Виктор ШРЕЙДЕР, депутат Госдумы РФ: «Мне предлагали стать первым заместителем главы Волгоградской области с перспективой возглавить правительство этого региона»

Дата публикации: 20 июня 2012

15 июня в Омском городском пресс-клубе состоялась пресс-конференция экс-мэра Омска, а ныне депутата Госдумы РФ Виктора ШРЕЙДЕРА, где он отчитался о своей работе в нижней палате парламента. «КВ» предлагают своим читателям наиболее интересные моменты его выступления.

СМИ. Что удалось сделать вам за время депутатства в Госдуме?

ШРЕЙДЕР. Известная ситуация, когда по инициативе правительства области и лично губернатора ПОЛЕЖАЕВА некоторые СМИ обвинили меня в том, что я якобы вышел в Госдуме с инициативной о передаче обязанности проведения капремонта в части финансирования с власти на жильцов. Но инициатива заключалась в том, чтобы продлить действие 185-го Закона до конца 2015 года. Его действие должно закончиться 31 декабря этого года. А второе – оставить действие 185-го закона в части финансирования капитального ремонта в той ситуации, в которой она была, когда федеральный и региональный бюджет брали на себя основную нагрузку. Что мне удалось? В первом чтении принят закон, по которому срок действия 185 ФЗ продлен до 31 декабря 2015 года.

Второе – жители ветхого фонда, который признан таковым на 1 января 2012 года, будут расселяться только за счет федеральных средств. На сегодня очень большую нагрузку несет муниципальный бюджет Омска, в частности, по исполнению судебных решений по расселению из аварийного жилья. Многие сотни миллионов уходят на эти цели. После принятия закона эта функция перейдет на федеральный бюджет, следовательно, муниципалитет сэкономит на этом. Понятно, что ситуация в полной мере не разрешима, поскольку после 1 января этого года принимаются решения по расселению ветхого и аварийного фонда, но это уже будет функция региона. Вторая часть этой проблемы – в Госдуме через первое чтение прошел закон по созданию регионального фонда ремонта и расселения из ветхого жилья. Это социально ответственный документ, и думаю, он будет принят, и тогда проблема финансирования капитального ремонта в последующих периодах будет решена через эти фонды. Региональные фонды будут комплектоваться за счет поступлений из регионального, муниципального бюджета и части отчислений от платежей жителей.

Также уже в первом чтении принят закон, по которому федеральные организации, имеющие земли на муниципальных территориях, будут обязаны платить налог на землю. Проще говоря, на сегодня в Омске 22,7% земель федеральные. Ни одной копейки эти организации, имея земли на территории города, не оплачивают за аренду. Закон будет принят, и федеральные службы обязаны будут платить налог на землю в муниципальный бюджет. Если говорить об объеме, это порядка 700-800 млн рублей ежегодно будет приходить в бюджет Омска. Принят на рассмотрение Госдумой вопрос платы за нанесение ущерба экологии. Экологическая проблема, особенно в крупных городах, очевидна. Муниципалитеты не имеют возможности влиять на эти процессы ни с точки зрения контроля за выбросами, ни с точки зрения платы за нанесенный ущерб. Следовательно, нужно использование бюджета на решение задач, связанных с улучшением экологии городов. Эта плата существует, но она распределяется в основном на федеральные и региональные бюджеты, муниципалитет тут получает небольшой процент от этих платежей. Наша инициатива заключалась в том, чтобы процент платежа за экологический вред поступал в муниципальный бюджет. Шли серьезные дебаты, понятно, что федеральный Минфин с деньгами просто так не расстается. Но удалось убедить и депутатский корпус, и федеральные министерства. Убежден, что закон будет принят и все платежи за нанесение экологического ущерба останутся в муниципалитете. Это то, что удалось за короткий период либо решить, либо войти с предложениями.

СМИ. Полпред президента Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, побывавший недавно в Омске, отметил, что замена лифтов должна решаться за счет местного бюджета, как это делается в Новосибирске. Вы согласны с ним?

