Александр ГОРБУНОВ, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области: «Омская промышленность уже производит продукции больше, чем в советские времена, просто некоторые в это не хотят верить»

Дата публикации: 18 января 2012

Омские предприятия в очередной раз завершили год, по данным регионального минпрома, с положительной динамикой. О том, какие факторы поспособствовали росту производства, об основных тенденциях 2011 года, актуальных трендах и конкурентных преимуществах Омского региона в современных условиях обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александра ГОРБУНОВА.

— Александр Владимирович, с какими основными показателями завершила 2011 год омская промышленность?

— Общий объем выпуска продукции вырос в 2011 году на 7%. По этому показателю мы опять вошли в число лидеров, поскольку, по оценке Минэкономразвития РФ, индекс промышленного производства российской промышленности в целом ожидается на уровне 4,8%. Причем положительную динамику продемонстрировало большинство обрабатывающих производств региона. В легкой промышленности рост – 50% за год. У производителей строительных материалов – 40%. У производителей электро- и электронного оборудования – 20%.

— Чем с точки зрения регионального министра промышленной политики отличается 2011 год от предыдущего 2010 года?

— На мой взгляд, именно в 2011 году наиболее ярко проявилась тенденция по созданию предприятий нового типа с компактным и высокоэффективным производством. Причем не просто компактным, но и оснащенным современными производственными фондами с большей чем раньше фондоотдачей, что позволяет производить на меньшей площади больше продукции с более высокой добавленной стоимостью. Первый удачный пример продемонстрировало ОАО «Высокие технологии». Второй пример – ПО «Полет», развитие которого пошло по такому же варианту. Сейчас по этой дороге идут ОМО им. Баранова и КБТМ. И для меня важно, что эти очаги новой промышленной культуры начинают тиражироваться все большим количеством омских предприятий.

В 2011 году отчетливей стала проявляться и другая тенденция, которую я не могу не упомянуть, – кооперация. Одна из проблем предприятий оборонной отрасли, которые работали в Омске, – отсутствие горизонтальных связей. В Советском Союзе каждое предприятие подчинялось своему министерству, и даже если они стояли забор к забору, все равно имели свой собственный полный цикл производства. Сейчас все стали понимать, что не обязательно каждому иметь собственную гальванику, к примеру, или литейку. И начинается выстраивание горизонтальных связей. Заработал центр кооперации, который ко всему прочему втягивает в орбиту отраслевых лидеров малые и средние предприятия региона.

Крупное предприятие объективно обладает меньшей динамикой, чем малое. Преимущество большого – это эффект масштаба, то есть крупносерийного производства, которое всегда входит в противоречие с динамикой. А если крупное предприятие сформирует вокруг себя «подушку» из малых и средних производств, которые первыми реагируют на изменения рынка и обеспечат крупному возможность выполнения консолидированного заказа, то от этого выиграют все участники этого процесса.

— Под центром кооперации вы имеете в виду НП «Сибирское машиностроение»?

— В том числе «Сибирское машиностроение». Хотя эффект центра кооперации у «Сибирского машиностроения» – это побочный эффект на самом деле. Некоммерческое партнерство создавалось не для этого. Тем не менее, когда мы собираем вместе руководителей различных производств, у них изменяется и система мышления. Выгоды от интеграции – они уже понимаются не на уровне разговоров, как в прошлые годы, а реализуются в конкретных заказах. Ну и можно упомянуть созданный в 2010 году Центр производственно-технологической кооперации (субконтрактации). Его задача — комплексная поддержка устойчивого развития малого и среднего производственно- ориентированного бизнеса, включая использование механизма производственной кооперации, коммерциализацию технологических инноваций, содействие технологическому перевооружению предприятий, оказание консультационных и маркетинговых услуг.

— Вы говорите, что индекс промпроизводства в Омской области опять был выше, чем в среднем по России. Так мы догоняем поезд или все же опережаем?

