трудностями.
Мне предлагали остаться на кафедре, заниматься наукой, писать диссертацию. Но мне нужна была работа с достойной зарплатой. Именно поэтому я пошла в банковскую сферу.
— Вы начали осваивать банковское дело «с нуля» и тем не менее довольно быстро стали руководителем.
— Когда меня пригласили на собеседование в Абсолют Банк, я даже не думала, что мне предложат стать начальником отдела. Собственно, отдела еще не было, потому что банк до этого не работал с малым бизнесом. Пришлось формировать команду «с нуля».
— Кого вы в нее пригласили – опытных специалистов или людей без опыта?
— Без опыта.
— Вполне осознанно или это была вынужденная мера?
— На тот момент такая позиция была у Москвы. Потом стали брать и с опытом, но не всех. Потому что мне было проще научить человека, чем переучивать.
— А в вашей новой должности тоже пришлось набирать новых сотрудников?
— Да, потому что до недавнего времени МБРР не работал с малым бизнесом. И передо мной поставили задачу – обеспечить прорыв в этом направлении. Для этого мне потребовалось взять двух опытных кредитных экспертов, а третьего человека я готова уже взять без опыта. И на зарплате можно сэкономить, и человек уже будет обучен так, как нам нужно.
— Вы не боитесь брать новичков, видимо, потому, что сами начинали с нуля?
— В КМБ Банке не боялись брать без опыта – наоборот, предпочитали. Соответственно, я видела, как это все можно выстроить, и научилась наставничеству.
— Когда вас сюда приглашали, то пояснили, почему было принято решение начать работу с малым бизнесом?
— Потому что банк МБРР сейчас очень сильно меняется. Раньше, до 2003 года, он в основном обслуживал корпоративных клиентов. Такой крупный, серьезный банк, который работает с очень крупными клиентами. Но с 2003 года банк вышел в розницу, начал развивать потребительское кредитование, ипотеку, автокредиты. Естественно, начал развивать и сеть. Сейчас сеть банка охватывает 49 городов России.
В 2010 году банк сформировал новую стратегию, рассчитанную до 2014 года. И в соответствии с ней у нас будет очень много изменений. Мы должны стать универсальным, доходным банком, ориентированным на клиента. И в связи с этим у нас появился новый сегмент — малый бизнес.
— То есть вы добираете в продуктовую линейку то, чего там не было?
— Все очень логично получается. Мы уже выдали несколько крупных кредитов представителям малого бизнеса, клиенты открыли расчетные счета, проводят обороты. Этих же клиентов мы привлекаем на зарплатные проекты, а их сотрудники смогут получать пластиковые карты, потребительские кредиты и ипотеку по льготным ставкам. Для людей «с улицы» ставки выше. То есть, увеличивая кредитный портфель по малому бизнесу, я буду автоматически развивать все другие направления.
— С малым бизнесом вы только начинаете работать, а до этого в Омске у банка не было корпоративных клиентов?
— Были, только они кредитовались через Томский филиал. В будущем году появится возможность рассматривать корпоративных клиентов в Омске. По МСБ мы уже сейчас напрямую работаем с Москвой по утверждению кредитов. Здесь проводим анализ, готовим все необходимые заключения, отправляем в Москву и в телефонном режиме отвечаем на все вопросы.
— С чем связаны изменения, происходящие в банке?
— Думаю, со сменой менеджмента. Акционерами принято решение изменить банк, подобрана соответствующая команда, и она сейчас работает над этим вопросом. В ближайшие 5 лет МБРР планирует стать одним из крупнейших универсальных банков федерального уровня. Ставится задача активно развивать розницу и работу с малым и средним бизнесом. По крупному корпоративному бизнесу у нас и так хорошая доля. А сейчас акцент переносится на другие направления.
— Как вы считаете, почему?
— Там более высокая доходность и диверсификация, меньшие риски. Да и глобально, в эпоху нестабильного финансового рынка (мировые кризисы) гораздо надежнее сбалансировать интересы банка по многим отраслям, нежели «хранить все яйца в одной корзине».
— Поэтому в последнее время все банки ринулись в эту сторону. Тесновато становится… Как и за счет чего можно сейчас увеличивать свою долю на этом рынке?
