Предприниматель года: крупный бизнес

Дата публикации: 11 января 2012

Уходящий 2011 год для региональной экономики был щедрым как на негатив, так и на позитив, у многих найдутся определенные достижения, но самыми убедительными победами в сегменте крупного бизнеса, на взгляд экспертов «КВ», могут похвастаться лишь трое омских предпринимателей – генеральный директор ООО «НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ, председатель совета директоров ООО «Алкогольная сибирская группа» Андрей СТРЕЛЕЦ и генеральный директор ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» Иван ПОЛЯКОВ. Все они очень разные и по характеру, и по темпераменту, и по манере ведения бизнеса, а кто именно из них более достоин первой строчки в бизнес-рейтинге 2011 года – решать читателям «КВ». Все мнения и доводы принимаются до конца текущей недели по адресу: kv@kvnews.ru, а итоги ежегодного конкурса «Предприниматель года» мы подведем в следующем номере. Заранее благодарим всех за участие.


Олег ШИШОВ,
генеральный директор ООО «НПО «Мостовик»

Как самокритично признается сам Олег ШИШОВ в своем новогоднем поздравлении коллективу НПО «Мостовик», 2011 год не был таким уж успешным, как предыдущие годы. Мол, в отличие от многих предыдущих лет НПО «Мостовик» не приросло новыми масштабными объектами, а было нацелено на выполнение ранее взятых на себя обязательств и в проектировании, и в производстве, и в строительстве. Отдавая дань скромности гендиректора НПО «Мостовик», хочется напомнить читателям «КВ», что в предкризисном 2007 году годовой оборот «Мостовика» был на уровне 8,1 млрд рублей, а 2011 год предприятие планировало завершить с оборотом, близким к 50 млрд рублей, что уже сравнимо с годовым бюджетом всей Омской области.

На самом деле в 2011 году «Мостовик» поучаствовал примерно в 100 конкурсных торгах и в половине случаев одержал победу (общая сумма заключенных контрактов – 15 млрд рублей). География новых объектов обширна – Московская, Ленинградская, Мурманская, Тюменская, Новосибирская области, Краснодарский и Красноярский края, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Якутия, Республика Беларусь. В том числе и Омская область, понятно. Кроме того, «Мостовик» подписал в прошлом году договор с дочерним предприятием «Сибура» о строительство комплекса по перевалке сжиженного газа и светлых нефтепродуктов в морском торговом порту Усть-Луга в Ленинградской области и заключил договор с российско-бельгийским предприятием «РусВинил» на строительство в Нижегородской области завода по производству поливинилхлорида.

Нелишне будет напомнить, что весь 2011 год «Мостовик» продолжал интенсивно строить во Владивостоке флагманский вантовый мост через пролив Босфор Восточный, который к концу декабря был готов уже на 93%, а его торжественная сдача в эксплуатацию 30 июня 2012 года обязательно привлечет внимание и нового президента России Владимира ПУТИНА, и будущего премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА (и неудивительно, ведь это первый в России мост, у которого пилон высотой со 100-этажный дом). Ударно потрудились работники Олега ШИШОВА и в городе Сочи, и на олимпийских спортивных объектах (ледовая арена и санно-бобслейная трасса), где месячный объем строительно-монтажных работ достиг уже миллиарда рублей. А руководство ОАО «РЖД», по достоинству оценившее удобство вокзальных комплексов станций Адлер, Олимпийский парк и Альпика-Сервис, в прошлом году заключило с «Мостовиком» контракт на проектные работы по реконструкции вокзальных комплексов шести городов России — Мурманска, Краснодара, Волгограда, Пензы, Самары и Владимира.

Хорошую поддержку на федеральном уровне получил Олег ШИШОВ и для своего десятимиллиардного проекта по строительству завода поликристаллического кремния «Кристалл». Пока ГК «Титан» спорит с омскими экологами и грозится показать всем проект своего завода поликремния, «Мостовик» уже осваивает площадку в особой экономической зоне «Алабуга». Причем, в Минэкономразвития РФ предложили на выбор сразу несколько особых экономических зон, но Олегу ШИШОВУ приглянулась площадка именно в Республике Татарстан, где ему, как резиденту перспективной ОЭЗ, в обмен на инвестиции пообещали освободить завод от налогов на 10 лет и обеспечить нулевыми таможенными пошлинами.

