Сергей МИТРОХИН, председатель партии «Яблоко»: «Глупо быть мэром в городе, где «Яблоко» не поддерживают»

Дата публикации: 07 марта 2012

Второго марта, накануне единого дня голосования, на «кухонных посиделках» в редакции «Коммерческих вестей» побывал лидер партии «Яблоко» Сергей МИТРОХИН. На вопросы журналистов «КВ» он отвечал вместе с руководителем омского отделения партии Сергеем КОСТАРЕВЫМ.
— Сергей Сергеевич, за день до выборов вы приехали в Омск. Вы считаете, что здесь ваше присутствие будет наиболее эффективным, чем в других регионах?
МИТРОХИН. Здесь мы выдвигаем список кандидатов в горсовет на выборах 4 марта, а таких регионов у нас немного. Кроме Омска, это, к примеру, ряд районов в Псковской области, а также есть в некоторых регионах кандидаты-одномандатники, выдвинутые нами. Пожалуй, самые важные для нас выборы будут у вас, в Омске.
— Многие до сих пор считают, что лидер «Яблока» — ЯВЛИНСКИЙ. Почему так? Может, не проявились вы лично за прошедшее время? Или, говоря прямо, можно назвать вас марионеткой ЯВЛИНСКОГО?
МИТРОХИН. Григорий ЯВЛИНСКИЙ не занимает сейчас никаких постов в партии, он остался членом политкомитета – органа, который определяет стратегию, разрабатывает программу.
— Но от «Яблока» именно он собирался баллотироваться в президенты.
МИТРОХИН. Мы его выдвигали и считаем, что правильно сделали. Когда-то нас называли «партией одного человека» — ЯВЛИНСКОГО. Я бы не хотел, чтобы «Яблоко» называли партией МИТРОХИНА. Моя роль как председателя заключается в том, чтобы организовать работу, а не в том, чтобы быть в каждой бочке затычкой – возглавлять все избирательные списки и так далее. Современные европейские партии вообще устроены по-другому – там если лидер партии куда-то баллотируется, он вообще уходит со своего поста.
— Были у вас с ЯВЛИНСКИМ какие-то разногласия по партийным вопросам и чье в результате решение было признано верным?
МИТРОХИН. Такого не было. ЯВЛИНСКИЙ вообще не вмешивается в оперативное руководство. Он участвует в принятии коллегиальных решений, высказывает свою позицию. Я возглавляю бюро – орган оперативного управления, ЯВЛИНСКИЙ в бюро не входит.
-Как позиционирует себя партия «Яблоко»? Кто ваша аудитория?
МИТРОХИН. Мы единственная в России партия, альтернативная всей путинской системе. Другие партии – лишь составные части последней, поэтому им разрешено присутствовать в парламенте, выдвигать кандидатов. Одни из этих партий были созданы Кремлем, другие возникли раньше, но успешно встроились в систему. Ну, появился еще кандидат от олигархии. А «Яблоко» — партия гражданская, которой невозможно управлять из Кремля. Поэтому ЯВЛИНСКОГО сняли с выборов и поставили вместо него ПРОХОРОВА. Что касается идеологического позиционирования, мы считаем себя социально-либеральной партией. Это современное течение в либерализме, резко отличающееся от консервативного либерализма.
— Вы считаете, что именно социальный либерализм спасет Россию от всех мыслимых и немыслимых угроз?
МИТРОХИН. Внешнеполитические угрозы действительно есть. У нас есть угроза с юга, есть потенциальная угроза от Ирана. На будущее – угроза от Китая, которму мы сейчас территорию в аренду отдаем. И эти угрозы усиливаются нынешним политическим режимом, бессмысленной и исключительно вредной конфронтацией с Западом и дружбой с потенциальными агрессорами. Почему развалились Египет, Ливия? Потому что была коррупция, монополия одной партии, пожизненное правление одного человека. Все это приводит к гниению. Вот у вас пожизненное правление ПОЛЕЖАЕВА привело к загниванию правоохранительной и судебной системы. Я только сейчас и делаю, что принимаю потоки жалоб на беспредел полиции, судов, следствия. Это значит, что государство не выполняет своих функций.
— Среди моих знакомых раньше было много тех, кто голосовал за «Яблоко», а потом за короткий срок ваш электорат куда-то растворился. Что же произошло с партией?Думали ли вы над этими ошибками, работали ли над ними? Вместо того чтобы сетовать на нечестные выборы..
МИТРОХИН. У нас были ошибки, мы их анализировали. В отличие от всех других партий, сменили руководство.
