Землетрясение и потрясения омского автомобильного рынка

Дата публикации: 29 февраля 2012


Волнения, связанные с землетрясением в Японии, громкие судебные разбирательства на местном уровне, открытие новых и перемещения старых дилерских центров в пространстве и смена их владельцев… Таким богатым на события был 2011 год для омского автобизнеса. И, несмотря на это, рынок вырос больше чем наполовину, опередив общероссийские темпы.
Автомобиль как индикатор состояния экономики
Именно дилерский бизнес по продажам автомобилей признан индикатором состояния экономики, готовности и способности населения совершать дорогие покупки. В частности, в Омске ситуация на этом рынке отражает общую тенденцию: в 2011 году значительно увеличились продажи новых автомобилей, что говорит о том, что приличная часть потребителей перешла с рынка подержанных авто на рынок новых, т. е. более дорогих автомобилей.
Однако лидирующую позицию как на российском рынке, так и на омском по-прежнему занимает АвтоВАЗ (в 2011 году в Омске было продано более 5 000 автомобилей этого российского производителя, однако кривая роста продаж продукции Волжского автозавода значительно скромнее, чем у производителей зарубежных). В данном обзоре «КВ» уделят больше внимания омскому рынку новых иномарок, который продолжает расти: темпы прироста, по данным Ассоциации европейского бизнеса, составили 57% (для сравнения: российский рынок вырос всего на 39%).
Форс-мажор
Землетрясение в Японии стало очередным потрясением для всех автодилеров, причем не только японских брендов. Остановка японских заводов по производству автоэлектроники, гибридных установок и других запчастей сказалась на производстве автомобилей практически всех марок. Однако и этот форс-мажор не помешал росту омского рынка: в целом в Сибири в 2011 году было продано около 160 тысяч автомобилей, и омский рынок забрал на себя больше 10%.
Трагические события в Японии не помешали компании Toyota занять (пусть и с большим отрывом от АвтоВАЗа) второе место в сибирском регионе. В Омске результаты несколько скромнее: T«oyota» занимает лишь четвертое место после Lada, Chevrolet и Hyundai. Хотя стоит отметить, что как Chevrolet, так и Hyundai имеют по два автоцентра в Омске, а Тойотами занимается один (для сравнения: по Сибири Chevrolet занимает третье место, а Hyundai – четвертое). При этом один дилерский центр «Тойоты» («Тойота Центр Омск» – проект Группы Компаний Авто Плюс) продал в Омске за год всего на десяток машин меньше, чем два дилера Hyundai.
Напомним о разделении в конце 2010-го-начале 2011-го бизнесов Ильи ФРИДМАНА (теперь 35,08% омского рынка приходятся на его ГК «Евразия» и ООО «Евротехцентр») и Павла СМИРНОВА, которому отошли бренды BMW(ООО «Барс НВ»), Scania (ООО «Барс-Авто») и присоединившийся Kia (ООО «Барс-Запад»).
Из других брендов можно отметить, что розничные продажи новых автомашин Suzuki в 2011 году выросли на 23,6% по всей России, в Омске только на 5,3%.

