Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ» О пирровых победах

Дата публикации: 21 декабря 2011

Едва ли многие с ходу вспомнят, кем был Пирр, чья военная доблесть вошла в историю и стала основой для самой крылатой фразы о победе, поэтому напомню – он был сыном царя Эакида и фессалийки Фтии, долгое время возглавлял Эпир и Македонию и не зря, в общем, заслужил такое уважение у потомков. Даже Ганнибал считал Пирра самым великим полководцем после Александра Македонского. Войны царь Пирр вел регулярно, и так же регулярно давал отпор хорошо организованным римским легионам. Народная молва даже считала его гераклидом – прямым потомком Геракла. Но в 279 до н.э., когда Пирр отправился в Италию, чтобы защищать там греческие города и дать бой римскому воинству под командованием консула Публия Деция Муса, смелый царь явно не подумал о возможных последствиях.

Хотя после двухдневного боя при Аускуле его фаланги при поддержке боевых слонов все же разбили римские легионы, но потери среди греков тоже оказались чрезмерными. Именно тогда, как уверяет в своих жизнеописаниях великий Плутарх, царь Пирр и произнес прославившую его в веках фразу: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска». Так все и вышло, кстати. Понимая, что с ослабленным войском ему ничего не светит, Пирр предложил Риму мировое соглашение. Но Сенат не пошел на переговоры с победителем, и Пирр с войском остался в Италии, чтобы и дальше защищать греческие города, тем самым лишив греков возможности вести мирные переговоры с Римом. Греки огорчились и не поддержали своего защитника. Ну а Рим, заключив временный союз с Карфагеном, спустя четыре года победил несокрушимые македонские фаланги Пирра в битве при Беневенте. Причем не так чтобы разбил в дым. Скорее, вымотали до предела, после чего Пирр добровольно покинул Италию.

Это я все к тому, что наука история хранит в себе много мудрости, которую нужно только уметь оттуда извлекать. И если кто-то сегодня думает, что очередная (четвертая) великая победа государственной машины над заведомо более слабым муниципалитетом отдельно взятого города Омска – это есть величайшее достижение, которое принесет свободным жителям города очередное благо, тому бы лучше не мечтать напрасно, а перечитать труды Плутарха. Что-то новое придумать уже трудно.

О чем, интересно, думал полководец Пирр, когда четыре года торчал в ненавистной ему Италии, проклинаемый всеми греками за свою очередную победу? Наверное, ему было обидно. И лично я его вполне понимаю. Вот так живешь, живешь, мудро руководишь своим царством, развиваешь экономику, строишь стекольные заводы, сражаешься не жалея живота своего с коррупционерами из разлагающегося праздного Рима, ежедневно горишь на работе, как легендарный Прометей, а результат все равно один – свои же соплеменники тебя и проклинают. И опереться не на кого. В бывшей непобедимой армии разброд и шатания. Выжили одни лишь обозные крысы, которые только и умеют, что кормить слонов, поэтому каждая очередная битва может стать последней. Кстати, после смерти Пирра практически все его владения в Южной Италии были потеряны. А город Сиракузы захватил и установил там тиранию бывший подчиненный Пирра – Гиерон, при жизни полководца преданно заглядывавший ему в глаза.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/12/50/nikolay_gornov__obozrevatel_kv_o_pirrovih_pobedah