Об узких местах и перспективах развития регионального рынка удаленной торговли речь шла 28 марта за большим круглым столом в конференц-зале отеля «Ибис-Сибирь». В дискуссии, инициированной Омской ТПП, поучаствовали и чиновники, и бизнес-общественность, и представители экономической науки, и логистические компании. Все собравшиеся пришли к общему мнению, что у интернет-торговли большие перспективы, высказали множество версий по поводу устранения преград, которые сдерживают ее потенциальные возможности, однако рецепта универсального стартапа для омских предпринимателей, которые хотели бы заняться удаленными продажами, обозреватель «КВ» так и не услышал.
Вперед и вверх
Серия круглых столов, цель которых ТПП РФ видит в продвижении идеи удаленной торговли в широкие предпринимательские массы, проходила в прошлом году в Москве, Санкт-Петербурге и трех крупных провинциальных городах – Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Теперь дошла очередь и до Омска. По мнению модератора мероприятия, заместителя председателя подкомитета по удаленной торговле ТПП РФ Александра ЧЕКАРЕВА, удаленная торговля особенно актуальна для регионов с низкой плотностью населения, где другие каналы дистрибуции часто бывают малоэффективны.
— Достоверной информации из регионов мало, поэтому эти дискуссии для нас принципиально важны, — подчеркнул Александр ЧЕКАРЕВ. – Мы видим свою задачу в том, чтобы для начала консолидировать мнения всех участников этого рынка.
Результаты развития рынка удаленной торговли, по мнению Александра ЧЕКАРЕВА, говорят сами за себя. По данным аналитической компании Euromonitor, объем удаленных продаж за последние пять лет вырос в России втрое, а в 2011 году объем продаж достиг уже 495 млрд рублей, и наиболее динамично развивается сегмент интернет-торговли, доля которого в общем объеме удаленных продаж почти 50% (по данным той же компании Euromonitor). А профессор кафедры «Коммерция и логистика» Омского филиала ВПО РГТЭУ Елена АВДЕЙЧИКОВА напомнила, что участниками рынка удаленной торговли становятся не только торговые предприятия, но и товаропроизводители, о чем часто забывают эксперты. Уже многие малые предприятия отказываются от посреднических услуг розницы и сами создают собственные удаленные каналы распределения. На Омской фабрике игрушек, по ее словам, за последние три года на 30% увеличились объемы удаленных продаж через Интернет.
Самосовершенствование
Тем не менее, по словам участников круглого стола, российский рынок удаленных продаж пока отстает по динамике об общемирового тренда. В России удаленные продажи занимают 4% в объеме розницы, а в Европе и во всем остальном мире доля удаленной торговли в общем обороте розницы достигла уже 6%.
— Мы проводили специальные исследования, выясняли, что же сдерживает в России рынок. и пришли к довольно ожидаемым выводам, — признает Александр ЧЕКАРЕВ. — В первую очередь сдерживают недостаточно развитые финансовая и логистическая инфраструктуры, а также недостаточная информированность участников рынка о тех возможностях, которые есть. Да, главным игроком на федеральном логистическом рынке все еще остается «Почта России», но этот рынок быстро развивается, появляются новые участники, в том числе международные логистические компании. Вторая большая проблема — наличие значительного числа недобросовестных продавцов, из-за которых формируется негативный имидж всей интернет-торговли. Сдерживающим фактором является и высокая налоговая нагрузка на предпринимателей, которые только начинают строить свой бизнес.
Бороться с этими трудностями, по мнению Александра ЧЕКАРЕВА, можно путем саморегулирования рынка. Если, мол, интернет-торговлю возьмется регулировать государство, то возникнет опасность, что она будет зарегулирована насмерть и вообще перестанет быть эффективной. По пути саморегулирования уже пошла, по его словам, Ассоциация прямых продаж (члены которой составляют ядро в подкомитете по развитию рынка удаленной торговли в комитете по развитию потребительного рынка ТПП РФ), и своим уже имеющимся опытом ассоциация всегда готова поделиться и с организаторами интернет-торговли.
Идею самоорганизации участников рынка поддержал и заместитель председателя совета Омского областного общества защиты прав потребителей Владимир МАТИКАНСКИЙ.
— Организации и предприниматели, работающие на этом рынке, обязательно должны объединяться в СРО, — считает Владимир МАТИКАНСКИЙ. — И представительства этих СРО обязательно должны быть в регионах, чтобы потребителям не нужно было разыскивать их где-то в Москве. Тогда к удаленной торговле появится и доверие со стороны потребителей.
Трудности роста
Чиновники, представлявшие городскую и областную власть, тоже высказывались в поддержку рынка, но были в своих прогнозах более осторожны. Мол, в настоящее время отсутствует статистический учет различных форматов удаленных продаж, а без статистического учета нет понимания реальной ситуации, а есть лишь некие субъективные ощущения, которым можно доверять, а можно и не доверять. Вот когда будет статистический учет и власть увидит. какое место в региональной экономике занимает удаленная торговля, какова ее доля в общей рознице, насколько она отличается от общероссийской, тогда и будут приниматься определенные меры.
— Официальной информации по объемам продаж у нас пока нет, — пояснила заместитель руководителя Омскстата Елена ОЛЕЙНИК. — Насколько я знаю, Росстат еще только разрабатывает методологию наблюдения за этим рынком и получения детальной информации об удаленной торговле. Крупные торговые предприятия, конечно, обследуются и сейчас, и если они одновременно ведут торговую деятельность не только через свои розничные магазины, но и через Интернет, то они показывают свой оборот в разбивке по всем видам деятельности. Но есть ведь еще субъекты малого предпринимательства, а они в своей годовой отчетности, к сожалению, указывают только общий оборот, и вычленить в нем долю именно удаленной торговли мы на данный момент не можем.
Осторожен в оценках был и президент Омского областного союза предпринимателей Павел КРУЧИНСКИЙ. По его мнению, Интернет хоть и проникает интенсивно в нашу жизнь, но само виртуальное пространство, как и торговля в нем, пока еще недостаточно отрегулированы законодательно.
— Потребитель, обжегшийся один раз, уже не будет верить никому, в том числе добросовестным участникам рынка, — уверяет Павел КРУЧИНСКИЙ. — Нам нужно тщательно изучить опыт других стран, которые продвинулись в этом вопросе дальше, чем Россия. И с точки зрения законодательного регулирования, и с точки зрения саморегулирования.
— А что такое вообще удаленная торговля? Я пока ни в одном нормативном документе этого термина не встречал, — напомнил участникам дискуссии председатель ООО «Омский союз потребителей «Щит» Евгений РАБИНОВИЧ. – Нужно сначала ввести в законодательство четкое определение, что именно понимается под этим термином, а потом уже говорить о статистическом учете и обо всем остальном.
Внесла долю объективности в обсуждение и заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Омской области Ольга ЕКИМОВА. По ее словам, активность омских потребителей на этом рынке пока не слишком высока.
— Я сужу по количеству жалоб, — пояснила участникам круглого стола Ольга ЕКИМОВА. — С 2010 года до настоящего момента к нам в управление поступило всего 42 письменных обращения от потребителей. Причем значительную их часть занимают жалобы на пресловутые пылесосы «Кирби». Трудно поверить, что в сфере удаленной торговли все очень радужно, скорее невысока активность омских потребителей.