Людмила ПРУЖИНИНА, заместитель директора ресторана «Клуб деловых людей»: «Мне всегда казалось, что на меня смотрят как на инопланетянку, очень переживала по этому поводу и комплексовала. Лет до 18 никогда не носила каблуки, юбки и платья»

Дата публикации: 29 февраля 2012

Директор ООО «Коммерческая компания «ОМСК», владелец ресторана «Клуб деловых людей» Павел Иванович БОРИСОВ – отец трех взрослых дочерей. Он сам, его супруга и дочери (в той или иной степени) работают или работали в семейном ресторане. Младшая, Людмила ПРУЖИНИНА недавно стала в «Клубе деловых людей» заместителем отца. Корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ побеседовала с Людмилой о том, как живется, отдыхается и работается под присмотром множества старших членов семьи.
— Вы – младшая из трех сестер. Это привилегированное положение или наоборот?
— Скорее да. Средняя сестра Оля, как и наша мама, до сих пор ко мне как к ребенку относится, а старшая Ира – как к подруге. Маме кажется, что я даже со своим четырехлетним ребенком до сих пор совладать не могу, что и я, и он — маленькие. Так меня все до сих пор и опекают. Каждый день звонят: «А ты поела?», «А ты ребенка покормила?», «А ты хорошо одевайся» и так далее. Мне кажется, это не пройдет никогда, потому что я младшая. До 50 лет, наверное, будут спрашивать, все ли я сделала.
— С сестрами вы всегда хорошо ладили?
— Да, отношения у нас всегда были замечательные. Но я в детстве была очень приставучая и доставала их все время. Родители их заставляли всюду с собой меня брать. Им это, наверное, не нравилось, а вот я очень любила со взрослыми проводить время. Мне до сих пор легче общаться с людьми постарше. Со сверстниками не так интересно.
— Я правильно понимаю, что вся семья занята общим делом?
— Да, мама и все сестры так или иначе в свое время работали и работают в ресторане. Я тоже, но на данный момент я в большей степени занята не «Клубом деловых людей», а собственной компанией.
— Как вы решились открыть собственную фирму?
— Прийти в этот бизнес мне помог мой бывший муж – профессиональный ресторатор («Сенкевич». — «КВ»), с которым мы и сейчас работаем вместе. Так получилось, что у нас обоих был ресторанный бэкграунд и мы видели, насколько неразвито и неэффективно предложение вин в омских ресторанах. Создавая бизнес, мы стремились устранить эти проблемы, научив рестораны правильно и много зарабатывать на вине, и в то же время нам хотелось поднять культуру потребления вина в Омске, дать возможность любому посетителю ресторана заказать качественный напиток в рамках его кошелька.
— Справляетесь малыми силами? Что входит в ваши обязанности?
— Наша бизнес-модель не требует наличия большого числа работников. Мы заходим в рестораны, показываем все преимущества работы с нашей компанией. При необходимости берем на себя работу по составлению винной карты, учим клиента правильно выбирать вина. В мои обязанности входит оперативное управление компанией. Особую роль мы отводим логистике, поскольку наш продукт чрезвычайно деликатен и требователен к условиям транспортировки и хранения. Главное здесь — профессиональные знания и оперативность, а не численность штата.
— А чем вас не устраивает семейный бизнес?
— Меня уговаривают в ресторане совсем обосноваться, но я не хочу с родственниками настолько тесно взаимодействовать. Из-за этого, мне кажется, могут наши прекрасные отношения подпортиться. Я помогаю в меру сил – занимаюсь винной картой, рекламные вопросы решаю. Но в управление и кухню не вникаю.
— Все сестры БОРИСОВЫ учились в ИМЭК?
— Я и Ирина. А средняя сестра Ольга окончили педуниверситет и училась на технолога общественного питания. Кстати, отец был председателем экзаменационной госкомиссии в ИМЭК на мировой экономике, а теперь Ирина там председатель. Но в тот период, когда я начала учиться, руководство института сменилось и госэкзамены я уже сдавала не папе.
— Дочкам председателя госкомиссии училось и жилось в институте легче?
