Владимир РЕПИН, и. о. руководителя управления ФНС РФ по Омской области: «10 января я подпишу приказы о новом составе коллегии УФНС и об образовании общественного совета при управлении»

Дата публикации: 26 января 2012

Накануне Нового года в управлении Федеральной налоговой службы по Омской области появился новый руководитель — Владимир РЕПИН. До этого он работал первым заместителем генерального директора ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова». Напомним, что предыдущий руководитель ведомства Виктор ПОГРЕБНЯК ушел в отставку 9 августа 2011 года, проработав в этой должности 15 лет — с 1996 года. Главный редактор «Коммерческих вестей» Марат ИСАНГАЗИН встретился с Владимиром Валерьевичем накануне Рождества и задал ему ряд вопросов.

— Каким образом вы попали на должность руководителя УФНС?
— В моем случае все очень просто. Дело в том, что, помимо основного места работы на радиозаводе имени Попова, я был исполнительным директором омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия». У нее есть свой кадровый резерв, и она очень плотно работает с различными федеральными органами, в том числе и с Федеральной налоговой службой. Это очень эффективный инструмент, который работает по всей стране. Предложение поступило из самой службы. Соответственно, я думал. И думал долго, но в конце концов предложение принял.
— С кем в ФНС состоялся разговор – на каком уровне?
-Собеседование проходило в несколько этапов, как с руководителем ФНС, так и со всеми его заместителями и руководителями ключевых подразделений.
— Наверное, говорили и о том, что не устраивало в предыдущем периоде деятельности омского управления и почему был отправлен в отставку Виктор ПОГРЕБНЯК?
— Такого разговора не было. Со мной было бы его и некорректно вести. Никаких комментариев и характеристик в этих разговорах по отношению к прежнему руководителю не звучало. Но могу сказать, что для службы это не экстраординарное событие. Более того, буквально недавно принят федеральный закон, который вообще предписывает ротацию руководителей надзорных ведомств раз в три-пять лет. Что касается меня, то руководством ФНС России были высказаны пожелания, чтобы деятельность омского управления была более открытой, более клиенто- и общественноориентированной, прозрачной. Все остальное, тот функционал, который есть у службы, не позволяет много фантазировать, его просто нужно исполнять – качественно и профессионально, ориентируясь не на то, что мы какая-то дубинка, которая всех бьет, наоборот, нужно мотивировать налогоплательщиков к добросовестному исполнению своей законной обязанности по уплате налогов и сборов.
— В последнее время существенно изменилось законодательство, и для ряда налоговых нарушителей последствия уголовные заменились последствиями административными. Вы считаете, это в правильном направлении движение к либерализации? Помню, что в свое время к радиозаводу имени Попова были в свое время претензии налоговой, правоохранительных органов в связи с налогами, и достаточно большие были споры.
— Да, споры были долгими. Но в большинстве случаев споры закончились в пользу радиозавода. Это тоже интересная практика для руководителя налогового органа, потому что лучше понимаешь логику двух сторон, участвующих в налоговом споре. Честно говоря, в общении с руководителями федеральной службы на этом тоже был сделан акцент: они считают, что это очень интересный опыт. Возвращаясь к вопросу об изменении законодательства, слово «либерализация» здесь не совсем корректно – это скорее объективное явление сегодняшнего дня, модернизации экономики и всех социальных отношений, где в основу налоговых отношений положен поиск конструктивных решений, позволяющих увеличивать налогооблагаемую базу, стимулировать развитие. Меняется и сама налоговая служба. Например, очень остро и злободневно стоит вопрос развития системы досудебного аудита. Служба выступает инициатором многих судебных процессов — нужно представлять интересы в суде, нужно собирать доказательную базу. Досудебный аудит призван решать спорные вопросы административными методами внутри службы и не доводить их до судебного рассмотрения. Несколько важных цифр, иллюстрирующих данную тему. За 11 месяцев 2011 года в УФНС России по Омской области поступило 537 жалоб, 472 жалобы уже рассмотрены и 32% из них удовлетворены полностью или частично. Всего же в 2011 году всеми налоговыми органами Омской области поддерживалось около 34 тысяч дел в судах. Из них львиная доля – иски к физическим лицам по неуплате имущественного, транспортного, земельного и других налогов, которые на 99% нами выигрываются. Но мы стремимся, к тому, чтобы правовая культура налогоплательщика не ограничивалась убеждением о единственной возможности защиты своих прав через судебное разбирательство. Налогоплательщик должен понимать, что конечной инстанцией может быть и сама служба. Для этого нужно вызывать доверие у налогоплательщиков. Одним из способов, с помощью которого мы надеемся эту ситуацию улучшить в 2012 году, это эффективность работы комиссий помобилизации налоговых доходов, но на иных основаниях. Это внутренние комиссии в самом управлении и инспекциях, которые четко понимают ситуацию с налогоплательщиком, анализируя ее, приглашают его, обращают внимание налогоплательщика на недочеты в режиме диалога, обсуждения, дискуссии.
