В 2012 году в Тунисе должен открыться крупный культурно-развлекательный центр с казино, созданный по проекту омской архитектурной мастерской «Domus». О работе над этим проектом обозревателю «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ рассказал директор студии, экс-главный художник и главный дизайнер города Омска Игорь ВАХИТОВ.
— Игорь Александрович, как вы оказались в Тунисе?
— Это было еще несколько лет назад. Наша работа по участию в создании клуба XL в Омске велась в сотрудничестве с одной из московских компаний, которая занимается звуковым и световым оборудованием. В 2008-м им предложили принять участие в строительстве крупного досугового центра в Тунисе. Там побывали уже несколько специалистов – архитекторов и дизайнеров, но у них ничего не получалось. Поэтому заказчики решили организовать тендер, и нам предложили в нем поучаствовать. Но до тендера, собственно, дело не дошло: мы показали свое портфолио, и заказчик остановил свой выбор на нас.
— Кто же этот заказчик?
— По сути, заказчиком является японская частная компания, японцы в последние годы интенсивно ищут места вложения своего капитала в других странах. Менеджерами проекта выступили москвичи. Получился такой интернациональный сюжет: дизайнеры сибирские, заказчики японские, менеджеры московские, а строители – арабы. Специально под этот проект была создана новая компания.
— А москвичи как попали в этот проект?
— Культурно-развлекательный комплекс связан с казино, после запрета в Москве игорного бизнеса российские бизнесмены начали искать себе новое место для размещения игорных комплексов. Наши менеджеры выбрали развивающийся Тунис.
— Когда началась ваша работа над новым проектом?
— Наша первая командировка состоялась в 2008 году. Объект находится в городе Сус – одном из самых крупных курортных городов Туниса. Так вот, в центре города стоит один из самых крупных отелей – Riadh Palms. В этом отеле был крупный конференц-зал городского назначения площадью 3 тысячи кв. метров для проведения конференций и симпозиумов. Но они решили его использовать в коммерческих целях, и японские бизнесмены взяли этот зал в аренду под реконструкцию с правом последующего выкупа. В 2008 году начались предпроектные работы, а к лету мы сформировали общее понимание концепции проекта. Комплекс получил название «Европа». Эта идея возникла не случайно: тунисские арабы со времен Карфагена связаны с Европой, она является для них примером демократии и культурным центром, и в то же время европейские туристы, находясь в арабской стране, со временем начинают скучать по европейскому комфорту и с удовольствием посещают комплексы высокого уровня. Анализируя ситуацию, мы поняли, что если бы мы сделали что-то в местном колорите, это никого бы не удивило и не заинтересовало. Особенность концепции заключается в том, что архитектура комплекса выполнена в стиле неоклассицизма и европейской эклектики XVII – XVIII веков. В итоге в проекте получился огромный двухсветный зал высотой 10 метров, по его периметру расположились фасады зданий, которые как будто окружают старую европейскую площадь. Потолок – имитация ночного неба. Тут же расположен уличный театр, рестораны, есть магазинчики, всевозможные ювелирные лавки и кафе, терраса. Есть лестница на второй уровень, где находится вход в VIP-клуб.
К игорному бизнесу многие относятся негативно. Поэтому мы хотели создать не просто казино, а культурологический объект, который дает эмоциональную и эстетическую составляющую. Для этого был выбран исторический образ архитектоники интерьеров и фасадов. Поэтому в нем и был создан огромный театр, где будут проводиться развлекательные и музыкальные программы с участием актеров и эстрадных певцов мирового уровня. Основных игровых залов будет шесть, много вспомогательных помещений, ночной клуб. Есть перспектива развития комплекса с выходом на пляж и за счет реконструкции отеля.
— Как происходило воплощение этой концепции?
— Проект оказался очень сложным по пластике и художественным решениям. Материалом для строительства фасадов был выбран натуральный резной камень. Мы думали, что декоративные элементы из камня придется заказывать в Италии, но оказалось, что арабы сами являются древними и искусными камнерезами. У них есть целый город каменщиков, расположенный в курортной зоне, где они из камня вырезают любые изделия. Они все и выполнили, кроме скульптур людей, которые им запрещает делать религия, особенно это касается обнаженных женщин. Эти скульптуры были заказаны итальянским скульпторам. Также из Италии будет поставлена вся мебель, аксессуары, ковры, светильники. Причем поставку всей мебели и аксессуаров будет обеспечивать мебельный салон «Domus», который открылся в Омске в торговом комплексе «Триумф» на четвертом этаже. К этому подвела нас жизнь – делать все своими силами и выполнять интерьеры под ключ – это давняя мечта, удобно и заказчику, и нам. В этом случае ни от кого не зависишь по срокам и качеству.
