«Разница между Микки Маусом и Чебурашкой состоит только в том, что у Микки есть инструмент, которым он защищен, в виде лицензирования, а у Чебурашки пока нет»

Дата публикации: 28 марта 2012


14 — 16 марта в Москве в международном выставочном центре «Крокус Экспо» впервые в России состоялась выставка ведущих представителей мировой и отечественной индустрии лицензирования — LICENSING@RUSSIA. Это единственное российское мероприятие подобного рода, которое получило официальное представительство и поддержку LIMA — Международной Ассоциации Участников Лицензионной Индустрии. До этого такие выставки проходили только в Лондоне и Нью-Йорке. Среди участников, собравшихся в Москве, были представители таких известных фирм, как The Walt Disney Company CIS LLC, Dreamworks, Warner Bros., Nike, Art & Design RU, CBA, BBC Worldwide, All Media, Endemol, Europen Licensing Company (ELC) и другие. Обозревателю «КВ» удалось побывать на данной выставке и в рамках пресс-конференции обсудить с ведущими мировыми специалистами перспективы развития лицензионного рынка России и мировую практику. Приводим читателям наиболее интересные моменты из выступления иностранных гостей.

Официальный представитель LIMA в «Новой Европе», руководитель LICENSING@RUSSIA Вильям КРНЯК. Сегодня в Москве собралась команда мечты лицензионного мирового бизнеса, среди которых Ли Энн БРОДСКИ и Грег БАТТЕРСБИ — члены Зала Славы LIMA, а всего в Зале Славы у нас 36 членов. Это уникальный случай, когда таких людей можно встретить всех вместе. Ли Энн БРОДСКИ – член Зала Славы LIMA, одна из самых известных личностей в лицензионном сообществе, пожалуй, самый популярный бренд, с которым она работала, – «Губка Боб». Грег БАТТЕРСБИ – член Зала Славы LIMA, юрист, написал 25 книг о юридических вопросах в лицензировании, консультант LIMA по вопросам авторского права. Издание Corporate Counsel в Новой Англии назвало его «Супер-адвокатом» за деятельность в сфере интеллектуальной собственности. Денни САЙМОН — один из старейших специалистов в области лицензирования и один из лучших лекторов Университета Калифорнии, США. Специализируется на экспертной оценке и определяет, каким образом интеллектуальная собственность может стать лицензионным продуктом. Создатель лицензионных программ для фильмов «Терминатор-2», «Рэмбо», «Альф», а также для актеров Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, участвовал в лицензионных проектах Star Wars. Чарльз РИОТТО — президент LIMA и Адам БЕРГ – вице-президент LIMA.

Ли Энн БРОДСКИ. У Российского рынка огромнейший потенциал. Люди во всем мире любят героев, персонажей, и Россия в этом смысле ничем не отличается от мирового сообщества. Я рада наблюдать, как здесь все только начинает развиваться. Что касается моего опыта, то мне довелось работать с разными брендами, которые являются очень популярными и в России, – это «Снуппи», «Губка Боб – квадратные штаны», «Даша – следопыт», «Гарфилд» и многие другие. «Гарфилд», например, стал международным брендом стоимостью в 1 млрд долларов.

Чарльз РИОТТО. Мне, как президенту LIMA, тоже приятно видеть, что лицензионный бизнес развивается. Если в самом начале пути LIMA состояла на 90% из представителей США, то сейчас их только около 50%, остальные же участники — из других стран. Последние годы мы активно развивались в Европе и Азии и надеемся, что перспективы развития в России будут также велики. LIMA будет активно помогать развитию лицензионного рынка в России, как в информационном, так и в образовательном плане.

Денни САЙМОН. Я работаю в лицензионном бизнесе с 1978 года и являюсь одним из старейших экспертов в этой области. В отличие от моих коллег, которые фокусируются в основном на детских брендах, я работаю с брендами в разных областях, в том числе и с кино-брендами. Примеры моей работы – «Терминатор-2», «Рэмбо», компьютерная игра «Mortal Combat». Мы предприняли грандиозный шаг к расширению LIMA за пределы США. Начинать новый бизнес на новой территории всегда тяжело, и. честно признаться, мы поражены количеством людей, которое увидели здесь, на выставке в Москве.

Грег БАТТЕРСБИ. Действительно, очень приятно видеть на первой лицензионной выставке в России такое количество людей. Помнится, на нашем первом Лицензионном шоу в Нью-Йорке гостей было втрое меньше. Наша миссия в России — предостеречь зарождающийся рынок от «подводных камней», например, помочь специалистам в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Мы, конечно, можем испытывать некоторые проблемы, связанные с языковым барьером, но могу сказать совершенно точно, что лицензированию не нужен язык, оно работает с визуальной составляющей и ценностями бренда, которые в переводе не нуждаются.

