Сергей МОДЕНОВ, заместитель генерального директора – директор филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго», депутат Законодательного собрания Омской области: «Законодательство несовершенно. К сожалению, этим откровенно пользуются городские чиновники»

Дата публикации: 28 декабря 2011

В минувший четверг, 22 декабря, омские энергетики отметили свой профессиональный праздник, на котором традиционно подводили итоги уходящего года. О том, с какими результатами завершает год филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» и к чему будет стремиться в следующем году, выяснял обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

— Сергей Николаевич, как Вы оцениваете уходящий 2011-й? Чем он вам запомнился?
— По итогам года, на мой взгляд, филиал отработал удовлетворительно. Исполнены все финансовые показатели в соответствии с бизнес-планом, получена прибыль. Хочется обратить внимание, что прибыль Омскэнерго – это не те финансовые средства, которые собственники получат по итогам года в виде дивидендов. Наша прибыль, как и предусмотрено тарифно-балансовым решением Региональной энергетической комиссии, это источник финансирования областной инвестиционной программы по развитию электросетевого комплекса, рассчитанной на 2010 – 2012 годы. Результаты этих инвестиций уже ощутимы. Происходит интенсивное техперевооружение, реконструкция объектов, повысилась надежность работы оборудования. Износ сетей филиала снизился до 56,4 процента, хотя еще в начале 2011 года он был на уровне 60 процентов. Эта положительная динамика, на мой взгляд, связана с темпами социально-экономического развития, которые мы сегодня наблюдаем в регионе. Омская область по оценкам ведущих аналитических агентств входит в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Для реализации крупных инвестиционных проектов требуется опережающее развитие энергетики, в том числе электросетевого комплекса.

— В прошлом году одним из главных направлений для Омскэнерго стало развитие сетевой инфраструктуры в районах области. Почему?
— Областным правительством была поставлена задача по вводу в 2011 году 450 тысяч квадратных метров жилья на селе. Поэтому значительный объем финансовых ресурсов мы направили на развитие энергетики в районах области, чтобы обеспечить электроэнергией площадки комплексной застройки в муниципальных районах. Считаю, это стало абсолютно верным решением. Если в 2010 году на развитие электросетевого комплекса муниципальных районов нами направлено порядка 120 млн рублей, то в 2011 году – 230 млн рублей. Построено и реконструировано более 70 трансформаторных подстанций, введено 150 километров воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 0,4-10 кВ. Все это сделано под запросы потребителей – то есть для того, чтобы обеспечить электроэнергией конкретные объекты, которые построены и продолжают строиться в 25 районах области. Из наиболее крупных объектов жилищного строительства, которые обеспечены электроэнергией, можно назвать микрорайоны Западный в Любине и Заовражный в Калачинске, площадки комплексной застройки в Азовском, Тевризском, Тарском районах. Речь идет не только о жилье. В Большеречье ввод новых электросетевых объектов позволил обеспечить электроэнергией роддом – лучший, наверное, на сегодняшний день не только в Омской области, но и во всей Сибири. Обеспечены электроэнергией школы в Кормиловском и Нововаршавском районах. В рамках инвестпрограммы мы обеспечили электрической энергией новые объекты малого и среднего бизнеса — например, такие, как мини-завод по переработке молока в Тарском районе. Все это позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом. Потребление электроэнергии в Омской области растет. Причем растет устойчивыми темпами. Люди получают возможность приобретать новую технику, развивать бизнес, зарабатывать деньги, строить жилье на эти заработанные деньги, поднимая тем самым свой уровень жизни. Разве это плохо?

— В этом году, как я заметил, у Омскэнерго появилась новая форма обратной связи – прямая телефонная линия, по которой потребители могут обратиться напрямую к директору Омскэнерго. Зачем это нужно? И насколько такое нововведение оказалось эффективным?
— Прямая линия – очень интересная форма обратной связи, она начала действовать в сентябре и за это время зарекомендовала себя как довольно эффективный инструмент взаимодействия с потребителями. Ведь мы, как любая крупная структура, иногда подвержены бюрократизму. Хоть мы и не чиновники, но у нас есть свои корпоративные правила, которые не всегда позволяют оперативно отреагировать на все обращения потребителей, в том числе по технологическим присоединениям и по оснащению приборами учета. Прямой диалог с потребителями позволяет мне, как руководителю, оценить, в частности, объективность той информации, которую я получаю от своего аппарата. Иногда информация, которая поступает от потребителей, выливается и в соответствующие кадровые решения, и даже в приказы о реорганизации подразделений для более эффективной работы. Люди дозваниваются в большинстве случаев не с желанием поблагодарить, а с желанием решить свою проблему. А некоторые наши сотрудники, к сожалению, не всегда понимают, что работа электросетевого предприятия – это не просто передача электрической энергии, а работа под потребителя. Это означает, что необходимо обеспечивать высокий уровень надежности и качества передаваемой электроэнергии.