— Сложно сказать однозначно, догоняем мы или опережаем. Это смотря что брать за базу. В СССР было принято отталкиваться от показателей 1913 года, сейчас, когда пытаются оценивать динамику промпроизводства, часто вспоминают времена СССР. Так вот, сегодня промышленность Омской области уже перекрыла советские показатели. Структура промышленности поменялась, да. Поменялась и структура выпуска продукции предприятий. Было время, когда в ПО «Полет», например, работал целый завод стиральных машин. Сейчас его нет, и уже никогда, я думаю, ПО «Полет» не захочет выпускать стиральные машины. Есть и другие примеры предприятий, которые после бурных 90-х с колен не поднялись. Но при этом общий объем промпроизводства в области растет, и на сегодняшний день мы производим больше промышленной продукции, чем во времена СССР. Я знаю, что многие по разным причинам не хотят в это верить, может, в силу ностальгии, но факты – вещь упрямая.

— Ну а те предприятия, которые не поднялись, с ними-то как быть?

— Эти промышленные площадки, которые «зависли», все равно имеют перспективу. Это наш задел на будущее. Есть в бизнесе такие понятия, как «гринфилд» и «браунфилд». «Гринфилд» — это промплощадка, которую необходимо осваивать с нуля. «Браунфилд» — это почти готовая площадка, где имеются землеотводы, есть необходимый набор коммуникаций, а в некоторых случаях и готовые промышленные объекты, которые требуют лишь незначительной реконструкции. Так вот, в Омской области достаточный набор «браунфилдов». Есть квалифицированные трудовые ресурсы. Задача инвесторов только одна – определиться, что именно выпускать, а площадки в Омске мы им найдем.

— ГК «Титан» уже завершает, насколько я понимаю, строительство завода полипропилена. Каковы перспективы сбыта его продукции?

— Омский завод будет четвертым в России предприятием по производству полипропилена, но при этом единственным, кто обладает набором самых современных технологий. Они позволяют производить марки высококачественного полипропилена, не имеющие аналогов. Ассортимент продукции – 78 марок, такого большого предложения нет ни у одного из существующих в России производств, так что со сбытом, я уверен, проблем не будет. К тому же большую часть полипропилена, порядка 100 тысяч тонн, предполагается перерабатывать на месте, в Омской области. В этом как раз и состоит идеология кластерного подхода в реализации проекта ПАРК – создается инновационно-технологическая структура полного цикла переделов сырья. Предприятия объединяются в кластер, чтобы снизить издержки и себестоимость продукции, тем самым повысив ее конкурентоспособность на рынке.

— С достройкой аэропорта Омск-Федоровка все более-менее ясно. В прошлом году правительство определилось с инвестором, было создано ОАО «Омский аэропорт Федоровка» с двумя соучредителями – НПО «Мостовик» и Омской областью. Не совсем понятны лишь перспективы аэропорта Омск-Центральный…

— Планы по завершению строительства аэропорта Омск-Федоровка вовсе не отменяют обязанностей Омской области по развитию существующего аэропорта. Какой смысл достраивать новый аэропорт, если не будет пассажиропотока? Что тогда переносить в Омск-Федоровку? Омск-Центральный мы поддерживали и будем дальше поддерживать и развивать. Улучшения, которые произошли в прошлом году, они видны, на мой взгляд, даже визуально. В настоящее время подходит к завершению и проект первого этапа реконструкции международного сектора аэровокзала. По завершении проекта планируется, что старое здание международного сектора начнет работать только на вылет, а прилет будет организован через правое крыло аэропорта, которое было перестроено. Надеюсь, что в 2012 году мы сможем уйти от реверсивной схемы посадки-высадки пассажиров международных рейсов, из-за которой самолеты простаивают по 3-4 часа. Такое время категорически не устраивает иностранные авиакомпании, и они зачастую именно по этой причине не летают в Омск. Они не могут себе позволить задерживать самолеты в аэропорту больше чем на час. Именно по этой причине ремонт международного сектора при всей его кажущейся незначительности – это важный этап. Как в свое время важным для нас было строительство мест стоянки самолетов, чтобы исключить схему буксировки. Это решение было предложено губернатором Омской области Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ и реализовано в течение 2011 года. Кстати, в декабре прошлого года по этим местам стоянки уже сняты ограничения для приема самолетов класса Airbus-320. А это означает, что в летнем расписании ведущие авиакомпании, в частности S7, смогут использовать самолеты большей емкости, другой дальности и повышенной комфортности, а это уже совершенно иной уровень и аэропорта.