— Какие еще задачи вы решали в Тунисе?
— Их оказалось очень много. По строительной части нам помогали местные конструкторы, все нормативы у них французские. Хотя многие специалисты, конструкторы и инженеры, которые преподают в тунисских университетах, имеют российское образование. Русских профессионалов, как выяснилось, там очень уважают. Мы выполнили архитектурную часть, затем дизайнерскую и после этого – художественно-декоративные работы: фрески, росписи, резьбу, декоративные элементы. Также мы разработали блок наружной рекламы, логотип и фирменный стиль будущего комплекса. Кроме того, придумывали названия магазинов, занимались оформлением интерьеров, подсветкой фасадов и их озеленением. Очень много пришлось сделать декораторской работы, это подбор штор, всевозможных аксессуаров для создания духа европейского города того времени. Чтобы достичь такого финала, пришлось вести плотный ежесуточный архитектурный надзор. Арабов нужно было многому учить, работая с ними прямо на стройплощадке, начиная от строительных технологий и заканчивая культурой ведения работ. Они хоть и неплохие каменщики, но в классическом стиле никогда не работали, и нам приходилось разжевывать каждый элемент, каждую деталь, а это несколько сотен квадратных метров каменной резьбы.
— Студия «Domus» не такая большая, как вы справлялись с таким объемом?
— Многие наши исполнители работают в разных городах России – дистанционно в режиме он-лайн. Все наши объекты – это авторская работа, а большим коллективом специалистов авторскую работу выполнить невозможно, надо, чтобы работала небольшая группа людей-единомышленников. Я же в общей сложности, если сложить все командировки, прожил в Тунисе полтора года. У нас там создан свой офис, жил я в трехкомнатных апартаментах на берегу моря, мне предоставили машину, переводчика. То есть были созданы все условия для качественной работы.
— Как проявили себя ваши заказчики?
— Японцы в процессе практически не участвовали, они только наблюдали за ходом работ и согласовывали проектную документацию. Это чистые коммерсанты. Но сейчас они уже хотят работать с нами напрямую, минуя московских менеджеров. То есть у них сформировалось решение вести этот бизнес самостоятельно. Так что будем заключать новый контракт на продолжение работ непосредственно с японцами. Как заказчики они достаточно лояльны, им очень нравится то, что мы делаем, они мгновенно все согласовывают, потому что доверяют нашему профессионализму. Общение с ними происходит на английском языке через переводчика.
— На какой стадии находятся все работы сегодня и повлияла ли на реализацию проекта революция в Тунисе?
— Да, в связи с тем, что в Тунисе произошла революция, все работы простаивают уже больше года, с позапрошлого декабря. Финансирование также остановилось. Хотя осталось только закупить в Италии мебель и аксессуары, привезти их и смонтировать, провести пусконаладку оборудования и открыть комплекс. Мы ведем переговоры с японцами, и они уже готовы возобновить процесс. Сейчас обсуждаем условия и график работ. Скорее всего, они начнутся зимой или весной 2012 года, и к лету комплекс должны открыть. Интерес к нему есть, даже многие знакомые омичи хотели бы поехать на открытие казино и поучаствовать.
Сроки для заказчика имеют значение, но такие форс-мажорные обстоятельства были прописаны в договорах, и весь бизнес в этом проекте был застрахован. Японцы боялись, что исламисты, придя к власти, могут запретить игорный бизнес, поэтому ждали, когда все закончится, сменится правительство и появятся новые директивы. Они уже провели консультации с министерством по туризму – все подтверждает, что государство собирается развиваться по демократическому пути.
— Вы не забывали и о работе в Омске?
— Да, параллельно мы работали и в родном городе, например, разработали и установили монумент «Труженикам тыла», за который получили медаль с дипломом от Российской академии художеств с подписью: «Достойному». Эта награда была учреждена еще в Императорской академии и вручается за очень серьезные заслуги в области искусства. Под руководством студии «Domus» большой творческий коллектив выполнил все скульптурные, строительные и монтажные работы по созданию этого памятника. Весь монумент полностью был изготовлен за четыре месяца, это была очень сложная работа. А в 2011 году с нашим участием на Любинском проспекте появилась еще одна городская скульптура — «Городовой». Кроме того, в последнее время мы выполняли дизайн-проекты квартир и коттеджей, завершали работы по проекту реконструкции бывшего кинотеатра «Пионер», участвовали в тендерах на реконструкцию Дома Правительства Ханты-Мансийска и Дома культуры Газпрома в Подмосковье.