20 марта состоялось торжественное открытие операционного офиса «Омский» новосибирского банка «Акцепт». Специально для участия в этом событии в Омск приехала представительная делегация во главе с председателем правления Игорем ГУСЕВЫМ, который рассказал обозревателю «КВ» Екатерине СЕРВАХ о прошлом и настоящем банка, поделился планами на будущее.
— Игорь Викторович, чем, по вашему мнению, банк «Акцепт» отличается от других? В чем его сильные стороны?
— «Акцепт» — это региональный банк, управление всеми процессами сосредоточено в Новосибирске, поэтому решения принимаются на месте в короткие сроки. Специалисты банка очень хорошо знают и местную специфику ведения бизнеса, и спрос населения на те или иные банковские продукты, поэтому обязательно учитывают это при разработке новых продуктов и услуг и при разработке тарифной политики.
В октябре нашему банку исполнится 22 года. Большую часть этого срока «Акцепт» был новосибирским банком, но недавно акционеры поставили цель превратить его в крупный сибирский банк. Хотя в настоящее время уже работает филиал банка в Москве, все же географические приоритеты дальнейшего развития – это крупные города Сибири. В 2011 году открыт офис в Барнауле. Следующим после Омска будет Томск, потом Кемерово.
В каждом регионе и в каждом офисе мы предоставляем одинаковые услуги и стараемся внедрять единые стандарты обслуживания. И, конечно же, стараемся сохранить свои основные преимущества. Это скорость принятия решений, внимание к каждому клиенту и индивидуальный подход, который можно сохранить только при общении клиента не со скоринговой программой, а с человеком – менеджером любого уровня. Если вы хотите пользоваться вниманием и персональными банковскими продуктами, «Акцепт» — подходящий для вас партнер.
— С какими клиентами банк «Акцепт» работает в Новосибирске и кого вы хотели бы в первую очередь пригласить в свой омский офис?
— «Акцепт» — банк универсальный, а ставка на универсальность предполагает диверсификацию клиентской базы. В числе наших клиентов есть и крупные предприятия, и средние, и малые. Для каждого мы формируем комплексное предложение, включающее все необходимые ему для работы услуги. Мы считаем клиентов своими партнерами и при подборе продуктов всегда стараемся исходить из их интересов и возможностей. Причем продукты у нас гибкие, которые можно настроить под конкретные задачи.
Предполагаем, что в Омске основными нашими клиентами будут представители малого и среднего бизнеса. Особо приглашаем предпринимателей, имеющих деловых партнеров или деловые интересы в тех городах, где офисы банка «Акцепт» уже работают или откроются в ближайшее время. Готовы предложить расчетное обслуживание, разнообразные кредитные программы и продукты розничной линейки. Кстати, предприниматель в нашем банке может оформить кредит и как юридическое, и как физическое лицо – как кому удобнее. Конечно, ждем всех омичей, тех, кому нужны кредиты или. наоборот, нужно сохранить заработанные деньги, и тех, кому надо решать повседневные задачи – оплачивать коммунальные услуги или отправить денежный перевод.
— Может, есть продукты, на которые вы хотели бы обратить особое внимание клиентов?
— Перечислю только несколько наших продуктов, в которых есть какая-то изюминка. На самом деле, как я уже говорил, продукты и услуги мы разрабатываем сами, поэтому всегда стараемся наполнить их дополнительными возможностями.
В нашем банке есть несколько ипотечных программ – как Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), так и собственные. И эти программы действительно уникальны. Как известно, многие строители не сразу регистрируют дома по 214-ФЗ, поэтому выдать ипотечный кредит бывает практически невозможно. Мы же предлагаем программы кредитования жилья и в таких объектах.
Хочу отметить, что мы активно работаем с пластиковыми картами Visa и «Золотая корона». В этом году у нас появились кредитные карты с льготным периодом на базе обеих систем.
У ряда клиентов живой интерес вызывает кредитная программа «Перезагрузка» — это рефинансирование ранее выданных кредитов. Есть люди, которые до сих пор выплачивают займы, полученные в 2008-2009 годах. С тех пор риски изменились, а ставка-то осталась! Рефинансировать мы можем любой кредит, если он проходит по рискам. Поэтому если у кого-то отношения с банком застыли на позиции 2008-2009 года, можно обратиться к нам.
— А как пережили кризис сам «Акцепт» и его клиенты?