— Но электорат то не вернулся..
МИТРОХИН. Для меня очень важный симптом, что в Москве по результатам опросов на оппозиионных митингах 40% поддерживают «Яблоко», в два раза меньше поддержка у коммунистов. Мы лидеры этого пробуждающегося среднего класса, и мы его дождались, это наше будущее. Стратегия была выбрана правильная – мы делали ставку на подготовку наблюдателей, и именно наши наблюдатели стали тем резонатором, который раскрутил протестные настроения. И мы будем работать дальше и добьемся честных выборов. На выборах в Госдуму у нас своровали две трети голосов. В основном по Москве, где за нас больше всего голосуют. Не дали пройти даже одному человеку, чтобы мы не стали парламентской партией и не смогли выдвинуть кандидата в президенты без сбора подписей.
КОСТАРЕВ. Я четыре года возглавляю омское отделение партии и в самом начале понял, что либеральная идея пока не прижилась в России. Те, ктоза нас голосовал, в какой-то момент отвернулись от нас, но я работал все это время для того, чтобы в нужный момент организационная структура была под рукой. Этот момент настал. Люди поняли, что на них давили все эти годы. У вас к нам претензии, что мы не защитили ваши права? Но мы в одиночестве не сможем этого сделать никогда, нам нужна активная поддержка. Так, долгое время я не мог много общаться с людьми, зная, что после этого к ним будут применены репрессии. Студентов отчисляли, на меня давили. Мы не могли таким образом подставлять людей. Сейчас они сами приходят и говорят: мы готовы.
— Все партии активизируются накануне выборов. Вы тогда не попали в Госдуму и сразу рассыпались.
МИТРОХИН. Это СПС рассыпалось. А нас просто не показывали. Мы же не виноваты, что в черных списках были и нас не пускали на каналы, а теперь пускают.
— ЖИРИНОВСКИЙ то же самое говорит – меня никуда не пускают, нигде не рекламируют..
КОСТАРЕВ. Хотите свежий пример приведщу? Можете не публиковать. Вчера мы заказывали на радио «Сибирь» рекламу. Нам не позволили за наши деньги разместить одну конкретную фразу.
— А что за фраза?
КОСТАРЕВ. «Партия «Яблоко», придя в горсовет, будет контролировать расходование средств, предназначенных для празднования трехсотлетия Омска».
— Фраза как фраза. Чем не понравилась-то?
КОСТАРЕВ. А это уже не ко мне вопрос, а к радио.
— И в Москве, и в Омске инициаторами митингов были не «яблочники», по нашим наблюдениям.Мы публиковали интервью с теми ребятами, кто организовал самый первый митинг в Омске, и они ни слова ни говорили о своих симпатиях «Яблоку».
МИТРОХИН. Так надо было спросить, из какой они партии. Если бы они не симпатизировали «Яблоку», то не вступили бы в нашу партию.
КОСТАРЕВ. Первыми вышли мы, седьмого ноября стояли в пикете. Только десятого вышли другие.
МИТРОХИН. Про Омск ничего не могу сказать. В Москве на митинг пришли люди, возмущенные тем, что у «Яблока» украли голоса.
— А на пятое марта вы уже подали заявку?
МИТРОХИН. Подали. Потому что ясно, что будут фальсификации, что выборы пройдут нечестно.
— Не кажется ли вам что весь этот карнавал вокруг нечестных выборов скоро станет не интересен наблюдателю? Что «Яблоко» может сказать населению иного, такого, за что можно идти и голосовать?
МИТРОХИН. Вот смотрите. Люди в нашу приемную сейчас приходят и говорят, что ни одна парламентская партия не может защитить их интересы. У вас 60 человек в Омске голодает из-за устроенного беспредела, махинаций с квартирами. И к другим партиям бесполезно обращаться.
— А к вам обратятся и будет польза?
МИТРОХИН. Мы постараемся помочь. Я пообещал передать их обращения президенту, у меня будет такая возможность.
— Что ваша партия, придя к власти, сделала бы в первую очередь? К примеру, три пункта.
МИТРОХИН. Первое. Приняли бы поправки к Уголовному кодексу РФ – внесли статью о незаконном обогащении. В этом случае проводится тотальная проверка деклараций о доходах и имуществе всех чиновников. Если они не могут объяснить происхождение доходов или имущества, отстраняются от службы с пожизненной дисквалификацией.
— Та же самая двадцатая статья?