А в Омске без «Мостовика» вообще невозможен ни один серьезный региональный или городской проект, финансирование которых предусматривается из областного или федерального бюджета. В мае «Мостовик» уже начал возведение Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш – самого лелеемого омским губернатором проекта из всех, включенных в план подготовки к 300-летию Омска, а в сентябре сдал в эксплуатацию первый объект уже легендарного омского метрополитена – подземный пешеходный переход на перекрестке Красного пути и улицы Фрунзе, который входит в комплекс станции метро «Библиотека им. Пушкина».

В минувшем году областная власть определилась окончательно и с партнером, которому можно доверить еще один легендарный объект — аэропорт Омск-Федоровка. Естественно, генпроектировщиком и генподрядчиком нового аэропорта тоже стал «Мостовик», поскольку международные холдинги не пожелали самостоятельно искать деньги, а Олег ШИШОВ уже давно не боится задач, которые считаются практически невыполнимыми. Зато если «Мостовик» все же достроит новый аэропорт, то автоматически станет не только владельцем контрольного пакета весьма перспективного инфраструктурного предприятия с уставным капиталом в 7,3 млрд рублей, без услуг которого никак не смогут обойтись два миллиона жителей Омской области, но еще и крупнейшим в Сибири девелопером, который будет управлять застройкой освобождающейся территории аэропорта Омск-Центральный.


Андрей СТРЕЛЕЦ,
председатель совета директоров ООО «Алкогольная сибирская группа»

Можно как угодно относиться к крепкому алкоголю, то с тем, что Омск в России известен прежде всего хоккейным клубом «Авангард» и водочным брендом «Пять озер», спорить трудно. В июне Роспатент даже официально признал товарный знак «Пять озер» общеизвестным. А статус «общеизвестный» не только блокирует регистрацию одноименных товарных знаков по другим классам, но и дает бессрочную правовую охрану (для обычного товарного знака срок охраны составляет 10 лет). На начало августа в России было зарегистрировано всего 85 общеизвестных товарных знаков, в том числе такие, как «Газпром», «Лукойл», Heineken, Nike, Lipton, «Вимм-Билль-Данн» и «Дисней». Да и прошлогодний социологический опрос, проведенный группой социологов МГУ, говорит о том, что более 85% потребителей всей России словосочетание «Пять озер» однозначно ассоциируют с омским производителем водки.

Кризис 2008 года Андрея СТРЕЛЬЦА подкосить не смог, но однозначно притормозил его амбициозные планы. То есть у него все было хорошо, но конкуренты все же оказались проворнее. И только в минувшем году Андрей СТРЕЛЕЦ собрался с силами, нашел в своей компании очередные внутренние резервы, учел просчеты, кардинально перестроил свою систему дистрибуции и снова оседлал, похоже, нужную волну. Уходящий 2011 год «Алкогольная сибирская группа» завершает с существенным приростом в продажах, а годовой оборот компании уже перевалил (судя по предварительным данным) через психологически важную отметку в 10 млрд рублей. По собственным оценкам, АСГ занимает сейчас 12,9% субпремиального сегмента и 6% всего российского водочного рынка в целом. Но такого результата Андрею СТРЕЛЬЦУ опять недостаточно. К 2014 году АСГ рассчитывает увеличить свои продажи еще на 60% (до 10 млн дал), увеличить свою долю рынка до 10% и догнать лидеров – «Русский алкоголь» и «Синергию».

Довольно длительное время Андрей СТРЕЛЕЦ придерживался взвешенной политики в отношении ассортиментного портфеля, основной упор делал на популярный бренд «Пять озер», к которому очень осторожно добавлял новые субпремиальные («Кедровица») и премиальные («Хаски») марки, но в 2011 году изменения произошли и в его бизнес-стратегии. АСГ вывела на федеральный рынок сразу несколько новых марок. В том числе в нехарактерных для нее среднеценовом и низкоценовом сегментах, которые в последние годы демонстрируют устойчивый рост. Одну из новых марок, «Чистый состав», которая позиционируется в среднеценовом сегменте (от 130 рублей), разработало, кстати, известное брендинговое агентство Classens, автор таких известных водочных брендов, как «Русский стандарт», Nemiroff и «Парламент».

А в ноябре Андрей СТРЕЛЕЦ сделал ход конем и выкупил второй по популярности премиальный водочный бренд «Белая березка» у ростовской компании «Регата». Цену сделки продавец и покупатель не озвучили, но Андрей СТРЕЛЕЦ не стал отрицать, что она находится в интервале от 30 до 50 млн долларов США. Вместе с брендом омскому производителю достался и дистрибутор «Регаты» – торговый дом «Регата-Столица» со складом в Москве, что тоже неплохо для логистики АСГ. В 2010 году объем продаж «Белой березки» составлял 460 тысяч дал, эта марка занимала порядка 18% премиального рынка (0,33% всего водочного рынка), и если Андрею СТРЕЛЬЦУ удастся реализовать свой план и увеличить продажи «Белой березки» вдвое за ближайшие три года, то есть шансы обогнать в премиальном сегменте и нынешнего лидера – «Русский стандарт».


