Книжный клуб: Дождь, пар и скорость

Дата публикации: 23 мая 2012

Художник, который намного опередил свое время. 

Уильям ТЁРНЕР
Альбом
М.: ЗАО «БММ», 2011 год. — 256 стр.
Тираж 2 000 экз.

Джозеф Мэллорд Уильям ТЁРНЕР в 1802 году, в возрасте двадцати семи лет, стал самым молодым членом Лондонской королевской академии художеств за всю историю этого института. Когда он скончался в 1851 году, в его доме и студии было обнаружено 282 законченные и незаконченные картины маслом и 19 049 набросков и эскизов, выполненных акварелью, карандашом и другими средствами (не считая десятков тысяч гравюр, распроданных со скидкой в 1874 году). Это помимо тех работ, которые писались по заказу или были проданы еще при жизни. ТЁРНЕР познал и славу и бесславие. В 1834 году прямо на выставке в стенах Британского общества он за день в окружении восторженных зрителей написал «Пожар в лондонском парламенте». А через несколько лет его оскорбили, не возведя в рыцарское звание, хотя другие гораздо менее значимые художники удостоились такой чести. Королева Виктория относилась к ТЁРНЕРУ неприязненно, считая его сумасшедшим. И не она одна. В 40-х годах он начал рисовать иначе, свободнее, сложнее, можно даже сказать, сумасшедшее. Зрители перестали его понимать.

В то время предпочитали живопись академическую, почти фотографическую. А ТЁРНЕР писал так, как на сто лет позже стали рисовать импрессионисты. По прежним работам его считали одним из лучших пейзажистов Европы, но ему самому это было уже не так интересно. Кто-то и сегодня называет его маринистом. Однако в этом отношении Айвазовский англичанина явно превосходит. Но вот в изображении огненного солнца, заката – равных ему отыщется мало. Пламя, пробивающееся сквозь дым, буря – его стихии. Великолепны «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье» или «Невольничье судно. Работорговцы бросают за борт мертвых и умирающих. Надвигается буря». Одна беда – репродукции не могут передать мощи этих и других поздних картин ТЁРНЕРА. Убедиться в их магии можно только в лондонской галерее «Тейт» или на недавней, конца 2008-го года, и весьма представительной выставке в московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Данный альбом – калька с англоязычного. Хороший текст и иллюстрации, дающие какое-то представление о художнике. Но большей частью адекватны оригиналам раннего периода художника. Творчество 40-х – увы – непередаваемо.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/05/20/dozhd__par_i_skorost