— Хорошо пережили. Многие банки рассматривают кризис не только как угрозу, но и как шанс для серьезного рывка вперед, для качественного изменения клиентской базы. Менеджмент нашего банка разделяет такой взгляд. Если пытаться воевать с клиентами, испытывающими объективные сложности, то легко потерять старых клиентов, не приобретя при этом новых, даже в случае успешного погашения проблемного долга. Мы всегда старались поддержать клиента, насколько это возможно, облегчить его финансовую нагрузку, пролонгировать кредит, мягко подходить к процентной ставке. Я знаю немало коллег, которые реализовывали такую стратегию в тот период (не хочу называть его кризисом), и все они вышли с хорошими результатами и по клиентскому портфелю, и по прибыли.
«Акцепт» вошел в этот период без меня, а выходили мы уже вместе. И мы использовали именно такую стратегию. Я могу привести конкретный пример. Есть в Новосибирске крупная компания ПТК-30, которая строит большой объем достаточно качественного жилья. В кризис возможность строить за счет клиентских средств была утеряна, и стройки зависли.
Мы пошли навстречу – создали совместное предприятие, в это предприятие инвестировали деньги, что по сути позволило ему закончить стройку в кризис. У нас на балансе осталось довольно много квартир, и только 3 месяца назад мы закончили реализацию своей доли недвижимости. Мы ее сами реализовали и оказались в большом плюсе. Это раз. Во-вторых, сохранили клиента. Это самое важное. А еще создали себе репутацию банка, который своих клиентов не кидает в трудной ситуации. Ведь для банка важнее всего надежность, постоянство и предсказуемость.
Поэтому, когда наступил следующий период, и федеральные банки, получив дешевые ресурсы, начали демпинговать по ставкам, многие клиенты приходили за деньгами к нам. Хотя у нас ставки повыше. Они прекрасно помнили ту ситуацию и рассуждали примерно так: «Да, мы платим здесь дороже, но знаем, что если что-то нехорошее произойдет, нас не бросят». Потому что они знают, что банк «Акцепт» всегда был и остается классическим банком, для которого превыше всего продуманный взвешенный подход к операциям с финансами.
— 2011 год для многих банков был весьма успешным. С какими результатами закончил его банк «Акцепт»?
— Тоже успешно, и с точки зрения финансового результата, и с точки зренияоптимизации внутрибанковских процессов. Ведущие рейтинговые агентства России отметили рост чистых активов банка почти на 30 %, депозитного портфеля более чем на 20 % и кредитного портфеля более чем на 30%. Надо отметить, что в ноябре банку был повышен рейтинг кредитоспособности до уровня «А», это означает «Высокий уровень кредитоспособности». В 2011 г. мы открыли 2 новых подразделения, усовершенствовали определенные банковские процессы, которые во многом влияют на качество обслуживания клиентов. В общем, можно смело сказать, что 2011 году мы поработали отлично!
— Что вы можете сказать о ближайших планах?
— В наших планах – дальнейшее развитие сети банка, увеличение и диверсификация кредитного портфеля, а также развитие направления розничных услуг.
— За счет чего это предполагается сделать?
— Мы сейчас серьезно подходим к автоматизации наших фронт-офисов. Думаю, что до конца года буквально перевернем весь этот процесс: повысим автоматизацию, поставим кредитный фронт.
— То есть все-таки перейдете на скоринг?
— Это не скоринг – просто упрощение и автоматизация документооборота, ускорение принятия решений. Обеспечение прозрачности кредитного процесса и для руководителей, и для кредитных специалистов. Будет видно, где находится заявка, что с ней происходит. То есть мы максимально ускорим кредитный процесс и при этом сохраним наше основное преимущество — мы всегда будем доступны для клиента как менеджеры.
— Как вам работается в Новосибирске после Москвы? Заметна ли специфика?
— Конечно, особенности местного банковского бизнеса вытекают из региональной специфики города. Новосибирск — более «тесный» в плане взаимоотношений город. В бизнесе все друг друга знают. Следовательно, и риск-менеджмент устроен по-другому, и скоринговые программы особо не нужны, информацию о репутации любого потенциального клиента проще получить по другим каналам. С постоянными клиентами отношения более неформальные. Получается, что ты на связи все 24 часа — у нас так заведено, что клиент может позвонить в любое время и мы поможем ему решить любые его финансовые вопросы.
Еще одно отличие в том, что в Москве выше концентрация денежных ресурсов, следовательно, и стоимость их другая. Много предпринимателей, своего рода временщиков, желающих попытать счастья: получится — не получится. В Сибири гораздо больше бизнеса стабильного, причем это касается любого формата – от малого до крупного.
— Доводилось ли вам раньше бывать в Омске? Какие впечатления вы отсюда увозите?
— В Омске я был впервые. Приятно отметить, что как и во всей Сибири здесь очень доброжелательные люди. Город мне понравился, и если учесть, что Омск в настоящее время самый динамично развивающийся среди сибирских городов, думаю, у него большие перспективы!
— Спасибо за интересную беседу!