— Да, с одной стороны, продукты для МСБ есть сейчас почти в каждом банке. А с другой стороны, когда клиент начинает искать банк под свои условия, свою специфику, он сталкивается с тем, что есть много нюансов, которые со стороны не видны.
Я считаю, сейчас очень хорошее время, чтобы развивать работу с малым бизнесом. Во-первых, некоторые банки перестали кредитовать этот сегмент, поэтому их клиенты ищут сейчас новое место. Во-вторых, часть банков испытывает трудности с ликвидностью. Следовательно, одни урезают суммы кредитов, другие сокращают сроки кредитования до одного-двух лет. Какие-то банки не готовы принимать риски. Это тормозит выдачу, и эту нишу мы тоже можем занять.
— За счет чего?
— Мы выдаем кредиты на срок до пяти лет. У нас действительно хорошая, сильная команда в Москве. Я уже работала с этой командой в другом банке и имела возможность в этом убедиться. Они действительно умеют кредитовать разный бизнес, соизмеряя риски, принимать решения. Сейчас это очень важно. Самое главное, они понимают российский рынок.
— То есть в вашем банке нет тех ограничений, о которых вы сказали? А ресурсы у банка откуда?
— Ресурсы — это объективный результат успешной работы. Естественно, мы привлекаем вклады, депозиты юрлиц, остатки на счетах, но их доля не очень велика.
И еще мы можем сыграть на том, что у нас есть программа прямого рефинансирования кредитов, выданных другими банками, с последующей перерегистрацией залога. К нам обращается много клиентов, которые ранее взяли кредит под плавающую ставку. 2-3 года назад они были дешевыми, а сейчас ставки очень сильно увеличились, и клиенты поняли, что желательно все-таки брать кредиты по фиксированным ставкам.
— Что еще из продуктов пользуется популярностью?
— Рефинансирование ипотеки – эта программа появилась в ноябре 2011 года. У нас есть несколько ипотечных продуктов: своя программа, рефинансирование, нецелевая ипотека. Причем мы можем выдавать ипотечные кредиты в том числе собственникам бизнеса и предпринимателям. И не только на жилую недвижимость, но и на коммерческую, под ее залог. Также есть возможность кредитовать застройщиков по программе АИЖК «Стимул». Сейчас ведутся переговоры с несколькими застройщиками.
Стабильно пользуются спросом и потребительские кредиты. Мы их выдаем без залога и поручительства, суммой до 750 тыс. рублей. Возраст заемщика – от 18 лет, а другие кредитуют обычно с 21 года. Пакет документов зависит от суммы: до 75 тыс. руб. – паспорт и еще один документ, удостоверяющий личность; до 300 тыс. – дополнительно нужна справка о доходах (можно по форме банка), свыше – все перечисленное и копия трудовой книжки.
— Вам придется непросто: сейчас ипотечные продукты предлагают многие.
— Вообще сейчас рынок ипотеки в Омске не столь широк, как хотелось бы. Те, кто хотели, взяли ипотеку еще до 2008 года. Людей, имеющих хорошие доходы, которые хотели бы взять кредит, сейчас не очень много. Потому и появляются программы рефинансирования.
В новом году у нас будет еще 2 ипотечных продукта – думаю, за счет них тоже можно будет сегмент расширить. А вообще многое зависит от команды. Продукты могут быть отличными, но где-то сотрудники подходят слишком формально, не идут навстречу клиенту, а где-то – наоборот.
— Прошло сообщение о вашем грядущем ребрендинге. Известно новое имя: МТС-банк. Можно рассказать об этом более подробно?
— Пока оставим этот вопрос без комментариев. Но изменения у нас будут – это точно.
— И под конец – немного о личном. Чем вы любите заниматься в свободное время?
— Со временем у меня проблемы, как и у всех руководителей. Ребенок, конечно, в приоритете. Поэтому все выходные у нас наперед расписаны. В основном это активный отдых, выезды на природу. Катаемся на велосипедах, на лыжах, на коньках. Любим ходить в бассейн. А этой зимой я хочу открыть для себя горные лыжи – чувствую, что это мое!
— Спасибо за разговор! Желаю успешно реализовать все свои планы. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/12/50/749093