— Взаимодействует ли минпром с новым владельцем авиакомпании «Иртыш» Юрием БЕРЕСТНИКОВЫМ, который выкупил ее у «Мостовика»?

— Конечно. У него весьма интересные планы. Есть соглашение с заводом в Воронеже о приобретении в лизинг новых среднемагистральных самолетов Ан-148. Единственная непонятность на сегодняшний день – это сертификат эксплуатанта. Ему выдали сертификат в Росавиации, а через несколько дней вышла информации о том, что у авиакомпании «Иртыш» отозван сертификат. Причем без всякого предупреждения. Он узнал об этом из информации на сайте Росавиации. Мы в этой истории тоже пытаемся сейчас разобраться.

— А какие перспективы у омского метрополитена в отсутствие федерального финансирования?

— Запланированные объемы финансирования из федерального бюджета по миллиарду рублей в год никто не отменял и не корректировал. Эти деньги будут поступать в Омск, несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых СМИ, которые написали, что Омску не дали денег на метрополитен. На самом деле деньги были выделены, просто они проходят через дотации на выравнивание, то есть другой строкой в бюджете, где они обезличены. Проходка тоннелей щитом Lavat продолжается, и эти средства в размере одного миллиарда рублей в год позволяют надеяться, что все запланированные на 2012 год объемы работ будет выполнены. Предполагается закончить подготовку и новой проектной схемы, которая предусматривает укороченные станции и автоматические поезда метро. На эту тему СМИ тоже прошлись иронично. Я не против иронии, но давайте тогда смеяться над всем остальным миром. Даже в Лондоне новые ветки метро строятся по схеме легкого автоматического метро. Все станции на окраинах Лондона – они либо на поверхности, либо неглубокого залегания. И очень небольшие.

— В прошлом году на минпром возложили обязанность по регулированию таксомоторных перевозок. И как идет процесс выдачи разрешений таксистам?

— По такси у нас очень интересная динамика. Процесс выдачи разрешений начинался с десяти машин в неделю, потом ускорился до пяти машин в день, а в декабре, бывало, мы выдавали за день уже по сто разрешений. Так что все крупные и средние таксомоторные компании уже прошли эту процедуру и омичам можно не беспокоиться.

— В этом году вы уже не будете выдавать разрешения таксистам?

— Почему? Будем. Просто с 1 января 2012 года владельцы такси, кто не прошел процедуру лицензирования и не получил разрешения, не имеют права оказывать услуги пассажирам. Но как только они разрешение получат, пусть даже в 2012 году, опять смогут работать.

— Не требовали, чтобы все омские такси были, например, единого желтого цвета?

— Ничего лишнего мы от владельцев такси не требуем. Только то, что предусмотрено федеральным законодательством. Все транспортные средства, которые используются их владельцами в качестве такси, должны быть легко опознаваемыми, иметь цветографическую схему, счетчик, проходить регулярные техосмотры перед выездом на линию. Если у человека есть транспортное средство, которое ему приносит доход, он обязан задумываться о его техническом состоянии. На первом месте должна стоять безопасность пассажиров. Услуги такси должны быть цивилизованными. У нас, к сожалению, они пока не на высоте. Я помню свое удивление, когда впервые оказался в западной стране, в Испании, проехал на такси, а мне водитель выписал чек и даже чаевые категорически отказался брать.

— На текущий год вы опять прогнозируете прирост индекса промпроизводства?

— Задачу по увеличению объемов выпуска промышленной продукции на 10% в сравнении с 2011 годом поставил перед нами губернатор, председатель правительства Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ в послании Законодательному собранию Омской области, и у нас есть все основания считать ее выполнимой. Высокие темпы роста промпроизводства поддерживаются в области с 1999 года. За это время только один год стал исключением – 2009-й, когда индекс промпроизводства снизился на 8,9%. Но исключения, как известно, только подтверждают правило.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/01/2/946929