Андрей БУЛСУНАЕВ, генеральный директор ЗАО «АВА плюс два» В этом году планируем выделить более 70 млн рублей на модернизацию оборудования

Дата публикации: 18 апреля 2012

В феврале на Омской фабрике гофротары, которая входит в лесоперерабатывающий холдинг «Континенталь Менеджмент» (один из активов Олега ДЕРИПАСКИ), произошла смена руководства. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с новым гендиректором и расспросил его о перспективах предприятия в условиях ужесточившейся конкуренции на рынке гофроупаковки.

— Андрей Александрович, какой ассортимент гофрокартона и гофротары производит ваше предприятие, для кого конкретно и в каких объемах?

— Мы выпускаем трехслойный и пятислойный гофрокартон, а из него – гофротару различной конфигурации, различных размеров, как с бурым, так и беленым покровным слоем. Основные наши потребители – предприятия пищевой отрасли. Порядка 80% от общего объема наших продаж – это упаковка для транспортировки мороженого, алкогольной продукции, кондитерских изделий, мяса кур и так далее. Если говорить об объемах производства, то по итогу 2011 года омская фабрика реализовала порядка 38 млн кв. метров гофрокартона и гофротары, а наш филиал в Новокузнецке – порядка 10,5 млн кв. метров. Это достаточно большие объемы. Мы попадаем в категорию крупных производителей.

— Филиал ЗАО «АВА плюс два» в Новокузнецке – это такое же предприятие, как в Омске?

— Профиль аналогичный, только масштаб чуть поменьше. Это локальное предприятие, которое удовлетворяет потребность в гофротаре предприятий Кузбасса и присутствует на рынке Новосибирска. Предприятие было самостоятельным, называлось в свое время «Кузбасс-тара», а объединение произошло с целью оптимизации управленческих издержек. Там сейчас осталась только производственная площадка и сбытовая служба.
— Мне вспоминается, что во времена Советского Союза не существовало крупных производителей упаковки из гофрокартона. Такую продукцию выпускали попутно целлюлозно-картонные комбинаты…

— В советское время все действительно было иначе. Предприятия, которые производили кондитерскую продукцию, имели, например, в своей структуре картонажные цеха, где они сами для себя изготавливали упаковку. А потом пищевая отрасль стала постепенно отказываться от непрофильных активов. Исторически в Омске работало только одно небольшое предприятие по производству гофрокартона. В конце 90-х Селенгинский ЦКК, находящийся в Бурятии, практически полностью стал закрывать потребности всего рынка гофроупаковки Иркутска, Красноярска, Новосибирска и Омской области.
Тогда был такой момент, когда конкуренция и барьер для вхождения на рынок гофроупаковки были крайне низкими. По сути дела, при наличии небольших денег можно было организовать вполне современное производство. Поэтому и возникла в 2002 году идея по приобретению омского актива с целью серьезной экспансии на рынок Западной Сибири. К 2005 году фабрика уже вышла на пик мощности, мы добились 100% загрузки оборудования.

— С кем конкурирует ЗАО «АВА плюс два»? В Омске, насколько я помню, других крупных производителей гофрокартона нет…

— Мы конкурируем на омском рынке не с местными производителями, у которых небольшие объемы, а с предприятиями из Челябинска и Тюмени и, как ни странно, с Алтайскими производителями. Мы, конечно, тоже на месте не сидим, поставляем свою продукцию во все регионы Урала и Западной Сибири, но все, похоже, идет к тому, что рынок гофротары локализируется, и победу в конкурентной борьбе одержит тот, кто лучше справляется со своими издержками. Отправной точкой реализации стратегического плана является правильный выбор целевого рынка – поля битвы за покупателя. Географически наше предприятие выгодно расположено, и в современных условиях в развитии нашего региона сомневаться не приходится.

— Но вам все равно легче, ваше предприятие входит в один холдинг с крупнейшими ЦБК и ЦКК страны и не испытывает, надо полагать, проблем с сырьем…

— Да, эта наше уникальное конкурентное преимущество. У нас бесперебойные поставки сырья. Что бы ни случилось на рынке, какие бы ценовые изменения ни происходили, мы будем в любом случае обеспечены качественным сырьем в необходимом количестве. И даже если нам понадобятся более низкие цены на сырье, чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым удержать свои рыночные позиции, то холдинг нас в этом поддержит.

— Вы берете сырье только с одного определенного комбината или с разных?

— Картон для плоских слоев гофрокартона нам поставляет Селенгинский ЦКК, а бумагу для гофрирования – Енисейский ЦБК. Они наши приоритетные поставщики. Но с точки зрения безопасности бизнеса мы, безусловно, сотрудничаем и с другими ЦБК, производящими аналогичную продукцию.

— Получается, у вас вообще нет проблем?

