Елизавета КРИВОЩЕКОВА: «Если ж бунт на борту обнаружен»

Дата публикации: 25 января 2012

Время крепчает, люди мельчают? 

Случается, наше омское ТВ — вязкое и приторное — надоедает донельзя. Иное дело — послушать старое доброе радио. К примеру, «Эхо Москвы». По понедельникам читают там новейший еженедельный выпуск «Поэта и гражданина» авторства Дмитрия БЫКОВА в исполнении Михаила ЕФРЕМОВА. Слушаю.

«Я спою вам о двух капитанах, Что и сами понять не могли, Как они в обстоятельствах странных Потопили свои корабли».

Черт возьми, думаю, и до «Капитанов» добрались.

«Все экраны обходит картина, Где начальник, сердитый, как черт, Капитана Франческо Скеттино Заставляет вернуться на борт». Да уж: этот, с позволения сказать, капитан бросил свое гигантское судно и уместился в шлюпочке. Вот не могу себе представить, как чувствуют себя нынче итальянские мужики, которых этот «скеттино» опозорил на весь мир. А мир, похоже, и вправду рушится. Жизнь всегда крепко стояла на том, что капитан до последнего спасал корабль и последним покидал его. Или не покидал вовсе, терзаемый чувством родства с своим кораблем и трагическим чувством вины. История знает такие примеры. Здесь не тот случай.

«Пошутить захотелось прохвосту, Заиграл соблазнительный хмель, Посадил он «Конкордию Косту» На банальную плоскую мель. <...> Над бедой изгаляться противно, Но Италия – форменный зверь. «На корабль возвращайся, скотина!» –Там моднейшая надпись теперь».

Ну, дают, ребята, подумала. Сильно! И некоторым образом насторожилась в предчувствии. Дело в том, что почти весь цикл «Гражданин поэт» посвящен преимущественно другому лицу, российскому. А вот и оно. «Я спою о другом капитане, Что не худшую участь урвал: В Ленинграде его воспитали И вручили московский штурвал. Но рулить в КГБ не умели,И при помощи местных элит Дотащил он Россию до мели – И сниматься с нее не велит».

Далее выяснилось, что капитан этот должность свою не отдает, хоть дерись, юнги тырят все подряд, а пассажиры гадят на палубу.

«Ни базальтовых скал, ни жемчужин – Там царит безнадежность сама. Если ж бунт на борту обнаружен – Он теряет остатки ума». В общем, плохой капитан, не тот.

«Крысы съехали вместе с мотором, Шлюпки продали за три рубля,Пассажиры кричат ему хором: «Капитан, уходи с корабля!». Интересно, как все-таки мужики на высоких постах переносят оскорбления в свой адрес? А может быть, они политики-то большие, а мужчинки маленькие?

Во всяком случае здесь тонкий знаток изящной словесности и попиратель тоталитарных задниц, проницательный и образованнейший Дмитрий Львович оказался, на мой взгляд, не прав. Стремление выдавать личное мнение за общее, а желаемое за действительное есть самое слабое место российской интеллигенции, родовое ее качество. Пассажиры ЭТОГО корабля вовсе не кричат хором, как бы к фигуре «путтино» не относиться. Зудящее желание разом все перевернуть и тут же установить по-новому позволяет блестящим общественным умам восхищаться собственной прозорливостью. Однако мели существуют и для них, вот в чем вопрос. А в общем, конечно, спасибо, что напомнили бесстрашные, поразительные по достоинству и красоте стихи Николая ГУМИЛЕВА. «Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыпется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет». Этим словам исполнилось 112 лет.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/01/3/esli_zh_bunt_na_bortu_obnaruzhen