— Мне тяжелее из-за этого было. Меня многие по этой причине не любили. Вот в ресторане в этом смысле все нормально.
— Папа и дома отвечал за образование и воспитание?
— Папа был в этом главным. Он что-то запрещал, а мама пыталась его уговорить: «Пусть сходит, ну, давай отпустим!». Но в последние годы все как-то поменялось и теперь папа,отпускает, а маму приходится уговаривать!
— Чем вы в детстве занимались, кроме школы?
— Меня устраивали во всевозможные кружки, пытались увлечь всем, чем можно. В три года почему-то отправили на ушу, это боевое искусство такое. Не знаю, кому в голову пришло. Наверное, много дралась. А может быть, потому, что все уверены были, что третий-то ребенок точно будет мальчик. Еще я ходила на спортивные танцы, потом — на бальные. Позже – в музыкальную школу, в Шебалинку, в художественную школу. В художке буквально полгодика не хватило, чтобы окончить. Бросила, потому что шел 11-й класс, нужно было к экзаменам готовиться. Еще я тогда занималась в модельном агентстве (рост Людмилы 185 см. — «КВ») и ни на что времени не хватало.
— Собирались стать моделью?
— Модельное агентство было дольше всего, но папа был против. Меня позвали во Францию, но ему очень не хотелось, чтобы я уехала. Мне было тогда 15 или 16 лет. Потом меня в Москву позвали – папа тоже не согласился. Сказал, что свое открыть – пожалуйста, но не на кого-то работать. Моя сестра тоже в модельное агентство ходила, но занимались мы для удовольствия и внутреннего формирования, а не для результата. До сих пор друзья иногда зовут меня сниматься для своих проектов. На обложке журналов пару раз появлялась, но это все делалось в дружеском контексте, а не в качестве работы. К тому же модели должны слушаться, подчиняться. Не очень мне такое нравится.
— Ваше детство частично пришлось на перестройку. Вашу семью миновали трудности?
— Я себя помню лет с четырех, и мне кажется, что тогда уже все хорошо было. Помню, что папа постоянно ездил в командировки и привозил оттуда что-то, чего у нас в городе еще не продавали. Различную технику, игрушки и множество вкусностей и сладостей. Так что у меня с самого детства дома собиралось практически полдвора. Я вообще была очень общительным ребенком, а если мы выезжали куда-то за город отдыхать, то с собой обязательно брали двух моих подружек, чтобы я там своей активностью всех не доставала. Так что, по-моему, все было нормально. Если сложности и были, то позже, в 97 – 98 годах.
— Во дворе вы успевали нагуляться?
— С трех-четырех лет нас спокойно отпускали одних на улицу, мы играли в разные игры, которые сейчас дети даже и не знают. Со мной во дворе и в соседнем жило много моих одноклассников. Очень весело было. Помню, собирались человек по 10 и играли в казаки-разбойники, бегая по центру города. А когда первые ролики появились, то у всей нашей большой компании появилось новое увлечение. Катались сутки напролет. Я вообще считаю, что нашему поколению в этом плане больше повезло, у нас было настоящее детство.
— Вас, наверное, и в школе, и в институте золотая молодежь окружала?
— Про институт не сказала бы. И в ИМЭК, и в ОмЮИ довольно-таки простые ребята. А в школе – да. Там вся наша параллель, и младше, и старше из так называемой золотой молодежи, дети омских предпринимателей.
— Как у них дела сейчас? Многие Омск покинули?
— Из моей параллели некоторые разъехались, большинство – в Москву. В основном уехали те, кто поступил учиться в столичные вузы. Они так там и остались работать — кто в Альфа-банке, кто в Газпроме, ни других предприятиях. А многие работают в родительском бизнесе или открыли свой.
— Самой вам уехать никогда не хотелось?
— Я человек импульсивный, так что бывали такие порывы — все бросить и уехать. Но они быстро проходили. Я без семьи не могу. У нас такое общение, что каждый день необходима связь. К тому же, когда уезжаю в большие города, мне там нравится не дольше недели, а потом я устаю от бешеного темпа. Вот если в какой-то небольшой европейский городок, то я бы над этим серьезно подумала, но и то — только всей семьей вместе.
