Вячеслав ФЕДЮНИН, управляющий Омским региональным Фондом поддержки и развития малого предпринимательства: «До трети стартапов в Омской области приходится на молодежь»

Дата публикации: 25 января 2012

Сегодня, 25 января, российские студенты в очередной раз отмечают Татьянин день. В рубрике «Малый бизнес» в 2011 году не раз появлялись истории студентов-предпринимателей, открывших свое дело в 18-20 лет. По оценкам управляющего Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства Вячеслава ФЕДЮНИНА, до трети стартапов в Омской области приходится на молодежь. О том, почему юные бизнесмены нередко оказываются успешнее опытных предпринимателей, и о том, в чем нужно помогать молодым и инициативным, с Вячеславом Валерьевичем побеседовала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.

— Вячеслав Валерьевич, к молодежи, как правило, относят людей в возрасте от 18 до 35 лет. Если едва достигший совершеннолетия человек придет в Фонд за поддержкой в начале предпринимательского пути, возраст будет его плюсом или его минусом?
— В одном из наших конкурсов принимала участие девушка 16 лет из Исилькульского района. Согласно российскому законодательству родители дают согласие на то, чтобы их несовершеннолетний ребенок зарегистрировался в качестве ИП. Она не получила грант, но по объективным причинам, а не из-за возраста. Впрочем, если проект будет доработан, есть все шансы стать победителем конкурса грантов. Было немало 18-19-летних предпринимателей, получивших в Фонде поддержку. Так что от возраста успех не зависит напрямую, хотя у молодости есть ряд очевидных преимуществ.

— Каковы же преимущества современной молодежи?
— Идеи брызжут фонтаном — это раз. Кроме того, молодежь готова к рискам, не боится брать на себя повышенных обязательств. Как правило, с молодыми людьми работать проще – они открыты, они без стеснения говорят о возникающих в процессе реализации проекта проблемах. У них свежее образование, свежая голова, способность работать в современных форматах. Ну и, наверное, едва ли не самое важное – им интересно покорять, узнавать, добиваться, они еще не знают многого и узнать торопятся.

— Но ведь больше знаний – меньше ошибок.
— Пусть будут ошибки. В бизнесе должно быть творчество, кураж какой-то, в хорошем смысле слова. Если предприниматель знает все наперед, ему не интересно развиваться, а знания становятся для него обузой. Предприниматель не должен много знать. Поэтому молодые бизнесмены и находятся в выигрышном положении. А вот о простых вещах – базовой предпринимательской грамотности, юридической подкованности – забывать не следует. Поэтому мы делаем акцент на обучающих семинарах и других образовательных моментах, понимая, что работать в правовом поле нужно с самого начала.

— Знать все тонкости ведения бизнеса недостаточно, чтобы успешное дело открыть.
— Разумеется, и сегодня для начинающих предпринимателей предлагается масса возможностей. Конкурсы, гранты, субсидии, обучающие курсы и прочее. Иногда проблема состоит в том, что не знают, с чего начать. Мы всегда готовы в таких случаях консультировать, предлагать варианты. Да и в целом, если знать, чем хочешь заниматься и как, бизнес-план на тот же конкурс грантов можно за два часа написать.

— Часто бывает и так, что идея и возможности ее реализовывать есть, а коммерческих навыков нет.
— Бывает. Вот в числе инновационных компаний, принявших участие в нашем конкурсе грантов, были такие примеры. Авторы по большей части – молодежь, студенты-аспиранты, изобретающие что-то совместно с вузами. Научная разработка классная, а как вывести ее на рынок – никто не знает, не знают, как оформить ее в интеллектуальную собственность. Да мало ли таких разработок пылится в архивах именно по этой причине. Отчасти потому, что молодежь не хочет получать знания в коммерческой сфере. Отчасти потому, что малый бизнес не всегда готов вкладывать деньги в технологические решения. Не всегда готова наука вкладывать средства, не всегда способна, а связующее звено между наукой и бизнесом пока не сформировалось. Кстати, РОСНАНО сейчас предлагает проекты так называемых ТИКов – технологических инжиниринговых компаний. Они будут именно обеспечивать такую связь – реализовывать существующее технологическое решение под конкретный бизнес.

— Помимо инноваций, в которых сильны студенты и выпускники, в каких еще сферах заинтересованно работает молодежь?
— В сфере услуг. Вход на рынок услуг проще, дешевле, чем в производство, к примеру. В торговле тоже сложнее сейчас застолбить место, рынок насыщен. Хорошо востребованы новые виды услуг, современные. И это лучше всего получится именно у молодежи.

— Что пожелаете студентам в Татьянин день?
— Двери Фонда для молодежи всегда открыты, мы готовы обсуждать идеи по любому из направлений поддержки, оказываемой Фондом. Студентов, сегодняшних и выпустившихся, поздравляю с «профессиональным» праздником. Пусть ваши желания, ваши устремления в жизни будут близки и понятны тем, кто живет рядом с вами, пусть задуманное сбывается, а бизнес-планы перевыполняются!



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/01/3/469244