— Почему нет? Вот сейчас перед нами стоит задача по модернизации производства. В этом году омской фабрике исполняется десять лет, а оборудование имеет свойство амортизироваться. Периодически мы проводили, конечно, локальный апгрейд, приобретали дополнительное оборудование. Но уже нуждается в серьезном обновлении сама поточная линия по производству гофрокартона. В этом году мы планируем выделить более 70 млн рублей и эту задачу решить. Если проводить аналогию с автомобилем, поменяем двигатель, шасси, рулевое управление, тормозную систему. Оставим только кузов. Это и увеличение производительности даст, и позволит существенно улучшить качество самого гофрополотна. По цене наша продукция сегодня вполне конкурентна, но по качеству мы должны, на мой взгляд, идти на шаг впереди рынка.

— По каким параметрам определяется качество гофрокартона?

— По прочностным характеристикам. А качество изделий из гофрокартона – по жесткости и точности размеров. Разница между ценой упаковки и ее содержимого – она очень велика. Соответственно, упаковка должна быть прочной, чтобы товар не потерял своего товарного вида в процессе складирования и транспортировки, ведь основная функция гофроупаковки — это обеспечение сохранности товара.

— Качество зависит только от оборудования?

— Многое зависит и от самого сырья, разумеется, – картона, клея, бумаги для гофрирования. Сырье – это и более 80% всех затрат на производство нашей продукции.

— Производители гофротары, как я понимаю, конкурируют и с предприятиями, которые выпускают полимерную упаковку…

— Тут дело вот в чем. У пластиковой тары есть как сильные стороны, так и слабые. Самая сильная — это ее прочность. Если молочную продукцию, к примеру, перевозить в пластиковой таре, то с ней на сто процентов ничего не случится в процессе транспортировки. Ящик из пластика выдерживает большие нагрузки. Слабая сторона пластиковой тары — оборачиваемость, то есть ее возвратность. Ящики дорогие, торговым сетям их нужно где-то хранить, производителю — нести расходы на их возврат. А гофротара — это недорогая и экологичная продукция. Она легко перерабатывается в картон и запускается в следующий жизненный цикл.

— Выходит, что потребление гофрокартона в мире должно постоянно расти...

— Объем потребления и растет. Хотя и не так быстро, как хотелось бы производителям гофрокартона. Потребители нашей продукции тоже считают деньги. И это правильно, конечно. Если помните, раньше для транспортировки крепкого алкоголя использовали возвратную тару из дерева. Потом дерево заменили пластмассой, после чего все перешли на гофрокартонную упаковку. А сейчас вместо ящика из гофрокартона стали использовать лоток, на который ставятся бутылки и упаковываются полиэтиленовой пленкой. На изготовление ящика уходило до полутора квадратных метров гофрокартона, а на лоток — 0,2 квадратного метра. И такая тенденция проявляется во многих сегментах рынка. Производители пива раньше использовали лотки, а сейчас заказывают только донышко. С другой стороны, если у наших потребителей будут расти объемы продаж, то им потребуется больше гофротары, которая помогает им сохранить продукцию при транспортировке и увеличить тем самым прибыль. Так что проблемы производителей продуктов питания — это и наши проблемы тоже. У нас на предприятии целый отдел работает, который отслеживает конъюнктуру рынков — кондитерского, пивного, крепкого алкоголя. Ведь если ты не знаешь рынки своих клиентов, то не сможешь предоставить наиболее выгодное предложение.

— Как осуществляется оперативное управление холдингом?

— По большому счету у нас высокая степень самостоятельности. Холдинг ставит нам задание на год с учетом ситуации на рынке, мы формируем и защищаем свой бизнес-план, а потом его выполняем в рамках общей корпоративной стратегии. В оперативном управлении нас никто не ограничивает.

— Какими рыночными инструментами вы пользуетесь для развития предприятия?

— Задача при выборе конкретного инструмента очень простая – наименьшими затратами получить наибольший эффект. Активно используется имиджевая и продуктовая реклама, PR, программы стимулирования сбыта, прямой и онлайн-маркетинг, программы лояльности покупателей, активно участвуем и в отраслевых выставках. Поддерживаем связь с нашими клиентами и в простой жизни, многие стали друзьями.

— А помимо работы у вас какие увлечения есть?

Как и у всех. На охоту выезжаю с друзьями, спортом занимаюсь, люблю туризм, отдыхать с палаткой на Байкале и Алтае. Образовательный уровень, опять же, повышаю в свободное время.

— Кстати, обучение в корпоративном университете – это обязанность всех топ-менеджеров предприятий «Базового элемента» или это было ваше личное желание?

— Нет, нас никто не заставляет. Просто управленческие знания в любом случае устаревают. Бизнес-курсы которые мы проходили, книги по управлению, которые мы все читали, – это хорошо и полезно, но нужно двигаться дальше, постоянно держать себя в тонусе, поддерживать, так сказать, процесс непрерывного совершенствования.




 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/04/15/968854