Реконструкция Сити-Центра, из которого Сбербанк России выселяет всех арендаторов, еще долго, похоже, будет вызывать острый интерес. С директором филиала международной компании DHL Express, которому удалось выйти из сложной ситуации без конфликта, побеседовал на минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ, обсудив заодно и перспективы интернет-торговли, и ситуацию на омском рынке логистических услуг.
— Станислав Леннартович, получив образование инженера сотовой связи, не странно было устраиваться курьером в DHL? Или рассчитывали на карьерный рост?
— К окончанию университета я был уже женат, ребенку моему исполнился к тому времени год, и мне, как ответственному отцу семейства, нужна была работа в стабильной компании. А в DHL Express работал мой приятель, по его рекомендации я и сделал такой выбор. И не ошибся, как сейчас понимаю.
— В каком году DHL открыла в Омске филиал?
— В Омске бизнес DHL, как и во многих других городах, начинался с небольшого представительства, но очень быстро, практически сразу, открылся полноценный филиал. Было это в 1999 году. На тот момент наш штат состоял из трех человек – директора, курьера и сотрудника, который работал с клиентами. Весь филиал помещался в однокомнатном офисе площадью 30-40 кв. метров.
— А сейчас?
— Сейчас мы занимаем площадь в 450 кв. метров. Количество сотрудников увеличилось не в десять раз, конечно, но это только потому, что мы пытаемся максимально оптимизировать все бизнес-процессы.
— Финансовые показатели и грузооборот филиала корпоративная политика вашей компании не позволяет, конечно, раскрывать?
— Тоннаж по филиалу я действительно не могу назвать. Могу только сказать, что Омск входит в пятерку лучших городов региона по показателям эффективности.
— Вы себя на омском рынке как позиционируете? Специалистами по экспресс-доставке корреспонденции или глобальной логистической компанией?
— Естественно, мы позиционируем себя как представители глобальной логистической компании Deutsche Post DHL, если точнее, одного из подразделений концерна — оператора международной экспресс-доставки DHL Express. Весть спектр услуг, которые оказываются нашим клиентам в Омске, — он одинаков во всех странах и во всех городах мира. Другое дело, что есть индивидуальные решения, которые подстраиваются под крупных клиентов, а есть готовые решения, индустриальные или специализированные — помогающие решать задачи, например, малого и среднего бизнеса.
— Какие задачи?
— А с чего начинается бизнес? Часто с того, что собирается группа людей, которая хочет что-то импортировать в нашу страну или, наоборот, экспортировать свою продукцию. И вот на этом этапе, когда речь идет об отправке или получении образцов продукции, они обращаются к нам. Кому-то нужно, например, получить образцы керамической плитки, кому-то — доставлять запасные части для ремонта автомобилей. Кто-то хочет выйти на международные рынки и предлагать там продукцию, произведенную в России. На самом деле мы помогаем решить еще массу других задач. Иногда даже вопрос запуска большой производственной линии зависит от небольшой детали, которую забыл вложить производитель оборудования. Помню случай, когда мы привозили ящик с инструментами для монтажника из Германии. Он сам приехал, а инструменты забыл.
— Как выглядит логистическая цепочка, по которой перемещается груз? Лично я ни разу не видел в Омске самолета DHL…
— Самолет DHL прилетает каждый день в Шереметьево из Европы, в Москве все отправления проходят сортировку, а конкретно в Омск груз отправляется уже российскими авиакомпаниями. Хотя в тех случаях, когда российские авиакомпании не справляются с большими объемами коммерческих грузов, мы, как показал опыт этого года, можем отправить свой самолет и по России. Традиционно это бывает перед Новым годом, и в прошлом декабре наши клиенты на Урале и в Сибири получили свои подарки благодаря специальным рейсам DHL Express по маршруту Москва — Екатеринбург — Новосибирск. Мы умеем выполнять свои обещания. Если груз отправляется из Омска, то все происходит в обратном порядке — в Москву, из Москвы в центральный сортировочный центр DHL в Лейпциге, Германия. В большую часть Европы мы доставляем документы уже через день.
— А из Омска, к примеру, в Саратов?
— В Саратове отправление будет на следующий день.
— Это у вас быстрая доставка за отдельные деньги?
— Нет, мы не делим свои отправления на быстрые и небыстрые, у нас вся доставка одинаково быстрая. Но есть отдельная услуга, которая гарантирует доставку к определенному времени, вот она оплачивается по другому тарифу. Мы можем доставить конверт до 9.00, до 10.30 и до 12.00, а если по нашей вине опоздаем, то и груз доставим, и вернем весь тариф за транспортировку. Кстати, именно доставка к определенному времени в последнее время становится все более популярной.
— Как вы оцениваете омский рынок логистических услуг? Он уже сложился?
— На мой взгляд, да, рынок сложился. Нашим клиентам во всяком случае вполне понятно, какие логистические услуги и в какие сроки они могут получить. Количество операторов логистических услуг в Омске тоже достаточное. Омск вполне современный город. Я не думаю, что мы чем-то отличаемся в этом смысле от того же Новосибирска или других российских городов.