Иван ПОЛЯКОВ,
генеральный директор ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»

Позитивных событий в жизни неутомимого Ивана ПОЛЯКОВА было в прошлом году с избытком. В мае завершился анонсированный в 2010 году процесс по созданию Межгосударственной корпорации развития (МКР) с уставным капиталом в 100 млн рублей, учредителями которой выступили радиозавод им. Попова и киргизская корпорация «АК-Марал». И генеральным директором новой организации был назначен, естественно, Иван ПОЛЯКОВ. Как он сам пояснял «КВ», корпорация была создана, чтобы вести деятельность по развитию, поддержанию и внедрению высокотехнологичных проектов и продуктов в шести государствах ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), а приоритетом в ее деятельности будет приобретение пакетов акций инновационных предприятий и участие в инновационных бизнесах.

Буквально сразу МКР были выкуплены контрольные пакеты акций киргизского радиозавода и трех российских предприятий. Одно из них специализируется на высокотехнологичных решениях в телекоммуникационной области, другое — на разработке беспилотных летательных аппаратов нового поколения, третье обладает опытом в разработке микроэлектроники и современной элементной базы. Понятно, что эти покупки были сделаны не для количества, а с целью диверсификации бизнеса, и первые подвижки в этом направлении уже заметны. К концу прошлого года омский радиозавод объявил о получении лицензии от Федеральной службы по оборонному заказу на разработку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов для нужд армии.

Впрочем собственных разработок у омского радиозавода тоже хватает. В начале прошлого года Роспатент выдал радиозаводу сразу нескольких патентов на промышленные образцы современной цифровой техники связи, в том числе был запатентован и блок управления и организации межстанционной связи. Для телевизионщиков омский радиозавод разработал цифровую вещательную систему DBTS, которая по ряду параметров превосходит международный стандарт спутникового вещания DVBS и может обеспечить одновременную ретрансляцию не менее 80 телевизионных каналов и широкополосный доступ в Интернет. Причем разработчик гарантирует высокую помехозащищенность своей системы вещания.

Предприятие Ивана ПОЛЯКОВА активно и довольно успешно продвигало в минувшем году на всех международных отраслевых выставках свои монолитные пьезоэлектрические фильтры в SMD-корпусах, где в качестве пьезоэлектрического материала используется кварц, лангасит и танталат лития. А цифровую интеллектуальную телекоммуникационную систему IDTS, которая обеспечивает устойчивую армейскую связь на расстоянии до 200 километров с пропускной способностью до 155 Мбит/с, предприятие уже запустило в 2011 году в серию и выполнило, кстати, весь объем производства в рамках гособоронзаказа досрочно – уже в начале ноября.

По заказу двух филиалов ОАО «МегаФон» было изготовлено несколько мобильных базовых станций подвижной радиосвязи стандартов GSM и UMTS на камазовском шасси, которые предназначены для организации сотовой связи по временной схеме в тех местах, где она отсутствует вовсе, а также для оперативной организации полной инфраструктуры связи в зоне возникновения чрезвычайных ситуаций. Договорился Иван ПОЛЯКОВ и с корпорацией «КАМАЗ», и теперь на бронеавтомобиль KAMAZ-43269 будет устанавливаться омская система подвижной радиосвязи.

Обращают на себя внимание и успехи Ивана ПОЛЯКОВА в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В сентябре от имени радиозавода он подписал рамочное соглашение о совместных исследованиях и разработках в области систем связи с китайским телекоммуникационным гигантом ZTE, который известен в России как производитель брендированных телефонов МТС и «Билайна», а еще раньше, в начале года, консорциум частных инвесторов из Гонконга выкупил у Ивана ПОЛЯКОВА за млн права на продвижение нового стандарта связи HPIP (Hybrid Public Intellectual Product) на территории Китая, Малайзии, Индонезии, Индии и Гонконга (новый стандарт предлагается на смену существующего стандарта транкинговой радиосвязи TETRA, который был разработан Европейским институтом телекоммуникационных стандартов). Предполагается, что ОмПО «Радиозавод им. Попова» доведет свою интеллектуальную собственность до стадии «железа» уже к концу 2012 года.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/01/1/predprinimatel_goda_krupniy_biznes