— Это с юрлицами?
— Да. С физическими лицами немного иная вещь. Они – я говорю не об индивидуальных предпринимателях – должны как можно больше знать о своих правах в части налогового законодательства и своих обязанностях и иметь возможность реализовать эту обязанность удобным для себя способом. На сегодня на сайте федеральной налоговой службы есть личный кабинет. Я сам его опробовал еще до прихода на работу в налоговые органы, посмотрел свою историю, увидел небольшой долг по транспортному налогу, распечатал и в Сбербанке спокойно его оплатил. В Омской области мы пробуем еще и другие методы: работа мобильных офисов налоговой службы в отделениях Сбербанка. Наши специалисты приезжают в отделение, какое-то время там находятся, и любой может подойти и увидеть свою задолженность, ему ее распечатают, покажут, и если он с ней согласен, тут же может квитанцию взять иее оплатить.
— И что, народ идет?
— За декабрь мобильные офисы работали в шести отделениях Сбербанка — более 3000 человек обратились и уплатили налогов на 2,2 млн рублей. По-моему, эффективность видна и не требует дополнительных комментариев. Есть и другие способы. Это операционные залы, которые мы открываем непосредственно в инспекциях. Накануне Нового года мы открыли уже третий такой оперзал — в Советской районной инспекции: оборудованное помещение для физических и юридических лиц, профессиональные операционисты, гибкий график работы зала, возможность здесь же рассмотреть спорную ситуацию и получить комментарии и объяснения работников налоговых органов. Тут же расположен терминал, через который можно налог оплатить.
— Какая ситуация с амнистией платежей до 2009 года?
— Списание задолженности физических лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам, которая сформировалась до 1 нваря 2009 года, будет осуществлено в полном соответствии со сроками и требованиями, установленными федеральным законом и решениями Правительства России. По нашим предварительным подсчетам, амнистия коснется более 300 тысяч жителей Омской области — будет списано около 200 млн рублей.
— В прошлом году много говорилось по поводу организаций-однодневок.
— Многие считают, что ФНС — это только налоги и сборы, но это не так. Налоговая служба осуществляет еще несколько государственных функций. Первая из них, безусловно, контроль и надзор законодательства по налогам и сборам, но это еще и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком ее регистрации и использования, контроль за полнотой учета выручки денежных средств у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, функция надзора за проведением лотерей, функция государственной регистрации юрлиц и ИП, ведение разного рода реестров, постановка на налоговый учет. Новая функция, которая недавно появилась, – ведение Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). До этого ФНС вела свою ведомственную базу, но сейчас отвечает за объединение в единую ФИАС всех ведомственных баз, в том числе тех, которые ведут органы местного самоуправления. В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона об адресе, потому что ясного и четкого правового понятия адреса на сегодняшний момент не существует. С принятием закона еще и в процедуре присвоении адреса наконец-то будет введен единообразный порядок во всей стране. К примеру, на налоговом учете у нас в Омской области стоит около 47 тысяч юридических лиц. Из них до 2002 года созданы около 14 тысяч. Это значит, у некоторых из них могут оказаться неактуальные адреса юридической регистрации. Что касается выявления фирм-однодневок – это актуальная тема для налоговых и правоохранительных органов. Механизмы выявления есть, изменения в уголовное законодательство внесены – в 2012 году будем нарабатывать правоприменительную практику в этой сфере, в том числе посредством налогового контроля и более требовательного подхода при регистрации организаций.
— Какие-то кадровые решения уже принимались: кто-то ушел, кто-то пришел? Или таковые предполагаются?
— Заданности такой нет. Никакого черного или серого списка тоже нет. Но на встрече с коллективом я объявил, что при необходимости кадровые изменения будут, и для руководителей это не должно стать какой-то неожиданностью. Любой руководитель, на мой взгляд, всегда должен быть готов к любым перестановкам. Тем более что я, например, считаю совершенно нормальным систему ротации среди руководителей инспекций
районных. Потому что это, в частности, позволит если не устранить полностью, то значительно минимизировать возможности коррупционных схем. В том числе ничего страшного не вижу, если это будет касаться руководителей подразделений областного управления.