— Меняете структуру филиала, исходя из жалоб потребителей?
— Уверяю вас, наша структура меняется достаточно регулярно, исходя из конкретных задач. Она и не может быть постоянной. Если сегодня все хорошо, то это вовсе не означает, что ситуация не изменится завтра. А когда ситуация уже изменилась, перестраиваться поздно. Нужно реагировать заранее. Одно из последних решений — реорганизация служб капитального строительства и технологических присоединений для решения задач по подключению новых энергообъектов. Реорганизация проведена без увеличения численности, теми же ресурсами, но, полагаю, позволит значительно повысить эффективность работы. Если возвратиться к вопросу обратной связи с потребителями, то она налажена также через Центр обслуживания клиентов Омскэнерго. В Центре постоянно работает телефонная линия. По телефону 35-55-55 специалисты консультируют потребителей по всем вопросам жизнеобеспечения. В феврале этого года отделение Центра обслуживания клиентов Омскэнерго открыто в Таре.

— Омскэнерго, насколько я помню, давно ведет борьбу с хищениями электроэнергии. Есть ли успехи на этом фронте? Или изменить этот негативный тренд в 2011 году тоже не удалось?
— С воровством электрической энергии полностью справиться нам, конечно, еще не удалось. Хотя работа в филиале по его искоренению ведется достаточно активно. В 2011 году выявлено 4 753 факта так называемого безучетного потребления электроэнергии. В результате действий таких недобросовестных потребителей потери составили, по нашим оценкам, порядка 20 млн кВт/ч. Часть расхитителей, 26 человек, правоохранительные органы привлекли к уголовной ответственности. Но все же, при всей важности наказаний за воровство электроэнергии, проблему хищений не решить до тех пор, пока все потребители не поймут: человек, который ворует электроэнергию, забирается в карман не государства или Омскэнерго, а в карманы своих соседей. Потери в электрических сетях – это недополученные киловатты, снижение качества и надежности энергоснабжения, рост износа оборудования. А значит – возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций на линиях электропередачи. Затраты на их ремонт рано или поздно будут компенсированы и включены в тариф. Этот тариф придется оплачивать добросовестным потребителям.

— Весь уходящий год и я, и мои коллеги из омских СМИ уделяли много внимания ситуации вокруг МПЭП «Омскэлектро», которое является самым крупным должником не только филиала «Омскэнерго», но и всего ОАО «МРСК Сибири». Есть шансы распутать этот клубок проблем?
— Учитывая позицию городской администрации в этом вопросе, достижением можно считать уже тот факт, что общими усилиями правительства Омской области и наиболее ответственной части депутатского корпуса Омского городского совета удалось отстоять активы МПЭП «Омскэлектро», не допустить их распродажи. К сожалению, российское законодательство несовершенно, и этим откровенно пользуются городские чиновники. Считаю, оценку их действиям должны давать правоохранительные органы. Однако приводить муниципальное сетевое предприятие в нормальное финансовое состояние все равно нужно. Есть несколько способов, в том числе через передачу активов МПЭП «Омскэлектро» в аренду ОАО «МРСК Сибири». Уверен, в рамках единого электросетевого комплекса региона нам удастся вывести муниципальное предприятие на безубыточный режим работы в достаточно короткий срок. Все предпосылки для этого есть. Не могу сказать, что этот вариант для ОАО «МРСК Сибири» самый лучший с точки зрения бизнеса, но, учитывая социальную значимость городского электросетевого комплекса, мы готовы взять на себя дополнительные сложности, чтобы стабилизировать ситуацию с энергоснабжением в городе Омске.

— Каков на сегодняшний день объем долговых обязательств МПЭП «Омскэлектро» перед ОАО «МРСК Сибири»?
— Задолженность МПЭП «Омскэлектро» перед филиалом «МРСК Сибири» – «Омскэнерго» выросла до 1,163 млрд рублей. Это больше той суммы, которая необходима для финансирования годовой инвестиционной и ремонтной программ филиала, вместе взятых.