МИТРОХИН. Да, та самая статья, которую Россия позорно не ратифицировала. Но можно принять самим для себя. Далее должна пройти тотальная чистка госаппарата по итогам проверок деклараций. Следующее — это чистка правоохранителньых органов, не по результатам переаттестации, а по признаку коррумпированности. Должна быть введена статья «Провокация взятки», которая есть во всем мире. В том, что ГИБДД у вас здесь творит беспредел, я уже успел убедиться. Сейчас ехали с флагами автопробегом, приехал нас остановить начальник местного ГИБДД ЗЫРЯНОВ, и в этот момент проехала мимо нас колонна справедливороссов. ЗЫРЯНОВ опешил от этого, а мы воспользовались моментом и рванули оттуда.
— С правом провоцировать на взятку понятно. Дальше.
МИТРОХИН. Следующий этап – ликвидация бюджетных кормушек. Эти все госкорпорации – ведь они созданы именно для этого. Нужно ликвидировать все пробелы в законодательстве и те нормы, которые искусственно созданы для воровства. Чиновнику нельзя позволять распоряжаться огромным количеством ресурсов без всякого контроля. Нам военный прокурор говорит, что каждый четвертый рубль, идущий на оборонзаказ, расхищается, а мы не видим после этого ни одной посадки, ни одного процесса, даже показательного. А потом сообщают – а мы теперь 20 триллионов забабахаем туда. А ПУТИН добавляет еще три триллиона. Для кого же весь этот ура-патриотизм? Для воров. Какие еще кормушки есть? Роснано например. Дали им почти миллиард долларов. ЧУБАЙС принес ПУТИНУ планшетник – учебник для детей и сказал, вот, мол, наш отечественный, стоит 12 тысяч рублей. Журналисты выяснили, что не 12 тысяч, а 26, что комплектующие привезли из других стран, а потом ЧУБАЙС еще намекнул, что родители не потянут, и надо все купить из бюджета. Или тот же Росатом, когда господин КИРИЕНКО из нашего бюджета получил такой же миллиард на строительство атомной станции в Турции, где только что произошло землетрясение.
КОСТАРЕВ. У нас тоже есть такие кормушки. Например, плотина так называемая. 10 миллиардов, 11 миллиардов.
МИТРОХИН. Третий шаг — реализация экономической программы партии «Яблоко» под названием «Земля. Дома. Дороги». Смысл в том, что гражданам бесплатно передается земля, но с целевым назначением, под индивидуальное жилищное строительство, перепродавать нельзя. Государство помогает строить инфраструктуру за счет средств резервных фондов, которые сейчас вложены в ценные бумаги других стран и работают на них. С вложением денег в ИЖС будет повышение экономической активности, мультипликативный эффект. Конечно, государство должно помогать при строительстве дешевыми кредитами. Появится внутренний источник экономического роста, спрыгнем с нефтяной иглы.
— Вопрос и ответ получились из серии «Если бы я стал волшебником». Уже ясно, что партией власти в ближайшее время вы не будете. В этой ситуации какие у вас планы на ближайшие четыре-пять лет?
МИТРОХИН. Сейчас так быстро все будет меняться, что вы и опомниться не успеете, как «Яблоко» станет партией власти. Вот у нас в антимонопольной службе власть, например.
— Попробуйте руководителю ФАС России АРТЕМЬЕВУ это сказать, и он заявит, что антимонопольная служба вне политики.
МИТРОХИН. Игорь АРТЕМЬЕВ член политкомитета «Яблока». И там наших 50 человек. И мы гордимся тем, что они делают. Взять хотя бы закон № 94, который сейчас все грызут. Это уникальный в мире закон, когда госзакупки проходят на электронных торгах. Не зря ФАС России заняла третье место в мировом рейтинге антимонопольных служб. Да, один АРТЕМЬЕВ не может демонополизировать экономику, но то, что он делает, какие он штрафы накладывает, поражает воображение. А ФЗ № 94 — выдающийся в своей прозрачности закон.
— Хотите сказать, что 94-ФЗ написало «Яблоко»?
МИТРОХИН. Да. Руководил его разработкой член бюро партии Михаил ЕВРАЕВ, ответственность за него несет АРТЕМЬЕВ. А сейчас этот закон будут тихой сапой уничтожать, уже оттуда убрали госзаказ по строитлеьству, а это 40% всего госзаказа. И знаете, почему ПУТИН поставил АРТЕМЬЕВА во главу антимонопольной службы? Он сказал дословно: в ФАС мне нужны честные.
— И все-таки что же вы будете сейчас делать, кроме организации митингов?
