Справка «КВ»
Клуб региональной журналистики создан летом 2001 года. С весны 2004 года существует как негосударственное учреждение при поддержке РОО «Открытая Россия». Основная его задача — содействие обеспечению информационной открытости, равного доступа к информации для всех российских изданий и авторов, в том числе через сайт www.crj.ru.
Обозреватель «КВ» в числе других членов Клуба региональной журналистики (представители СМИ из Калининграда, Владивостока, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Пензы, Уфы и других городов) приняла участие в III Форуме регионов России «Институты модернизации», который прошел в Москве 13 марта в гостиничном комплексе «Президент-отель». Форум открыли полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор ТОЛОКОНСКИЙ и генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь АГАМИРЗЯН. Центральную обзорную сессию «Институты развития на региональном уровне» модерировал член Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, руководитель Консультативной рабочей группы комиссии Александр АУЗАН. На вопросы журналистов ответили докладчики: замминистра экономического развития РФ Олег ФОМИЧЕВ, губернатор Кировской области Никита БЕЛЫХ, зампредседателя Внешэкономбанка Сергей ВАСИЛЬЕВ и другие. Участники форума обсудили инновационный потенциал российских регионов, возможности и проекты региональных компаний, проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов власти в области модернизации и наиболее эффективные способы поддержки инновационных технологий. На форуме были представлены инновационные рейтинги российских регионов, инновационные технологии в дорожном строительстве, технологии будущего в ТЭК, медицинские разработки будущего и многое другое.
По словам одного из организаторов форума Александра АУЗАНА, потребность в децентрализации полномочий и передаче части ответственности с федерального уровня на региональный в институтах развития является очевидной. Практика показала, что реализация конкретных проектов, их разработка, внедрение и развитие невозможны без территориальной привязки и, соответственно, учета специфики региона. Существует необходимость в «достройке» нижних этажей «инновационного лифта».
— Проекты реализуются на земле, а не в залах Кремля. Децентрализация власти и закрепление самостоятельности регионов, ожидаемое в ближайшее время, будут способствовать новым подходам к процессам модернизации, — отметил АУЗАН.
По мнению директора Института региональной политики Булата СТОЛЯРОВА, государство должно безотлагательно начинать бюджетную реформу, которая предоставила бы регионам большую свободу действий:
— Сегодня у нас регионы являются не субъектами, а, в лучшем случае, объектами развития — если Российской Федерации по каким-то причинам взбредет в голову развивать Сочи, Казань или Владивосток. Я не думаю, что мы найдем в мире другую более-менее обширную страну, которая имела бы нашу ситуацию с распределением доходов по уровням бюджета. Как известно, в консолидированном бюджете РФ на долю федерального бюджета приходится 65%, а регионам и муниципалитетам остается всего 35%. Но это же безобразие! Говорят, на региональном уровне инициатива не очень качественная, но позвольте, откуда ей взяться с такими ресурсами? На мой взгляд, нужно делить соотношение поровну, и делать это нужно немедленно, а не в следующие три-пять-семь лет. Это чисто политический шаг.
СТОЛЯРОВ считает, что это может быть не только передача на местный уровень налогов на имущество, землю, труд и так далее. Возможно, есть смысл вернуться к идее Администрации Президента, высказанной года три назад, – заменить, по крайней мере, часть федерального НДС региональными и муниципальными налогами с продаж.
— Почему нельзя делать особые экономические зоны регионального уровня? Сегодня для этого обязательно нужно обращаться в Минэкономразвития и проходить огромное количество согласований. Тем более что действующий федеральный закон о свободных экономических зонах оперирует исключительно региональными налоговыми льготами. Почему регионам нельзя создавать свои собственные университеты, почему они обязательно должны быть федеральными? Почему у нас продолжается патернализм в отношении регионов? Почему финансовый риск и даже риск банкротства в случае неумеренной долговой политики не может быть заботой самих регионов, как это происходит во многих странах? — возмутился директор Института региональной политики.
СТОЛЯРОВ уверен, что России предстоит большая чистка, упражнение, обратное тому, чем занимались 8 лет назад КУДРИН и КОЗАК:
— По итогам 2011 года количество регионов-доноров очевидно сократилось, их будет 10 или 11. Целью межбюджетной реформы могло бы стать доведение этого количества до 25 — 27.
Генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь АГАМИРЗЯН обратил внимание участников форума на то, что региональные полномочия — чрезвычайно важная часть развития государства. По его словам, они должны быть реализованы через привлечение финансового, социального и человеческого капитала посредством здоровой конкуренции на местах. Именно в этой конкуренции, по мнению АГАМИРЗЯНА, рождается инвестиционный прорыв России. Таким образом, конкуренция приведет к наращиванию потенциала. А заместитель председателя Внешэкономбанка Сергей ВАСИЛЬЕВ в своем выступлении посетовал, что чаще всего большая часть рабочих проектов останавливается по причине того, что в регионах их просто не могут квалифицированно подготовить и обеспечить. Соответственно, основной задачей государства и бизнеса в этой связи, по мнению ВАСИЛЬЕВА, является создание кредитных возможностей на местах, ключевой проблемой чего является вопрос об источниках инвестирования. Внешэкономбанк в России, по словам его зампредседателя, работает в рамках докризисных идей — это помогает развитию процесса, но при этом чрезвычайно высоки валютные риски. Соответственно, как считает ВАСИЛЬЕВ, актуальным становится использование в регионах бюджетных средств, которые должны работать с максимальной отдачей.
Со своей стороны, директор по инновационному развитию, член правления ОАО «РОСНАНО» Юрий УДАЛЬЦОВ пояснил, что схема взаимоотношений государства с региональными проектами в первую очередь должна являться реалистичной. Прежде всего необходимо определиться с приоритетами и искать не только возможность финансового содействия. Проблема регионов в этой связи, как считает УДАЛЬЦОВ, более масштабна — проекты требуют площадок и потенциала, а проблема кадров в России с годами становится все острее.
— До привлечения финансов региональные власти должны озаботиться воспитанием собственных специалистов что все модернизационные институты должны соответствовать позиционированию региона. Отсутствие полноценных ресурсов, таким образом, становится проблемой федерального руководства, на котором лежит задача скорейшей реализации стратегии «Инновационная Россия — 2020», — подчеркнул УДАЛЬЦОВ.
Губернатор Кировской области Никита БЕЛЫХ добавил, что нужно уделять внимание не только технологической стороне процесса. По его словам, модернизация в условиях патерналистского общества штука сложная. Можно получить не тот результат, который ожидаешь.
— Модернизация — это прежде всего процесс осознания обществом самих себя. Нужно избегать соблазна перевешивать на власть все общественные проблемы. Развитие — это вопрос не только федерального и регионального уровня, а каждого конкретного человека. Самая главная часть модернизации общества — это сознание людей, так как если мы будем сводить все только к конкуренции кошельков, регионы всегда будут проигрывать. Главное в данном случае — позволить обществу быть не менеджерами, а акционерами процесса, — считает БЕЛЫХ.
Вопросы, заданные участникам форума, касались в основном межсекторного взаимодействия, депрессивных регионов, судьбы наукоградов как потенциальных центров развития общественных идей и государственно-частного партнерства на практике. Булат СТОЛЯРОВ, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе объектов Универсиады в Казани, отдельно подчеркнул, что потенциал использования их в дальнейшем очень высок, чего нельзя с уверенностью сказать об инфраструктуре Сочи — 2014:
— Кубань после Олимпиады навсегда станет дотационным регионом, так как понадобятся очень большие средства на ежегодное поддержание всех спортивных объектов, которые там уже построены и еще строятся.
В каждом конкретном случае окончательное решение и дальнейшее управление процессом, по мнению СТОЛЯРОВА, как раз будет лежать на региональных властях, способных сформировать ясную стратегию и планы по использованию данных объектов на месте, чтобы не становиться дотационным регионом навсегда. ВАСИЛЬЕВ со своей стороны отметил хорошие перспективы новосибирского наукограда Кольцово. Замминистра экономического развития РФ Олег ФОМИЧЕВ сделал вывод, что оба подхода к деятельности и развитию региональных институтов модернизации имеют право на жизнь, так как федеральный центр не всегда имеет достаточные ресурсы для поддержки субъектов Федерации. Вице-президент фонда «Сколково» Станистав НАУМОВ заявил, что необходимо развитие взаимовыгодных форм некоммерческого партнерства фонда и регионов, упомянув соглашение такого рода с Кировской областью. Также важным моментом, по мнению Виктора ТОЛОКОНСКОГО, является более точное формулирование конкретных задач федерального и регионального центров, четкое определение полномочий каждого звена и построение современной системы управления, без противопоставления вектора развития. Председатель наблюдательного совета АИЖК Илья ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ обратил внимание участников форума на то, что процесс ухода федеральных институтов в регионы уже начался и должен проходить с учетом накопленного опыта и человеческого потенциала. Задачей властей, таким образом, по мнению ЛОМАКИНА-РУМЯНЦЕВА, является создание максимального режима благоприятствования и снятие барьеров для дальнейшего процесса модернизационных изменений в экономике и обществе.