Судебный прецедент. Renault
Первое полугодие было отмечено громким судебным разбирательством между бывшим совладельцем «Renault-Омск» Игорем НЕВЕНЧЕНКО (ООО «ТПК «Сибпроммаркет»), ОАО «МДМ Банк» и ОАО «Номос-Банк». НЕВЕНЧЕНКО задолжал по кредитам около 150 миллионов рублей. 1 июня 2010 года ООО «ТПК «Сибпроммаркет» решением Арбитражного суда Омской области было признано банкротом, на предприятии началась процедура конкурсного производства.
В итоге в августе 2011 года автоцентр «Renault-Омск» вошел в ГК «Евразия» (представляет бренды Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Peugeot), принадлежащую известному омскому предпринимателю Илье ФРИДМАНУ. В октябре официальный дилер французского автобренда, сменив владельца, переехал с левого берега Иртыша на правый: шоу-рум теперь располагается на 31-й Рабочей. Возможно, благодаря появлению этого актива компания г-на ФРИДМАНА заняла шестое место в рейтинге наиболее успешных сибирских автодилеров (См. «Континент Сибирь» от 16 декабря 2011 года).
По словам руководителя отдела продаж Автоцентра «Евразия» Александра ЯСТРЕБОВА (бренд Renault) после смены собственника в работе дилерского центра ничего не изменилось:
— В 2011 году мы продали 700 автомобилей. По-прежнему наибольшим спросом у омичей пользуются модели Logan и Sandero: в процентном отношении они занимают около 80 % от всех продаж.
Александр ЯСТРЕБОВ также сообщил, что в 2012 году дилер планирует увеличить долю на омском рынке до 1 100 проданных автомобилей. Он отмечает, что эти показатели будут достигнуты за счет вывода на рынок новых моделей: 1 марта стартуют продажи Renault Duster,, в апреле в дилерском центре появятся обновленный Koleos и Megan Cupe RS.
Также можно отметить, что именно Renault Logan является самой популярной новой моделью в Омске в 2011 году (не считая «Лады», Chevrole Niva и Gazelle).
Банкротство не помеха. Ford
ООО «ТПК «Сибпроммаркет» (пока владеет «Автоцентром «Ford-Омск») завязло в процедуре банкротства: предприятие должно банкам более 80 миллионов рублей. Срок конкурсного производства продлен до 1 апреля 2012 года. Однако маркетолог дилерского центра этого американского бренда Александр НАЗАРОВ считает, что компания благодаря увеличению продаж сможет расплатиться с кредиторами и восстановить позиции на омском рынке:
-Год для нас закончился хорошо, продажи увеличились практически вдвое по сравнению с прошлым годом. Лучше всего продаются Ford Focus III: за последние три месяца мы продали около 150 машин этой модели. «Второй Фокус» хорошо покупали до последнего дня, мы распродали все машины этого поколения. Думаю, в 2012 году сможем увеличить продажи на 20%»
Альянс брендов. Chevrolet
Иван БЕЛАНОВ, директор автокомплекса «Западно-Сибирский альянс» и «Сибирь Моторс» рассказал, что в настоящий момент компании принадлежит 19 % всего омского авторынка. Омский дилер Chevrolet, Cadillac, Opel и Lada в прошлом году увеличил продажи почти вдвое, несмотря на то, что новых дилерских договоров не заключал: «В 2011 году мы продали 1 700 машин марки Chevrolet, в 2010 -м нам удалось продать только 900 автомобилей этого бренда. В прошедшем году мы также реализовали 400 машин Opel,а в предшествующем – 220. Продажи Cadillac вообще выросли в 10 раз (смеется): в 2010 году мы продали один автомобиль, а в 2011 -м – 10 машин. Итого в 2011 году было продано почти 3 тысячи автомобилей. К тому же в 2011 году спрос намного превышал предложение: срок ожидания некоторых моделей составлял до четырех месяцев. Дистрибуторам приходилось даже пересматривать квоты для Омска в сторону увеличения. Сейчас весь модельный ряд представлен в полном ассортименте».
В этому году, по словам Ивана БЕЛАНОВА, ситуация должна измениться, поэтому в планах компании увеличить продажи на 30 % (довести до 4 000 автомобилей). Иван БЕЛАНОВ считает, что эта задача вполне осуществима: General Motors готовит к выпуску ряд новых моделей практически во всех сегментах.
Рынок поделили. Hyundai
В августе 2011 года в Омске появился второй дилер Hyundai («Феникс-Авто НМ»), что само по себе показательно: если дистрибутор открывает второй дилерский центр, он ожидает роста продаж в нашем городе. А значит, можно ожидать появления вторых дилерских центров и других брендов.
При этом представители Hyundai говорят о том, что открытие второго дилера в Омске положительно сказалось на имидже: когда в одном центре были очереди, покупатели обращались во второй. В конечном счете это пошло на пользу обоим дилерам. Так считает, в частности, Александр КРАУЗЕ, руководитель отдела продаж автосалона «Евразия плюс» (первого дилера Hyundai.).
А в очереди омичи стояли прежде всего за Hyundai Solaris, новичком рынка, выпущенным в 2010 году специально для России. В прошлом году он стал одной из самых продаваемых моделей. Омск в этом отношении отражает общую тенденцию: из 830 «корейцев», проданных в течение прошлого года в автоцентре «Евразия плюс», 475 – Solaris..
Александр КРАУЗЕ рассказал «КВ», что в 2012 году автоцентр планирует увеличить продажи почти в два раза – до 1 600 автомобилей в год, соответствующая квота уже получена: «В декабре продажи были в два раза выше, чем в среднем по месяцам. Это позволяет надеяться на то, что мы выполним план и на 2012 год».
Очередей больше нет. Toyota
«Тойота Центр Омск » (ГК «Автоплюс») в 2011 году реализовал 1 250 автомобилей, что в два раза превышает показатель 2010 года. Большим спросом у омичей пользовался кроссовер Rav-4 – продажи этой модели выросли на 80 % по сравнению с 2010 годом.
Об этом рассказала руководитель отдела маркетинга и клиентских отношений «Тойота Центр Омск „Наталия ПОТАПОВА.
Интересно, что клиенты японского автоконцерна почти не ощутили на себе неудобств от трагедии 11 марта. По словам представителей дилера, больших очередей на автомобили удалось избежать, и это было учтено при распределении квот на 2012 год, что гарантирует минимальные сроки поставки автомобилей. Представители компании также пообещали, что этот год будет богат новинками в самых разных сегментах.
Кроме того, в прошлом году “Тойота Центр Омск» получил первый уровень «TSM (Тойота Сервис Менеджмент» — программа развития послепродажного обслуживания в дилерских центрах «Тойота» по всему миру). Аудит проводился представителями компании Toyota Motor, которые высоко оценили оснащенность кузовного участка, технологичность производства и квалификацию персонала омского дилера. По качеству сервисного обслуживания омский автоцентр может конкурировать с дилерами из Екатеринбурга и Москвы.
Исполнительный директор «Тойота Центр Омск» Виктор ГРЕБЕННИКОВ рассказал, что в 2012 году компания продолжит развивать комиссионную продажу автомобилей и услугу trade-in. В среднем в месяц с площадки подержанных авто в 2011 году уходило уже около 20 машин, а в 2012 этот показатель обещают увеличить. Удобно это и для тех, кто планирует поменять свою иномарку на «Тойоту» – подержанный дилерский авто (любой иностранной марки) здесь могут с доплатой поменять на новую «Тойоту».
Новое открытие. Mazda
Еще один бренд, так любимый омичами – Mazda – до прошлого года не был официально представлен в Омске. А осенью 2011 -гос этим брендом и довольно активной рекламной кампанией на наш рынок вышло ЗАО «МАКС-моторс» (холдинг «Новосибспецпроект» — очень крупный игрок сибирского рынка). По слухам, компания планирует расширять свое присутствие на омском рынке, в частности, активно обсуждается в автомобильных кругах открытие представительства Land Rover (которое также приписывается ГК «Феникс-Авто»).