Ли Энн БРОДСКИ. У лицензирования нет языка и рамок. Когда мы запускали Dora The Explorer (в Российском варианте это «Даша – следопыт»), мы представляли ее мексиканской девочкой, но, когда бренд презентовали во Франции и Корее, мы столкнулись с тем, что ее воспринимают как местную девочку, и никто даже не вспомнил о том, что она изначально задумывалась как латиноамериканка.

Денни САЙМОН. С помощью лицензирования развиваются разные бренды, не только детские и медийные, но в том числе и косметические, и fashion, и lifestyle – они все международные. Россия находится в особенном положении, она становится частью мировой экономики, приводя на рынок международные бренды, связанные с напитками, ювелирными украшениями и т. д. У вас есть еще и собственные бренды, которые можно и нужно развивать, например, это бренды, связанные с музейным лицензированием.

Вильям КРНЯК. Россия является сокровищницей традиционного искусства, здесь много музеев, где выставлено большое количество произведений искусства, как современного, так и древнего. И людям нужно научиться использовать лицензирование как некий инструмент, ведь это мощное средство общения для тех игроков, которые выступают на данном рынке. Людям нужно научиться трансформировать те ценности, которые они имеют, в язык лицензирования, благодаря этому они будут доступны не только на местном уровне, но и на международном. Я очень уважаю Россию за то, что она дорожит своими национальными ценностями и интеллектуальной собственностью. Я думаю, что благодаря выставкам-конференциям, как эта, российская собственность будет по достоинству оценена и на международном рынке.

Грег БАТТЕРСБИ. Мы видим развитие потребительского поведения в России, и чем больше оно развивается, тем больше влияет на лицензионный процесс. Если говорить о российских брендах, популярных во всем мире, – это, разумеется, ФАБЕРЖЕ! А также алкогольные бренды, которые завоевали свою репутацию на лицензионном рынке. Говоря же о том, как мы смотрим на Россию, мы смотрим на нее не только как на лицензиата, но и как на поставщика идей и брендов, то есть интеллектуальной собственности, которая может прийти на западный рынок.

Денни САЙМОН. Недавно на мировом рынке лицензирования игроком стал Китай – это 2 млрд долларов в год, которые неуклонно растут к 3 млрд от общих доходов лицензирования в мире. К слову, лицензионный рынок США составляет 140 млрд долларов.

Чарльз РИОТТО. Лицензионный процесс требует времени, чтобы развиться и набрать обороты, но глядя на растущую покупательную способность, можно сказать, что границ нет, рынок может расти бесконечно.

Денни САЙМОН. Продолжая разговор о Китае, можно сказать, что те международные бренды, которые в самом начале были там совсем неизвестны, сейчас являются наиболее значимыми на китайском лицензионном рынке. И еще один очень важный аспект – это вопрос пиратства и правовой защиты. По мере развития рынка пиратство усиливается, и вы в будущем с этим столкнетесь.

Ли Энн БРОДСКИ. С развитием цифровых и социальных технологий медиабренды начинают распространяться со скоростью света. И здесь единственный способ избежать пиратства – моментальное реагирование и выпуск лицензионной продукции. Именно в тот момент, когда продукт созрел и люди хотят его купить, но не имеют возможности – появляются пираты.

Грег БАТТЕРСБИ. Позволю себе сделать что-то вроде предсказания. Россия очень похожа на США, потому в ближайшие 5 лет российский рынок лицензирования достигнет объема 1/3 американского рынка и будет продолжать развиваться. Через 10 лет объем рынка будет равен уже 2/3 и составит не менее 75 млрд долларов.

СМИ. Какие бренды хорошо чувствуют себя на рынке?

Ли Энн БРОДСКИ. Если вы посетите презентацию Disney, то уйдете с ощущением, что в лицензировании уже давно все сделано и все, что сделано, – это Disney, но это не так. Хорошее самочувствие брендов на рынке зависит от их ключевых ценностей и характера брендов — именно это имеет наибольшее значение для потребителя. Например, «Симпсоны» – веселые и у них легкое отношение к жизни. Или «Хеллоу Китти» – бренд, не имеющий медийной основы, но все же привлекающий своим видом. Angry Birds — тоже стали очень популярными, даже несмотря на то, что у них не было массовой медийной поддержки.

Грег БАТТЕРСБИ. Отмечу, что все, что касается лицензирования, не только индустрия развлечения и медиа. Если вы были на презентации компании Disney, то видели, что ее продукт составляет 51% всего американского рынка лицензирования. Остальные 49% – доходы от лицензионных продуктов из других сфер. Очень важно отметить, что брендом номер один является Disney. Бренд под номером два – «ICONIX», который относится к категории fashion. На шестом месте спортивные бренды, например NBA. И на девятом месте в десятке лидеров бренды университетов. Еще одной важной составляющей является лицензирование персон, к примеру, Джессика СИМПСОН собрала более 3 млрд долларов в лицензионной программе. Лицензирование базируется на взаимодействии: креативности, активных, готовых к сотрудничеству лицензиате и лицензиаре и, конечно, интеллектуальной собственности.

