Николай КРАСЬКО, генеральный директор ЗАО «Домострой»:«Когда в Омске подготовка к строительству объекта идет 10 лет – это ненормально»

Дата публикации: 02 мая 2012

Страсти вокруг планов возведения скандально известного кафе ЗАО «Домострой» по улице Потанина в районе сквера им. 30 лет ВЛКСМ пока поутихли. Как выяснилось, компания ожидает получения нового разрешения на строительство, а пока уже высадила в сквере новые деревья в качестве компенсационного озеленения. Генеральный директор ЗАО «Домострой» Николай КРАСЬКО рассказал обозревателю «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ о том, на каком этапе находится реализация проекта строительства трехэтажного кафе, а также поделился своими планами на будущее.

— О вас и ЗАО «Домострой» известно немного, с чего вы начинали свой бизнес?

— Я родился в Омске в Амурском поселке, учился в СибАДИ и буквально со второго курса института начал работать в коммерческой структуре – это было малое научно-техническое предприятие. Кроме того, в 90-е годы мы занимались продажей компьютеров и многим другим. Затем я окончил Омский госуниверситет по специальности «Финансы и кредит» и практически сразу начал заниматься строительством.

— Какие объекты построили за это время?

— Начиная с 2000 года мы возвели здание банка в классическом стиле у СКК имени Блинова, торговый комплекс на улице Степанца, 10/4, ТОК «Пятый кристалл» на проспекте Комарова, 11/1 и еще ряд менее значительных объектов.
К сожалению, много работы было на корзину. Проектов было еще больше, но сложная работа с нашим департаментом архитектуры привела к их потере. Например, у нас были площадки, которые по решению горадминистрации передавались другим людям. Но мы всегда шли навстречу, прежде у нас была партнерская работа с властями. Вот один пример – в районе улицы Думской мы планировали построить два небольших объекта, даже спонсировали проведение конкурса, согласно которому на этой земле предполагалось воссоздавать памятники деревянного зодчества Омска. Но потом было принято решение не строить мелкие объекты, а возвести один большой – так здесь появилось здание гостиницы. Тогда мы не стали сопротивляться, но, как видно, доброжелательность у нас принимают за слабость.
Вообще в Омске работа строителей (если соблюдать законы и правила) – это год подготавливать различные бумаги, еще год собирать земельные документы, а потом пытаться построить объект. За это время те технические условия, которые получила фирма, успевают закончиться, приходится оплачивать и получать новые и так далее.

— Какие еще площадки у вас остались?

— Мы выступали заказчиком объекта на бульваре Архитекторов в Пятом микрорайоне, но совсем недавно его пришлось отдать другим инвесторам в связи с тем, что департамент архитектуры потребовал строить развлекательный центр очень сложной конфигурации – в виде пирамиды. Мы привлекли реальные деньги из столицы, чтобы построить в этом центре бассейн, потому что бассейнов в Кировском округе нет. Однако главный архитектор отказался видоизменить проектное решение, и поэтому от идеи бассейна пришлось отказаться, т.к. вписать бассейн в пирамиду очень сложно. Это получится очень дорогая и нерентабельная конструкция из стекла и металла, а сам бассейн – не очень прибыльное дело, хотя он жителям необходим. Вряд ли теперь кто-то еще захочет вкладывать негосударственные деньги в социальный объект, так что жители округа еще долго будут купаться на правобережье.

— Крупный торгово-офисный комплекс «Пятый кристалл», который вы построили на Левобережье, оправдал свои ожидания?

— Напомню, что мы купили на торгах недостроенное здание и провели в нем серьезную реконструкцию. В свое время наши партнеры, за что огромное им спасибо, рискнули и решили открыть на первом этаже магазин-дискаунтер «Низкоцен». Наличие здесь такого магазина привлекло дополнительное внимание к этому объекту, ведь он стоит не на первой линии от дороги. Но мы постарались его сделать как можно более привлекательным, здесь есть большая парковка, хорошая обеспеченность электроэнергией и теплом, и рядом находится парк. Конечно, мы ориентировались на то, что рано или поздно заработает Парк имени 300-летия Омска и здесь будет проходить большой поток людей, а наш комплекс станет в этом месте неким отдаленным бизнес-центром со своим магазином для жителей близлежащих домов и для тех, кто посещает парк. Но пока, к сожалению, речь идет только об открытии в парке Национальной деревни.

— Окупились ли инвестиции в открытие комплекса?

— Мы заканчивали стройку как раз в кризис и, слава богу, не успели набрать много кредитов под конец этого строительства, поэтому достаточно легко прошли этот этап. Сейчас еще есть серьезный задел, остается много свободных помещений – порядка 5 тысяч кв. метров, или около 30%. А те помещения, которые сданы в аренду или проданы, позволяют нам на сегодняшний момент чувствовать себя хорошо. Доход от аренды сегодня здесь вполне адекватный по среднегородским нормам.

— Свободные помещения будут сдаваться в аренду или продаваться?