— С руководством области вы уже встречались? Насколько я понимаю у регионального правительства, скажем мягко, с руководством предыдущего вашего места работы, радиозаводом имени Попова, были сложные взаимоотношения. И явно не все могли приветствовать ваше назначение.
— Очень много мифов о том, какие взаимоотношения у руководства области или у каких-то отдельных областных руководителей с радиозаводом имени Попова. В предыдущей своей должности там, где я сталкивался с руководителями или представителями правительства Омской области или администрации города Омска,практически всегда удавалось найти взаимопонимание.Я не помню за время своей работы категорически негативной реакции. Все остальное давайте оставим на совести тех людей, которые, может быть, специально такие слухи инициируют. По поводу моего назначения я знаю только одно: моя кандидатура прошла согласование у полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Рабочие контакты с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления обусловлены самой сутью деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, и они будут системными. Надо будет провести ряд встреч и с коллегами — руководителями территориальных органов иных федеральных ведомств — Службы судебных приставов, Управления внутренних дел, антимонопольного управления, Управления Росреестра и других.
— Уже знаете, что сделаете в первый рабочий день 10 января?
— Любой рабочий день у руководителя налогового органа начинается со знакомства с информацией о состоянии поступлений налогов и сборов! Первый рабочий день 2012 года не будет исключением – мы получим более полную информацию о налоговых сборах в самые последние дни 2011 года. Помимо этого, 10 января я подпишу приказы о новом составе коллегии УФНС и образовании общественного совета при управлении.
— Раньше совета не было?
— Не было. Это консультативный экспертный орган, который призван прежде всего внести прозрачность в нашу работу, обсуждать наиболее актуальные проблемные вопросы, инициативы по работе с налогоплательщиками, результаты деятельности. Чтобы мы вышли на прямой диалог и с предпринимательскими объединениями, и с работодателями, и с профсоюзами. Мы в течение месяца сформируем состав и в феврале проведем первое заседание. Помимо этого, я намереваюсь в январе начать проводить встречи со всеми крупнейшими налогоплательщиками региона — с руководителями организаций, их заместителями по финансовым вопросам, экономике, главными бухгалтерами.
— Ряд помещений районных инспекций располагаются в бывших детских садах.
— Тут, к сожалению, ничего уже не поделаешь. Это не зависело от налоговых органов, помещения предоставлялись нам местными органами власти в то время, когда детские сады массово закрывались. И я скажу свое личное мнение: сегодня и неправильно вести речь о возвращении этих помещений, потому что любой профессионал в сфере образования скажет, что сейчас санитарные требования к дошкольным учреждениям просто как небо и земля отличаются от тех модельных детских садов, строившихся 20-25 лет назад. Реконструировать старые здания под новые требования будет значительно дороже, чем построить новый детский сад.
— Как с коррупцией в своих рядах собираетесь бороться. В последнее время прокуратура сообщила о ряде судебных процессов против отдельных налоговых инспекторов.
— Для этого, в частности, мы и собираемся улучшить прозрачность нашей работы, в том числе и через общественный совет. На сайте Управления ФНС всегда есть возможность прямого обращения при наличии фактов коррупционной деятельности сотрудников налоговых органов. Конечно же, никто не отменял прием по личным вопросам, которые проводятся всеми руководителями налоговых органов. Комментировать сегодня коррупционные факты, о которых вы сказали, смысла нет, так как есть обвинительные решения судов. Хочу обратить внимание, что несколько из этих случаев были выявлены нашим подразделением по безопасности. К тому же у нас есть практика внутренних проверок. Например. в 2011 году работу всего омского управления проверяла выездная инспекция Центрального федерального округа.
— Сибирского, наверное?
— Нет, именно Центрального. То есть никак не связанного с нашим регионом. Они работали около 30 дней, акт на 400 страниц составили. Впрочем к итогам любых проверок надо относиться внимательно и профессионально, четко понимая. какие нарушения выявлены и носят ли они системный характер. Например, недавно прошла информация, что значительное количество нарушений закона о госслужбе было выявлено в нашем управлении ФНС. Я первым делом, когда пришел, запросил эти материалы: слово «значительное» меня насторожило. Выяснилось, что практически в 90% случаев наши работники, указывая площадь жилого помещения, забывали 0,1 кв. метра или 0,2. Кто-то посмотрел в технический паспорт, кто-то — в договор на строительство жилья, кто-то — в свидетельство. Таких нарушений много выявлено. Мы их, конечно, все устранили.
— Сколько человек работает в омском УФНС?
— На сегодняшний момент более двух тысяч человек, и я хотел бы пожелать всем сотрудникам налоговых органов в 2012 году профессионально и честно нести свою государственную гражданскую службу.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/01/1/569690