— Хорошо, пусть в России мы не худшие. А если сравнить Омск с европейскими городами…
— Омск с Европой?
— А почему нет?
— Менталитет совершенно другой, затрудняюсь даже сравнивать. В Европе рынок логистических услуг не хуже и не лучше, чем в России, просто он другой, с другими задачами и приоритетами. Там и расстояния другие. Соответственно, сроки доставки по городам и из страны в страну меньше. Взяв в аренду машину, в Европе можно в течение дня совершить увлекательное путешествие, посетить большое количество городов. Куда можно доехать из Омска в течение дня? Я часто езжу в Новосибирск, у меня такая поездка минимум шесть часов отнимает, и увлекательным путешествием ее вряд ли можно назвать.
— Почему в России такие неадекватные цены на логистические услуги?
— В этом я с вами не соглашусь. У каждого человека есть выбор. Можно отправить груз недорого и ждать. пока он дойдет к вашему получателю. А можно заплатить дороже и иметь гарантию по срокам доставки. Сроки зависят от эффективности логистической цепочки. А эффективная цепочка — она всегда несколько дороже.
— Таможенное оформление грузов, которым занимается DHL, — это тоже бизнес? Или это бонус для клиентов, на котором компания не зарабатывает ничего?
— Таможенное оформление — это часть любого бизнеса по международной доставке от двери до двери. Это услуга, которую мы оказываем и которую тарифицируем дополнительно, это ведь работа, требующая от сотрудников глубоких знаний, ответственности, внимательности.
— Количество посылок из западных интернет-магазинов за последнее время выросло?
— Количество доставок из интернет-магазинов растет очень быстро. Если не сказать, лавинообразно. Мы сегодня работаем с большим количеством интернет-магазинов, в том числе с такими, как «Амазон».
— Вы сами покупали что-нибудь через Интернет?
— Да, приобретал пару раз электронные устройства. И в обоих случаях, даже с учетом стоимости доставки, они обошлись мне почти в два раза дешевле. Не стану скрывать, это были американские интернет-магазины.
— Как вы считаете, сегмент интернет-торговли в Омске будет расширяться?
— Однозначно. Просто омичи еще не до конца осознали ту свободу выбора, которую дает дистанционная торговля, на изменение сознания потребуется некоторое время. К тому же Интернет — это специфичный сегмент торговли. Приобретая товар в интернет-магазине, нужно четко понимать, что именно вы хотите получить. Это во-первых. Во-вторых, при дистанционных покупках вы вступаете во владение товаром не сразу, а спустя некоторое время, что не каждого устраивает. В-третьих, согласитесь, российских интернет-магазинов еще недостаточно и не все они работают качественно.
— Все уже знают, что вместо Сити-Центра, где расположен и офис DHL, скоро откроется колл-центр Сбербанка. Вы нашли себе новое место?
— Да, уже нашли новый офис, он будет неподалеку от Сити-Центра по адресу: ул. Декабристов, 37. Сейчас идет процедура согласования переезда, в том числе и сроков.
— Конфликта со Сбербанком не возникло, как у владельцев FRESH-РЫНКА?
— Мы были бы рады, конечно, узнать о расторжении договора пораньше. Нас, как говорится, поставили перед фактом. Но конфликтной ситуации, к счастью, не возникло, решение было найдено. Мы же компания, которая занимается быстрой доставкой. И все решения мы принимаем тоже быстро.
— Глядя на вас, возникает ощущение, что свободное от работы время вы занимаетесь спортом. Каким?
— Я вообще такой человек, который не сидит на месте. И супруга моя часто бывает заложницей моих планов. Пять лет назад мы купили с ней два велосипеда и стали кататься. Только вот на ролики пока не смог супругу поставить. А джолли-джамперы даже и не предлагаю. Я и сам их еще не освоил. Это такая конструкция, которая напоминает изогнутые ходули с рессорой. На этой конструкции и стоять страшновато, не то что прыгать.
— Где на велосипеде катаетесь?
— В парке Победы. Вдоль Иртыша в основном. Периодически мы грузим велосипеды в багажник и выезжаем на Алтай. Там есть очень хорошие места для катания в горах. В Боровом тоже неплохо покататься, но утомляет дорога и граница. А вообще я мечтаю покататься на велосипеде в Финляндии. Там очень красиво. Можно подняться в гору на подъемнике вместе с велосипедом, а потом спуститься с горы с ветерком.
— Кстати, а может ли сотрудник российского подразделения попасть в подразделение DHL в другой стране?
— Конечно, такой кадровый рост в компании DHL Express совершенно не исключен. У меня есть друг, который начинал когда-то работать в Иркутске, потом переехал в подразделение DHL в Дубае, а сейчас трудится в Бонне.
— Тогда искренне желаю вам реализовать свою мечту…