25 января «КВ» опубликовали интервью c Марком ТРОИЦЫНЫМ, где он подробно прокомментировал ситуацию, сложившуюся после вступления в силу нового закона о прохождении техосмотра. По прошествии двух с половиной месяцев корреспондент «КВ» Ольга СЕВЕРСКАЯ вновь обратилась к руководителю некоммерческого партнерства, в которое входят более тридцати пунктов техосмотра Омска и Омской области с вопросом: Что изменилось?.
— Какая сейчас главная проблема стоит перед вами?
— Сегодня главная проблема — низкая цена за прохождение ТО. И то, что сейчас нам трудно готовиться к аккредитации. На ее получение у всех работающих пунктов есть два года. Чтобы аккредитоваться, нужно оборудование докупать не менее чем на полтора миллиона рублей. А как эти деньги получить при не то что минимальной, а почти отрицательной рентабельности, этого пока никто не знает. Потому что цена неоправданно низкая, а работы прибавилось вдвое. В настоящее время в Омске по новым правилам аккредитованы только 3 пункта, это новые пункты, и они предназначены только для проведения ТО легковым автомобилям и грузовым общей массой до 3,5 тонн. Мы хотим пройти аккредитацию на все виды автомототранспорта. Сейчас из-за низкой цены пунктам ТО приходится гнаться за количеством техосмотров в ущерб качеству. А качество проверки напрямую влияет на безопасность на дорогах и увеличение роста аварийности.
— Какое количество машин вы обслуживаете за день? И сколько из них проходит ТО с первого раза?
— С первого раза проходит где-то треть машин. Остальные — со второго, с третьего. В среднем на каждом пункте в день осматриваем от 20 до 40 машин. Но при такой цене это нерентабельно. Если бы цена была хоть вдвое больше, то уже при двадцати машинах в день можно было и платить нормальную зарплату, и готовиться к аккредитации. А так я не знаю, как это делать. Зарплата у работников сейчас 8-10 тысяч. Представьте себе, люди, которые имеют высшее образование, престижную профессию, опыт работы, все категории в правах, получают зарплату намного ниже средней по Омской области, которая (если верить статистике) составляет двадцать три тысячи рублей. Вот почему ни один уважающий себя дилер, который занимается ремонтом и обслуживанием продаваемых им автомобилей, не заходит на этот рынок. Ту работу, которую мы делаем за 325 рублей, они делают за 900-1800 рублей. И при этом они не аккредитуются, оборудование не поверяют, и талоны ТО, соответственно, тоже не выдают. А только себестоимость одного талона, которые мы покупаем на фабрике Гознака около тридцати двух рублей.
— Возможно ли как-то изменить сложившуюся ситуацию и какими, на ваш взгляд, должны быть тарифы?
— Тарифы устанавливает Региональная энергетическая комиссия при правительстве Омской области. Она всегда прижимала цены, мы пытались каждый год увеличить — она снижала. Будем опять делать расчеты, предоставлять данные в комиссию. По моему мнению, это больше политическое решение, чем экономически взвешенное и продуманное.
Я считаю, не следует устанавливать верхний предел стоимости, как это сделано в Германии, где установлен только нижний уровень стоимости прохождения техосмотра. А то сегодня можно якобы бесплатно проводить ТО и таким образом укрываться от налогов. Например, взять и объявить месячник бесплатного техосмотра для привлечения клиентов. И не заплатить налоги, а с людей при этом периодически деньги брать, нарушая закон. При установленных на сегодняшний день предельных ценах ни один пункт техосмотра не может себе позволить брать с клиентов меньше. Если бы предельная стоимость прохождения ТО легкового автомобиля была бы установлена в 1000 рублей, то вступил бы в действие закон рыночных отношений и многие из тех, кто занимается этим бизнесом, сами снизили эту цену. Мое мнение — нужно установить коридор, то есть ограничить цену за обязательный технический осмотр АМТС и нижним и верхним предельным размером цен. Ну а на сегодняшний день верхний предельный уровень цен должен быть как минимум вдвое выше.
Ольга СЕВЕРСКАЯ