— А папа бы вас отпустили от себя, если бы вы решились на длительный отъезд?
— Я надолго никогда не уезжала. Может быть, и отпустил бы, но, несмотря на то, что папа на меня никогда не кричал, не ругался и давно уже ничего не запрещает, подсознательно я все равно побаиваюсь его реакции. Чаще всего на нелепые идеи он просто молчит, но это еще страшнее. Так что с разговором о том, что я хочу куда-то переехать, я даже и не пойду к нему, ведь знаю, что ему это не понравится. Зачем расстраивать папу?
— А на дискотеки вас раньше родители отпускали?
— Пока в школе училась, ни разу не отпустили, если не считать школьных дискотек, которые заканчивались в 8-9 вечера. И когда класс выезжал куда-то, будь то Санкт-Петербург или Чернолучье, меня никогда не отпускали. Было обидно даже не от того, что не отпустили, а потому, что после того, как все возвращались и начинали обсуждать, как съездили, меня-то там не было. А на дискотеку первый раз я сходила, когда уже школу окончила.
— Но замуж всех дочерей отпустил ведь? Папа участвовал в отборе кандидатов?
— Да, я вышла замуж в 21 год, а сестры: старшая — в 18 лет, средняя — в 19. Так что замуж нас отпустили, но только туда. Что до мужей, у папы была позиция, что это наш выбор и не стоит лезть. Даже если этот выбор будет неверным, мы только на своих ошибках все поймем. В эту сферу родители совсем не лезли.
— Как на вас отразилось материнство?
— Со стороны виднее, но образ жизни очень изменился и полюбился. Дети – это замечательно! Я хочу еще, как минимум, двоих детей. Возможно, от того что сама росла в большой семье. Как папа говорит, лучшие инвестиции – это инвестиции в детей.
— Как вы сами сына воспитываете?
— Матвею сейчас 4 года, это такой сложный период в жизни, и он не слушается. Но я терплю – по своим племянникам вижу, что скоро это пройдет. Мне говорят, что надо что-то делать, но я уверена, что это временно. У меня вообще никогда не было паники по поводу детей. Я не думаю, что если ребенок упал, то к нему надо тут же бежать и усиленно его утешать. Это еще сильнее его напугает. У меня такое отношение: слишком быстро бежал – вот и упал, сам виноват. Бывает со всяким, вставай и не плачь — мальчики не плачут. Сюсюканья не допускаю.
— Собираетесь давать ребенку дополнительное образование?
— Сейчас он постоянно рисует, думаю – может быть, в художественную школу его отдать. Еще полгода, и пора его спрашивать, куда он хочет. Возможно, стоит попробовать разные направления и посмотреть, что ему больше нравится. Я, например, в детстве занималась музыкой, и у меня получалось, и преподавателям нравилось, но самой мне при этом было совсем не по душе.
— Зачем вы пошли учиться юриспруденции?
— Если есть возможность, то почему бы ей не воспользоваться! В принципе и экономическое, и юридическое образование всегда пригодятся. К тому же юридическое образование, на мой взгляд, намного интереснее экономического. Гражданское, уголовное право – все это очень интересно, но я вряд ли когда-то пойду работать юристом.
— Вы учитесь с теми, кто младше вас? Чувствуется разница поколений?
— Меня немного пугает это поколение, которое лет на 5-7 нас моложе. Не понимаю я их образ жизни, интересы и ценности. С первокурсниками поначалу было очень некомфортно! Я слушала, что говорят вокруг, и думала: какой кошмар! Может быть, у нас в их возрасте были такие же глуповатые разговоры и непонятные понты. Сейчас я привыкла и даже нашла себе нескольких друзей.
— За границей любите бывать? По какому принципу вы выбираете страну для путешествия?
— У меня есть такая особенность: если мне очень понравится место, то я буду потом каждый год туда ездить. Даже в один и тот же отель. Мне уже говорят все: «Сколько можно?». Так я долгое время ездила только в Испанию и каждый раз, как маленький ребенок, ходила в парк Порт-Авентура, каталась на каруселях и радовалась. Теперь думаю, что в Испанию поеду уже с ребенком, и все ему покажу. Кстати, в Испании я успела побывать на корриде до того, как ее запретили.