— Мы ищем крупных арендаторов, потому что у нас достаточно большие площади – порядка двух тысяч кв. метров на втором этаже, и есть еще пятый этаж с панорамным видом. Но мы рассматриваем и потенциальных покупателей. Третий этаж, который мы разбили под мелкие офисы, ушел практически сразу, но сейчас пока не хотелось бы делить большой этаж на несколько частей для продажи. Там могут разместиться и общепит, и офис, и торговые площади. Например, около трех месяцев назад у нас уже появился еще один крупный арендатор – Многофункциональный центр предоставления государственных услуг, который занял 1,2 тысячи кв. метров.
Но сейчас мое основное дело – это все же борьба за строительство кафе по улице Потанина, и мы полностью переключились на деятельность компании «Домострой». Недавно мы закончили компенсационное озеленение в сквере напротив Транспортно академии, посадили 36 деревьев – это ели, сосны и березы. Кроме того, с городом мы сейчас договариваемся о том, чтобы деревья, которые попадают в пятно застройки, не вырубать, а пересадить на новое место. Сейчас департамент городского хозяйства должен нам его определить.

— Разрешение на строительство, которое вы должны были получить по суду, уже выдано?

— К сожалению, решение суда до конца не исполнено, и мы ждем, когда все разрешительные документы на строительство будут соответствовать закону. Первое разрешение было выдано сроком всего на пять месяцев. Сейчас мы заставили департамент архитектуры выдать уже третье разрешение, соответствующее нормативному сроку строительства. Документ выдан до 2013 года, но в официальную форму департамент внес дополнительные фразы и умозаключения, которые не предусмотрены законом. Сейчас мы добиваемся, чтобы их исключили.
Из-за неисполнения судебного решения суды уже наложили штрафы в размере пяти тысяч рублей лично на главного архитектора Анатолия ТИЛЯ, 100 тысяч рублей на департамент и компенсировали затраты на адвоката в размере 200 тысяч рублей. В суде мы доказали, что было допущено злостное неисполнение решения суда, зачем это нужно было департаменту, я до сих пор не понимаю. Исполнительные листы на взыскание уже находятся у приставов. Сейчас вместо строительства мы снова занимаемся массой бумажной работы, но как только нам дадут нормальное разрешение, мы готовы начинать стройку.

— Сколько средств уже вложено в этот проект?

— Наверное, больше 30 млн рублей. У нас есть средства для начала строительства, но мы хотим привлечь инвесторов. Мы строители, а не рестораторы, поэтому хочется, чтобы этот объект изначально возводился под одного хозяина.

— Действительно ли вы вели переговоры с McDonald's?

— Примерно год назад в омской прессе прошла информация, что McDonald's ищет места в нашем городе, и они обратились администрацию Омска. Но, как известно, им предложили несколько площадок на выбор, которые их не устроили. Мы пытались с ними связаться, посылали предложения в McDonald's, писали о своем проекте и этой площадке. Но напрямую с ними никто не беседовал. Сейчас появилась информация, что они опять активизировались, но думаю, что заход McDonald's в город – это долгая история.

— Недавно в СМИ обсуждали поданное кем-то объявление о продаже вашего участка – 13 соток земли якобы предлагались за 50 млн рублей.

— Мы это объявление не размещали, но мы открыты для любых предложений. А по поводу объявления скажу, что, на мой взгляд, оно было на руку чиновникам. Нашу компанию можно было бы тогда обвинить в спекуляции земельными участками. Но до этого мы построили все объекты на свои деньги. Предвзятое отношение к нам особо и не скрывается, хотя некоторым компаниям в Омске позволяется и удается вообще строить без всякого разрешения.
На последнем митинге в сквере нам вообще не дали объяснить жителям, что реально это кафе займет небольшое пространство. Оно не окажется в центре сквера на месте фонтана, а будет находиться на землях общественно-делового назначения со стороны улицы Потанина. При этом мы не только посадили в сквере новые деревья еще до начала строительства, но и взяли на себя гарантийные обязательства. Я — самое заинтересованное лицо в том, чтобы эти деревья там прижились, и поэтому предложил городу проводить контроль раз в три месяца – если что-то случится с деревцем, мы посадим новое. Обычно такого не делается и за судьбой саженцев никто не следит.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— В Омске стало невозможно заниматься бизнесом, поэтому я рассматриваю разные предложения. Дело не в том, что мое отношение с городскими властями испортил этот объект ЗАО «Домострой», просто стал думать об уходе в какой-то другой по-настоящему развивающийся регион, к примеру, Новосибирск и Москву: отправил резюме и жду предложений. Я готов рассматривать и варианты поиска бизнес-партнера, и работы в качестве наемного менеджера в большой компании. Если будут интересные предложения, с удовольствием переведу отсюда бизнес. Потому что когда в Омске подготовка к строительству объекта идет 10 лет – это просто ненормально.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— Сейчас самое большое мое увлечение – маленькая дочь Ника, которой два года, и двое моих сыновей. Летом люблю погонять на гидроцикле, общаться с друзьями, но свободного времени для этого почти не остается.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/05/17/354473