Омский премиум…
В сегменте дорогих брендов резкого роста продаж практически не бывает, а вот падения случаются. В 2011 году продажи авто премиум-класса не поставили рекордов: спрос был стабильным и не очень отличался от показателей 2010 года.
Директор автоцентра «Сот-Моторс» Василий ЗАЛОЗНОВ рассказал, что Mercede» в 2011 году продавался, как всегда, хорошо, но отказался назвать конкретные цифры. Не стали раскрывать информацию и в автоцентре «Барс НВ» (официальном дилере BMW»), сославшись на коммерческую тайну. Однако статистика говорит о том, что в 2011 году году каждый из этих дилеров продал от 70 до 100 автомобилей, что сопоставимо с ежемесячными продажами лидеров из массового сегмента. А продажи автомобилей марки «Ауди», как сообщили в ГК «Феникс Авто», в 2011 году выросли на 15 процентов по отношению к 2010 году и составили как раз 100 автомобилей. В 2012 году планируется рост на 15-25 %.
При этом не стоит забывать, что в Омске продают и автомобили Lexus (хотя официального дилера в городе нет, обслуживать эти авто берется «Тойота Центр Омск»), а также можно отметить, что автомобили премиум-сегмента в Омск привозят и из других городов. В чем же секрет? Неужели Омску не хватает квот, выделенных дистрибуторами премиум-класса?
Планы
Большинство омских дилеров закладывают в план продаж на 2012 год рост от 20 до 50 %. Прогнозы аналитиков автомобильного рынка для России менее оптимистичны: эксперты дают российскому авторынку 8 – 10 %. Но 2011 год показал, что мы можем расти быстрее, чем российский рынок в целом, поэтому прогнозы омских дилеров могут сбыться.
Многие компании сообщили «КВ», что в 2012 году планируют расширяться: так, «Сибирь Моторс» приступит к строительству нового салона большей площади рядом со своим центром на Волгоградской. ГК «Феникс Авто» также подумывает о расширении: в настоящее время идут переговоры с несколькими производителями, «бренды которых в Омске не представлены. Как будет изменяться омский автомобильный рынок в 2012 году, вновь расскажут «КВ».


Врез
Тенденция
В 2011 году в России было продано 2 653 408 новых автомобилей и единиц легкого коммерческого транспорта (на 39 % больше, чем в 2010), сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Самыми популярными марками стали Lada (578 387 машин, рост продаж составил 11%), Chevrolet (173 484 автомобилей, продажи выросли на 49 %) и Hyundai (163 447 машин, рост – 88%).
Рекордсменом по темпам роста продаж стала продукция «Ижевского автомобильного завода» (сейчас там собирают вазовские «семерки» и «четверки»): по сравнению с 2010 годом продажи удмуртского автоконцерна возросли на 956 % (в 2010 году было продано 286 «классик», в 2011-м – 5 163).
Настоящий прорыв на российском авторынке совершил китайский бренд «BYD»: продажи автомобиля из Поднебесной выросли в 2011 году на 250% (владельцами «китайца» в 2011 году стали 2 007 россиян, а в 2010-м предпочтение этой марке отдал всего 161 человек).



Максим ДУБОВСКИЙ
Ксения СОЛНЦЕВА
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/02/8/zemletryasenie_i_potryaseniya_omskogo_avtomobilnogo_rinka