Чарльз РИОТТО. Изначально интеллектуальная собственность может привлекать не только самую широкую, но и какую-то определенную узкую аудиторию, как произошло с Harley Davidson — теперь это не только бренд мотоциклов, но и lifestyle: одежда, рестораны, напитки и прочее.

Денни САЙМОН. Помимо того, что я сам представляю брэнды, я также представляю интересы производителей. Помогаю им найти подходящие бренды, лицензии для покупки. Самое важное здесь то, насколько вы можете быть креативными, это и поможет вам получить лицензию. Например, мы продали лицензию производителям монет на чеканку изделий из драгоценных металлов с героями «Звездных войн».

СМИ. Как искать в России креативного производителя?

Ли Энн БРОДСКИ. Вот почему мы любим этот бизнес — здесь нужно проделать долгий путь, чтобы найти того человека, который будет готов создать что-то необычное. И тут возможности безграничны. Именно поэтому нам важны такие профессиональные мероприятия, где все собираются единовременно — правообладатели, лицензиаты, агенты, представители торговли — и имеют возможность обсудить такие вопросы.

СМИ. Как найти лицензиатов в России?

Денни САЙМОН. В настоящий момент есть сложности. Лицензиаты появятся, когда люди, наконец, убедятся в тех преимуществах, которые дает лицензия. Лицензиатов много не бывает, так же как и творческих лицензиаров. Поверьте моему опыту. Но если вы будете ждать готовности рынка 2-4 года, то столкнетесь с гораздо большей конкуренцией.

СМИ. Какова миссия вашей ассоциации и задачи, которые вы ставите в России?

Чарльз РИОТТО. LIMA – Международная организация специалистов индустрии лицензирования. Наша цель — проводить больше образовательных мероприятий, которые будут способствовать формированию контактов и развитию лицензионного рынка в России. Призываю всех посещать подобные мероприятия и в будущем, также приезжайте в Лас-Вегас и Лондон на наши международные выставки. В рамках деятельности LIMA мы осуществляем помощь и устанавливаем взаимодействие между владельцами интеллектуальной собственности и производителями.

СМИ. Российский рынок называют самым большим и самым перспективным рынком в мире. Почему? Какие основные факторы?

Чарльз РИОТТО. Во-первых, очень большой интерес проявляется к знаменитым брендам. Во-вторых, здесь большое количество людей с высокой покупательной способностью и, как показывает эта выставка, огромное количество людей, которые хотели бы узнать, как работает мир лицензирования. По мере того, как люди будут больше узнавать о том, как работает лицензирование, по мере укрепления экономики я думаю, что лицензирование как отрасль будет эволюционировать в России очень быстро.

СМИ. Что может помешать развитию рынка в России?

Чарльз РИОТТО. Первое — это, конечно, пиратство. Инвесторы часто опасаются вкладывать средства в бренды, они боятся, что их собственность может быть похищена пиратами. Еще, естественно, нужно получить больше знаний о том, как работает эта индустрия, и развивать эти знания. Раньше все осуществлялось очень просто: первый крупный лицензионный контракт был подписан ребятами буквально «на коленке». Сейчас таким образом это сделать невозможно, потому что лицензионные соглашения и договоры стали значительно более сложными в связи с тем, что владелец бренда хочет себя всячески защитить от возможного пиратства или использования его собственности без разрешения. Особенно это касается знаменитых брендов, которые имеют высокую стоимость.

СМИ. Сколько, по-вашему, может понадобиться лет на развитие рынка в России?

Чарльз РИОТТО. Я бы предположил, что в течение 5 лет можно будет наблюдать стремительный рост. Когда будет преодолен этот рубеж, думаю, развитие будет идти еще более быстрыми темпами и само население будет больше заинтересовано в том, чтобы знаменитые бренды были им доступны.

СМИ. Значимость данной выставки в российском и мировом масштабе?

Вильям КРНЯК. Россия стала новым фронтом для лицензирования и индустрии, которая с ним связана. Не только Россия, но и страны СНГ, и Евразия в целом. Данную выставкуможно назвать вехой на этом пути, потому что в конечном итоге международная лицензионная отрасль считает эту часть земного шара равной по возможностям. Сам я из Хорватии. Впервые международная и российская интеллектуальная собственность представлены на одном уровне. Я знаю, что в России люди очень умные, способные, образованные и быстро учатся. До настоящего времени Россия еще не знала, какую большую ценность представляет индустрия лицензирования, какие она сулит большие возможности в материальном плане и в плане общего развития. Если быть честным, разница между Микки Маусом и Чебурашкой состоит только в том, что у Микки Мауса есть инструмент, которым он защищен, в виде лицензирования, а у Чебурашки пока нет. Конечно, сейчас я говорю символично. Данное мероприятие является первой международной выставкой-конференцией в этой части земного шара. В конце ее мы объявим о создании специализированной российской лицензионной ассоциации и о сроках проведения конференции в следующем году, что само по себе является подтверждением того, что Россия представляет интерес для международного лицензионного сообщества.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/03/12/631940