МИТРОХИН. После выборов нам предстоит огромный фронт работ по судебным искам, по обращениям о нарушениях и фальсификациях. Работа по обеспечению честных выборов должна быть системной. Мы создаем для этого фонд «Прозрачные выборы», будем деньги собирать. Будем готовиться к региональным выборам, которых намечено много ближайшей осенью.
КОСТАРЕВ. Мэра выбирать...
МИТРОХИН. Конечно, будем продолжать участвовать в массовых протестах. Мы должны отслеживать, чтобы акции проходили в рамках закона, не допустить провокаций и радикальных мер. Это цивилизованный способ воздействия на власть, и первые результаты уже есть – реакцией на Болотную стали предложенные властью законопроекты.
— В свое время много говорили об объединении СПС, «Яблока» и прочих. Возможно ли сейчас, под «Яблоком» или нет, объединить все оппозиционные силы?
МИТРОХИН. «Яблоко», кстати, единственная партия, которая внутри себя создала фракции. Это было сделано для того, чтобы к нам могли приходить разные люди, конечно, демократического толка. В свое время к нам пришли Партия зеленых, Партия пенсионеров. Что касается СПС, с ними мы не могли объединяться, они были партией при власти, НЕМЦОВ кричал, мол, ПУТИНА в президенты. К тому же, «Яблоко» — партия антиолигархическая, а СПС –партия олигархов. По той же причине сейчас мы выступаем категорически против ПРОХОРОВА.
КОСТАРЕВ. На выборах в горсовет мы объединились, но не с формальными активистами. Мы объявили широкий призыв и создали общегражданский список. Это для партий новое. Мы никого не заманивали, сказали честно – приходите, будем действовать вместе. Роль партии «Яблоко» сейчас – собирать снизу активных людей, создавать опорные точки в регионах.
— Каков бюджет партии? Какая у вас зарплата?
МИТРОХИН. Бюджет у нас три миллиона долларов в год. Отчет о наших спонсорах всегда публикуется перед выборами. Те организации, которые финансируют наши выборы, помогают нам и между ними. В последнее время возрос процент отчислений от малого бизнеса и добровольных пожертвований. Моя зарплата – 65 тысяч рублей в месяц. В региональных отделениях мы платим небольшую зарплату инструкторам и бухгалтерам.
КОСТАРЕВ. Я работаю бесплатно.
? Почему все же исключили из «Яблока» НАВАЛЬНОГО?
МИТРОХИН. Это было давно, он еще никому не известен был. Он сказал мне, что хочет пойти в Госдуму на сборище каких-то националистов. Я сказал ему, что лучше этого не делать, для «Яблока» этнический национализм неприемлем. Запустить вирус национализма, на наш взгляд, — самый простой способ развалить Россию. Я тогда был председателем московского отделения, снял его с должности моего заместителя, потом пришлось исключить, о чем я не жалею.
— Сергей Сергеевич, какие у вас впечатления, от того, как «Яблоко» воспринимают в Омске?
МИТРОХИН. Если бы нас здесь плохо воспринимали, вряд ли бы меня КОСТАРЕВ сюда пригласил. На предыдущих выборах наш показатель возрос, в том числе и по Омску. Мы набрали зедсь 5, 85%.
— Вы заявили в СМИ, что будете баллотироваться в мэры Омска лишь в том случае, если «Яблоко» пройдет в горсовет.
МИТРОХИН. Не так. Я сказал, что это предложение буду рассматривать, и во многом на мое решение будет влиять то, как пройдут для нас выборы в горсовет. Предложение от однопартийцев есть, но я его буду рассматривать с учетом результатов этих выборов.
КОСТАРЕВ. Вопрос в поддержке. Глупо быть мэром в городе, где «Яблоко» не поддерживают.
МИТРОХИН. Другими словами, зачем идти на авантюру, если нет шансов.
— Вы о многих «авантюрах» сегодня говорили, вроде тотальных чисток.
МИТРОХИН. Ну откуда-то СААКАШВИЛИ же взял новое ГИБДД. И у нас найдутся, молодежь пусть идет. Нужно ставить честных. Любой новый президент, губернатор, мэр должен с этого начинать, иначе грош цена всем начинаниям. Антикоррупционных мер может быть множество, не только карательных, но и поощрительных. А сейчас на годовую зарплату самого президента можно купить только однокомнатную квартиру. Значит, перекос какой-то во всей этой системе.
— Беготня за бюллетенями все-таки не путь. Надо как-то еще подавать себя.
МИТРОХИН. Если не бегать за бюллетенями, все равно все своруют. А к общению, к дискутированию мы готовы всегда.
— Спасибо за беседу.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/03/9/801712