— А что в судах?
— Мы по-прежнему выигрываем все процессы. На 473 млн рублей у нас уже есть исполнительные листы. Часть этой суммы мы направили на взыскание в Службу судебных приставов, поскольку других вариантов возврата своих средств уже не видим. МПЭП «Омскэлектро» не платит за оказанные услуги по транспортировке электрической энергии, его задолженность растет, а ресурсы Омскэнерго не бесконечны. Из-за недобросовестности контрагента мы вынуждены привлекать значительные кредитные ресурсы, чтобы поддерживать надежность энергоснабжения в регионе и не сорвать сроки реализации областной инвестпрограммы. Тем не менее мэр города Омска Виктор ШРЕЙДЕР (на сегодня – уже бывший) «во избежание социальной напряженности» предложил нам отозвать исполнительный лист, пообещав расплатиться. Но ни сроков, ни графика оплаты в письме нет. Нами направлен ответ в мэрию. В нем сказано, что готовы ждать, но лишь в одном случае: если между заинтересованными сторонами будет подписано соглашение. А в качестве гарантии погашения задолженности должна быть предусмотрена передача имущества МПЭП «Омскэлектро» или его части под залог. Ответа на наше письмо не последовало. Проблема задолженности омского предприятия муниципальной энергетики рассматривается уже на федеральном уровне. Она была вынесена на заседание федерального штаба по обеспечению надежности энергоснабжения. Однако воз, как говорится, и ныне там. Видимо, ответственность за надежное энергообеспечение потребителей лежит вне сферы компетенции Омскэлектро и городской администрации.

— Надеюсь, эти сложности не повлияют на инвестпрограмму 2012 года? Какие планы у филиала «Омскэнерго» на будущий год?
— Я тоже надеюсь, что эта ситуация скоро разрешится, поскольку планов на 2012 год у нас действительно много. Сейчас активно ведутся работы по строительству Красногорского водоподъемного гидроузла. Наша задача – обеспечить электроснабжение этого крупного инфраструктурного объекта. Первый этап, связанный с обеспечением строительства, уже выполнен. Дальнейшая задача – завершить проектно-изыскательские работы и подготовку проектно-сметной документации, чтобы во второй половине 2012 года можно было приступить к реконструкции подстанции «Сургутская», с увеличением ее трансформаторной мощности, а также к строительству КТП 10/0,4 и линий электропередачи с таким расчетом, чтобы обеспечить ввод гидроузла в эксплуатацию. Продолжим работы по развитию электросетевого комплекса в муниципальных районах, поскольку правительство Омской области поставило на 2012 год еще более масштабную задачу – обеспечить ввод 600 тысяч кв. метров жилья на селе. Рассчитываем в будущем году завершить проектную часть подстанции 110/10 кВ, которая должна обеспечить реализацию инвестиционного проекта «ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры». По последнему объекту есть ряд вопросов. Руководство группы компаний «Титан», которая реализует проект, предполагает строительство собственных генерирующих мощностей в объеме 120 мегаватт. Сегодня договариваемся с Региональной энергетической комиссией, как синхронизировать эту работу. Инвестиции в развитие электрических сетей региона запланированы на 2012 год в размере 800 млн рублей. Рабочая группа с участием РЭК уточняет потребности энергетики и финансовые возможности региона. До конца января будет уточнена окончательная цифра инвестиций в развитие электросетевого комплекса Омской области на будущий год.

— И последний вопрос, связанный с вашим избранием в Законодательное собрание Омской области. Вы будете лоббировать в представительном органе интересы энергетической отрасли?
— Меня избирали жители северных районов Омской области, поэтому свою основную задачу как депутата я вижу в решении в первую очередь проблем своих избирателей. Вопросов много, и стоят они довольно остро. Понятно, что все проблемы не решить в одночасье. Требуется системная работа в течение нескольких лет, чтобы максимально эффективно использовать бюджетные средства, которые выделяются на развитие северных территорий. Поэтому вместе с муниципальными властями мы определили приоритетные направления работы. Это дороги, газификация, водоснабжение, ряд других вопросов. Если говорить о развитии энергетики в Омской области, то главная задача – разработка и приведение в соответствие нормативных актов, в соответствии с которыми работают предприятия региональной энергетики. Законотворчество необходимо, чтобы вопросы решались не по звонку чиновника, а в соответствии с четко прописанными правилами. Хорошо прописанный закон должен, образно говоря, выбивать почву из-под ног коррупционеров и недобросовестных чиновников. Сегодня обеспечение законности во всех сферах жизни — наша общая задача, и мы вместе должны ее решать.
— Мне остается только пожелать, чтобы все ваши планы реализовались. Спасибо за беседу, Сергей Николаевич.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/12/51/375791