На досрочных выборах мэра города Омска, намеченных на 17 июня 2012 года, темные предвыборные технологии начали применять уже на этапе сбора подписей. Об этом стало известно сегодня, 16 мая, после вручения удостоверений трем кандидатам, получившим право участия в мэрской кампании в ходе масштабного сбора подписей горожан.
Комментируя итоги финишного заседания ОГИК, фактически определившего всех участников забега, председатель городской избирательной комиссии Тамара Повеляйкина сообщила представителям СМИ о том, что многие из кандидатов-самовыдвиженцев пострадали в результате безграмотных действий сборщиков подписей.
Так, подписные листы кандидата Вячеслава Федюнина Повеляйкина неожиданнодля прессы и самого Федюнина назвала одними из самых лучших. Однако в регистрации Федюнину избирком все-таки отказал.
Как выяснилось, Федюнин предоставил в избирком 1 331 подписей, 14,2% из которых были признаны недостоверными. Причем непосредственно к подписям граждан у избиркома, как ни странно, никаких претензий не было. А вот к оформлению подписных листов эксперты подошли достаточно внимательно и обнаружили там целый ряд недочетов, самым распространенным из которых стало отсутствие указаний на субъект федерации. То есть там было написано «город Омск» и был указан адрес сборщика подписей, однако отсутствовали ключевые слова – «Омская область».
Комментируя накануне неудачу на выборах одного из кандидатов-самовыдвиженцев, московского экономиста Влядислава Иноземцева, которому также было отказано в регистрации, члены его штаба отметили, что подобные незначительные помарки являются формальным поводом для того, чтобы «зачистить» неугодных кандидатов.
— Если, например, в подписном листе казан город Новосибирск, но отсутствует Новосибирская область, то избиркомы спокойно выбраковывают такие подписные листы на основании того, что они неправильно оформлены, как будто еще один город Новосибирск может оказаться в какой-нибудь Архангельской области, – заявил прессе известный российский правозащитник, председатель Межрегионального объединения избирателей, эксперт ассоциации «ГОЛОС» Андрей Бузин. – И на этом основании бракуются все подписи на этом листе. Это дает неограниченные возможности для массовой выбраковки.
Как считает Бузин, подобная схема успешно применяется в России во многих регионах для того, чтобы не допустить на выборы неугодных кандидатов. Если на то нет политической воли правящих элит, то ни один из кандидатов-самовыдвиженцев до этапа регистрации не дойдет. И правовой эксперимент команды политически активных москвичей, пытавшихся зарегистрироваться на выборах в Омске, эти диссидентские выводы не опровергает.
Однако подобная практика узаконена на самом верху, и бороться с ней обычными юридическими методами практически невозможно. Чисто формально избирательные комиссии правы и осуществляют выбраковку на вполне законных основаниях.
Комментируя подобные прецеденты в Омске, глава ОГИК Тамара Повеляйкина сослалась на одно из решений Пленума Верховного суда РФ, решившего, что если субъект федерации указан не полно, то избиркомы могут браковать такие подписные листы.
Если бы у Федюнина в списках был правильно указан адрес злыдня-подписчика, то у него были бы все шансы стать кандидатом. Как отметила Повеляйкина, никаких других замечаний к его документам не было.
В принципе, кандидаты могли бороться за свои права еще на этапе проверки подписей, но не всем хватило для этого времени, сил и упорства.
Право присутствия при проверки подписей было предоставлено каждому кандидату, сообщила Тамара Повеляйкина. Когда мы им выдавали извещение на регистрацию, в нем была указана дата сдачи подписей и их точное количество. А также указано, с какого числа избирком приступает к проверке. Однако не все кандидаты воспользовались этим правом.
Изначально предполагалось, что на эти выборы будут допущены лишь кандидаты от парламентских партий, однако омский избирком опроверг предположения экспертов. Причем, как отметила глава ОГИК, это во многом заслуга самих кандидатов и качественная работа их штабов.
— Те кандидаты, которые сформировали достойные штаб, провели с ними тяжелейшую работу, так как срок сбора и подачи подписей был крайне ограничен, смогли дойти до стартового этапа и получить удостоверения кандидатов.
Кстати, в интервью деловым СМИ Повеляйкина отметила довольно любопытный тренд: как выяснилось в ходе экспертизы подписных листов, в Омске работали профессиональные агенты-сборщики подписей, причем некоторые из них ухитрились одновременно работать сразу на нескольких кандидатов.
— У нас есть ряд подписчиков, которые вели работу сразу на четырех кандидатов. То есть они собирали подписные листы для одного, для второго, для третьего и четвертого. Так вот: эти же самые подписчики у одного кандидата не допустили ошибок, а у другого допустили их множество.
То есть одни и те же фамилии сборщиков мелькали в подписных листах четырех кандидатов, причем у одних эти же люди проделали работу очень качественно, оформив как следует подписные листы, а у других допустили большой процент брака.
Представители ОГИК с удивлением отмечают, что подобное в Омске, за короткое время пережившем целый ряд выборных кампаний местного, регионального и федерального уровня, замечено впервые. С такими технологиями горизбирком еще не сталкивался.
Как удалось этим загадочным спец-агентам, фамилии которых Тамара Повеляйкина категорически отказалась назвать, сославшись на то, что это персональные данные, внедриться в штабы сразу нескольких кандидатов, так и осталось секретом. Однако, как отмечают эксперты, подобные ошибки вряд ли можно списать на недоработку пиарщиков, некачественно проводивших с наемниками предподписной инструктаж.
Судя по всему, предвыборные кампании ряда кандидатов были провалены намеренно. Однако сами кандидаты призвали омичей не отчаиваться, ни в коем случае не бойкотировать кампанию и все-таки сделать свой выбор 17 июня.