— И как вам зрелище?
— Я думала, что легко к таким вещам отношусь, потому что и фильмы ужасов, и триллеры легко смотрю. Но тут мне было очень жалко этих быков. Их за одно представление убивают шесть штук. И ладно бы сразу убили, а они его колют-колют…
— Вы такая стройная и красивая. Блюдете форму или позволяете себе вкусно покушать?
— Форму никак не поддерживаю, все само собой как-то. Очень люблю поесть. Мой бывший муж говорил, что я – мечта повара, которая ест и не толстеет. Он сам повар и готовит лучше, чем в самом хорошем ресторане, и не только Омска. Я мясоедка. И десертам, и даже рыбе всегда предпочитаю мясо. Очень люблю по ночам есть. Без чего-нибудь жирненького и не усну, наверное.
— А литературный и музыкальный голод чем утоляете?
— Из музыки люблю Лепса, Кузьмина, «ДДТ», Бутусова. Это, наверное, от общения с сестрами. Современную музыку тоже слушаю, но не могу постоянно слушать. Клубную совсем не люблю. Из литературы мне одно время страшно нравились Довлатов, Теннесси Уильямс, Пелевин. Одно из самых любимых произведений – роман «1984» Джорджа Оруэлла. Сейчас читаю «Братьев Карамазовых». В школе не очень шла классическая литература, сейчас интересней перечитывать.
— Вы девушка романтичная?
— Я всю жизнь была пацанка, а что-то романтическое стало появляться совсем недавно. Раньше, когда подружки смотрели какие-то слезливые фильмы и плакали, мне хотелось их встряхнуть: «Ну чего ты ревешь? Фигню какую-то показывают. Неужели ты в это веришь?». А сейчас сама смотрю и плачу – такие моменты бывают милые!
— На вас наверняка все и всюду обращают внимание. Как вы к этому относитесь?
— Мне всегда казалось, что на меня смотрят как на инопланетянку, очень переживала по этому поводу и комплексовала. Лет до 18 никогда не носила каблуки, юбки и платья. Одноклассники говорили, что и так сильно высокая и ноги очень худые. Но со временем все прошло, и сейчас без 10-сантиметровых шпилек я из дома и не выйду.
— А кто вас учил разбираться в винах?
— Муж. Я выслушала множество лекций, когда он в ресторанах обучал персонал. И сама читала специализированную литературу. Но разбираюсь я в основном в том, чем мы сами торгуем, а хотелось бы более обширных знаний. У меня были мысли еще поучиться. В Москве есть хорошая школа сомелье, но обучение там длится полных три месяца, а я не могу на такой долгий срок оставить ребенка. Когда появится возможность, поеду.
— Вы планируете и в дальнейшем заниматься в основном маркетинговой фирмой?
— Это не последнее, чем я хочу заниматься. Думаю, что свое призвание в жизни я еще не нашла. Хочется что-то свое, капитальное, надолго. В любом случае, надеюсь, я найду свое призвание.
Ирина ВАРНАВСКАЯ (старшая сестра):
— Нельзя сказать, что папа был для нас воспитателем. Не было такого, чтобы он в приказном порядке что-то заставлял нас делать. Он спокойно нацеливал нас на определенные вершины и создавал для этого условия, поддерживал. И получалось, что ты делал все сам. Так я поступила в аспирантуру и получила степень кандидата экономических наук. Нам всем стыдно было не соответствовать его ожиданиям, а планку перед нами он ставил высокую. И страшновато было, ведь папа всегда мог позвонить, поинтересоваться, как дела идут. Но не пугал. Не получится так не получится, пойди попробуй хотя бы.
Ольга ЗАЙЦЕВА (средняя сестра):
— С сестрами у нас — лучшие отношения в городе! Нашим отношениям все завидуют. Мы друг без друга не можем, каждый день по несколько раз созваниваемся, постоянно видимся. Дети у нас почти одного возраста. Мой старший сын и дочка Иры родились с разницей в пять дней (им сейчас по 14), а младшим: Ириному мальчику — 5 лет, Люсиному — 4 года. С детьми любим ездить за город. Летом собираемся на даче, на берегу реки. Там у родителей большой дом, где есть все для детей: батуты, прыгалки, качели... А зимой почти на каждых выходных ездим на загородные базы отдыха — гулять на свежем воздухе.
