20-го и 21 марта в Ленинском районном суде продолжился громкий процесс по делу руководителя Федерального государственного предприятия «Обь-Иртышводпуть» Сергея ОВЧИННИКОВА, обвиняемого прокурорами по статьям «злоупотребление должностными полномочиями» (ч.3 ст.285 УК РФ) и «присвоение или растрата» (ч.4 ст.160 УК РФ). Были заслушаны показания свидетелей — генерального директора ОАО «Омский речной порт» Василия ДАНИЛОВА и бывшего начальника юридического отдела порта Виктории ПОПОВОЙ.
Напомним, ОВЧИННИКОВ обвиняется в корыстной заинтересованности при покупке трех самоходных и четырех несамоходных судов у Омского речного порта в ходе открытого аукциона в конце 2006 – начале 2007 года. Главой совета директоров ОАО «Омречпорт» на тот момент являлся сам Сергей ОВЧИННИКОВ. В декабре 2007 года арбитражный суд признал правомерность упомянутой коммерческой операции, установив, что флот был куплен по цене ниже рыночной на внебюджетные средства. Однако в 2010 году прокуратура возобновила проверку, объявив, что стоимость судов была завышена, а в результате сделки пострадал госбюджет.
Купленный флот не был «убитым»
Свидетель ДАНИЛОВ начал работать в омском филиале ФГУ «Обь-Иртышводпуть» в 2004 году: первые два года в качестве главного инженера, а с 2005-го по 2008 год – начальником омского отдела судоходства. Он рассказал суду, что в 2004-м, когда его пригласили на работу в учреждение, состояние его было крайне плачевным. За предприятием на тот момент числился долг в 100 млн рублей, в том числе и по зарплате работникам порта. За время работы Сергея ОВЧИННИКОВА в должности руководителя, которую он занимал с 2004 года, по словам ДАНИЛОВА, учреждение полностью избавилось от задолженности и несказанно преобразилось:
— Когда я только туда пришел, люди боялись детей на работу привести – не хотелось, чтобы видели, где они работают. За 4 года ОВЧИННИКОВ все переделал. Столовая появилась, кузница, вся техника необходимая и прочее. Я уходил – люди благодарили за эту работу.
На вопросы прокурора о том, в каком состоянии были 7 единиц флота, ставшие причиной обвинения руководителя ФГУ в растрате, Василий ДАНИЛОВ отвечал, что претензий ни к самоходной, ни к несамоходной технике быть не могло.
ДАНИЛОВ. Физически я видел флот. Он был в хорошем состоянии.
Обвинение. Вы видели его в движении?
ДАНИЛОВ. Как я мог видеть его в движении? Мне и не нужно это. Мне достаточно посмотреть, чтобы сказать. Вы когда на машину смотрите, этого ведь тоже достаточно, чтобы ее состояние оценить. ЧИЖОВ (руководитель Сургутского района водных путей, сообщивший Сергею ОВИЧИННИКОВУ о продаже техники сургутским Запсибэлектросетьстроем. — Прим. «КВ») не стал бы покупать плохой флот – он же из капитанов вышел.
20 марта судья Оксана ЛАБА удовлетворила ходатайство защиты о приобщении к делу писем с оценкой деятельности ОВЧИННИКОВА на посту руководителя ФГУ из Минтранса РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта, которые были присланы на имя губернатора. В них, утверждает защита, дается положительная характеристика личности Сергея ОВЧИННИКОВА и говорится об отсутствии ущерба для предприятия от его деятельности.
Адвокат обвиняемого заявил ходатайство о проведении экономической экспертизы Омской лабораторией судебной экспертизы для прояснения обстоятельств купли-продажи флота, в частности – о наличии или отсутствии на тот момент бюджетных либо внебюджетных средств на счете. Это заявление было встречено обвинением в штыки.
Обвинение. Все обстоятельства были исследованы. Для решения некоторых вопросов нет необходимости в экспертизе. Ходатайство является необоснованным.
Защита. Исходя из выступления обвинения, для квалификации действий ОВЧИННИКОВА не важно, были ли внебюджетные или бюджетные средства на счете. То есть человека можно обвинить, не зная, были ли деньги. Данное обстоятельство является краеугольным в данном деле. Позиция обвинения говорит о его тенденциозности.
После перерыва судья Оксана ЛАБА отказала защите в проведении экономической экспертизы, объяснив, что при принятии решения должны быть приняты во внимание уже заслушанные показания свидетелей и документы.
Агентское соглашение придумали, чтобы вернуть долг
Свидетельница Виктория ПОПОВА, чьи показания были заслушаны на следующий день, в 2006-2007 годах являлась начальником юридического отдела Омского речного порта. Суду она рассказала о подробностях заключения в феврале 2006 года агентского соглашения между портом в лице Олега ЖУЛИНА и Сергеем ОВЧИННИКОВЫМ. Последний по договору должен был искать на территории Обь-Иртышского и Западно-Сибирского водных бассейнов продавцов имущества и представительствовать при его продаже за комиссионное вознаграждение в 1,5 миллиона рублей.
По версии обвинения, ОВЧИННИКОВ эти деньги присвоил, но свидетель утверждает, что плата по контракту должна была компенсировать личные затраты руководителя ФГУ на покупку флота. Дефицит средств в кассе Сергей ОВЧИННИКОВ восполнил из собственного кармана, а агентское соглашение позволило вернуть ему этот долг.
По словам Виктории ПОПОВОЙ, зимой 2007 года в кабинете у ОВЧИННИКОВА состоялось мини-совещание, на котором, кроме хозяина кабинета и свидетельницы, присутствовала заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам Марина ФИЛИППЕНКО. На совещании Виктории ПОПОВОЙ стало известно, что на уплату части стоимости плавсредств руководителем предприятия было потрачено личных 1,5 миллиона рублей, и теперь собравшимся предстояло решить, каким образом вернуть ему эти деньги. От Марины ФИЛИППЕНКО, как утверждает Виктория ПОПОВА, прозвучало предложение заключить агентское соглашение.
— ОВЧИННИКОВ спрашивал у меня, насколько такой способ соответствует законам, — рассказывала бывшая глава юротдела ФГУ. – Я решила, что он не является госслужащим, и почему бы не заключить гражданско-правовой договор?
В том, что занятие Сергея ОВЧИННИКОВА не относится к госслужбе, Виктория ПОПОВА была уверена, так как она участвовала в процессе, где речь шла о совмещении должностей, и на руках у нее имелись судебные акты, обосновывавшие указанную позицию.
Свидетельница пояснила, что она уволилась из порта из-за возникшего впоследствии конфликта между ОВЧИННИКОВЫМ и ФИЛИППЕНКО, которые до того долгое время успешно работали вместе:
— Работать стало невозможно. ФИЛИППЕНКО впадала в депрессии, у нее возникали истерики, срывы со здоровьем. Даже в больницу из-за этого попала.
После допроса свидетельницы ПОПОВОЙ адвокаты ОВЧИННИКОВА обратились к судье с ходатайством о допуске к процессу в качестве специалиста профессора уголовного права ОмГУ Татьяны НЕПОМНЯЩИХ, которая провела анализ материалов дела, дав собственную оценку сложившейся ситуации. Обвинение выступило против этого заявления, а судья отказала в его удовлетворении, объяснив, что обе стороны дела представлены юристами, а заключение доктора наук, профессора НЕПОМНЯЩИХ могут быть использованы защитой в собственных доводах.
«КВ» продолжат следить за судебным процессом.