*
Поколение NEXT» — проект, который заостряет внимание на его героях в координатах времени. Наши участники — это те люди, чья сознательная жизнь пришлась на исторический период, качественно отличный от того, в котором выросли и встали на ноги их родители. Само это становление у сегодняшних молодых, не успевших укорениться в Советском Союзе, проходило по иным законам. Мы пытаемся понять, что дает и что отнимает свобода выбора, принесенная новым строем, и насколько она необходима, чтобы проявить себя по-настоящему. Часто наши собеседники — дети успешных родителей, сумевших состояться не только в старом, но и в новом времени. Хотя выросли старшие в системе ценностей, где успех имел совсем другое значение. Каких принципов придерживается следующее поколение? Чего они ждут от жизни и чего нам ждать от них?
«КВ» уже публиковали? интервью:
— с директором по маркетингу АТТП «Группа «ОША» Александрой ВЕРЕТЕНО (№ 17 от 04.05.2011)
— с преподавателем испанского языка Люсиль Авророй ОБРИ (№ 19 от 18.05.2011)
— с директором ООО «Строительное Содружество» Андреем ПОТАПОВЫМ (№ 20 от 25.05.2011)
— с заместителем директора строительного рынка «Южный» Ярославом ШЛЕГЕЛЕМ (№ 23 от 15.06.2011)
— с микроминиатюристом Станиславом КОНЕНКО (№ 26 от 6.07.2011)
— с предпринимателем Александром ГАНЧАРУКОМ (№ 27 от 13.07.2011)
— с техническим директором ООО «Омскбланкиздат» Максимом ЗУЕВЫМ (№ 29 от 27.07.2011)
— с заместителем директора ЗАО «Нива» Дмитрием ПУШКАРЕВЫМ (№ 31 от 10.08.2011)
— с художницей Анастасией КИЧИГИНОЙ (№ 34 от 31.08.2011)
— с генеральным директором ГК «Аврора» Александром УШАКОВЫМ (№ 35 от 07.09.2011)
— с режиссером Омского государственного драматического театра «Галерка» Кириллом ВИТЬКО (№ 44 от 09.11.2011)
— драматургом Ярославой ПУЛИНОВИЧ (№ 45 от 16.11.2011)
— директором пейнтбольных клубов «Кутузов» и «Василий Чапаев» Михаилом САМОТОЕМ (№ 46 от 23.11.2011)
— психологом Марией ЧЕТВЕРИКОВОЙ (№ 47 от 30.11.2011)
— менеджером новой сети пекарен «Провиант» Игорем ЧАЩИНЫМ (№ 2 от 18.01.2012)
— директором ООО «Альварт» Денисом ШИРШОВЫМ (№ 6 от 15.02.2012)
— депутатом Законодательного собрания Омской области Максимом МИХАЙЛЕНКО (№ 7 от 22.02.2012)


Биография

Людмила Павловна (девичья фамилия БОРИСОВА) родилась 5 декабря 1985 года в городе Омске. В 2003 году окончила физико-математический лицей № 64 и поступила в ИМЭК на факультет мировой экономики, который окончила в 2008 году. В настоящее время получает второе высшее — юридическое — образование в ОмЮИ.
С 2003 года Людмила ПРУЖИНИНА работает в ресторане «Клуб деловых людей». Она последовательно изучала особенности этого бизнеса, работая менеджером по рекламе, менеджером по развитию. С 2011 года является заместителем директора ресторана.
В 2006 году Людмила пришла в сегмент HoReCa с качественно новым для Омска предложением элитной алкогольной продукции (в первую очередь вин Старого и Нового Света) для ресторанов Омска. Первоначально фирма существовала в формате ИП, сейчас это ООО «Аист». Маркетинговая компания до сих пор является ее главным занятием.
Не замужем, воспитывает сына.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/02/8/345033