ШРЕЙДЕР. Я знаю, как все происходило в Новосибирске не со слов ТОЛОКОНСКОГО. Там основную финансовую нагрузку на решение проблем замены электрохозяйства несет региональный бюджет – половину. У нас региональное правительство взяло на себя обязательство по замене 50 лифтов из 1907, хотя декларировало 200. Программа замены лифтов должна быть, и эта нагрузка должна ложиться на бюджет и желательно с участием федерального бюджета. Для жителей – максимум 10%, и то я бы ввел некоторую дифференциацию. Цена одного лифта – порядка 1-1,2 млн рублей, перекладывать эту нагрузку на жителей одного подъезда из 30 квартир сложно.

СМИ. Будет ли построена вторая очередь путепровода на 21-ю Амурскую?

ШРЕЙДЕР. Будет. Это вопрос, которым я занимался. На сегодня принято решение и подписано соглашение правительством Омской области и Агентством дорожного строительства по инвестированию в муниципалитет 850 млн рублей. В соглашении 4 объекта, в том числе этот путепровод, а также путепровод по ул. Торговой и развязка на пересечении улиц Гагарина и Щербанева.

СМИ. Между городом и областью велась конфронтация. Как Вы считаете, при НАЗАРОВЕ ситуация изменится?

ШРЕЙДЕР. Велась не конфронтация, а информационная война, развязанная правительством Омской области и поддержанная некоторыми СМИ. Нельзя говорить о том, что природа конфликта была только межличностной. Да, губернатор ПОЛЕЖАЕВ – человек сложный. Но конфликт был не между ПОЛЕЖАЕВЫМ и ШРЕЙДЕРОМ. Конфликт был прежде всего во взаимоотношениях муниципалитета и субъекта Федерации. Но и личностные качества тут присутствуют — вы знаете, что ни с одним мэром ПОЛЕЖАЕВ не сработался, в том числе и со мной. Будет ли конфликт или нет в будущем, во многом зависит от нового губернатора. Либо разногласия будут нивелироваться «на уровне кабинета», как я это называю, либо, как в нашем варианте, будет худший сценарий, и это все было вынесено на публику. Виктор Иванович свои позиции озвучил, он однозначно заявил и не только заявил, но и действует в соответствии со своими заявлениями: город – это не отдельное государство, город находится в составе области. Поэтому не должно быть разделения города и области: общие задачи, общие цели, общий подход.



СМИ. Существует версия, что Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ – это ставленник бывшего губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА. В связи с этим будет ли второй раунд информационной войны?

ШРЕЙДЕР. Убежден, что не будет.

СМИ. Бюджет Омска для миллионного города мал. Как должен решать эту проблему новый мэр?

ШРЕЙДЕР. Проблему должен решать не только мэр города, это проблема в целом власти. Распределение консолидированного бюджета в части города было несправедливым. Причин много, это следствие той войны, которая была объявлена правительством области. Новый губернатор Виктор НАЗАРОВ имеет здесь четкую позицию: не должно быть разделения город – область, в том числе и в финансах, и бюджет должен быть консолидирован. Абсолютно правильный подход, я думаю, что эта задача будет решена в ближайшее время.

СМИ. Смирились ли вы с тем, что вы уже не первое лицо города, и останется ли ваш кабинет в здании мэрии за вами?

ШРЕЙДЕР. Я чиновник, так как депутат, по сути, является государственным служащим. С точки зрения уровня ответственности и власти уровень федерального чиновника выше муниципального. Все остальное – личное восприятие той или иной ситуации. А кабинет мэра был, есть и будет. В этом кабинете работал и ГЛЕБОВ, и ПАВЛОВ, и ШОЙХЕТ, и БЕЛОВ, и РОЩУПКИН, и я, и ДВОРАКОВСКИЙ, и тот, кого мы выберем в следующий раз.

СМИ. Поступали ли вам предложения о продолжении карьеры?

ШРЕЙДЕР. Предложения поступали, но я не планирую пока менять свою деятельность. В частности, мне предлагали стать первым заместителем главы Волгоградской области с последующей перспективой возглавить правительство этого региона.

СМИ. Вы подавали в суд несколько исков о защите чести и достоинства. На какой стадии разбирательство по иску к Леониду Полежаеву?

ШРЕЙДЕР. Я не только подавал, но и выиграл ряд исков. Три иска выиграл, например, у «Нового обозрения». Сначала я предъявил иск губернатору ПОЛЕЖАЕВУ и правительству Омской области. И цена иска была рубль. Почему рубль? Потому что наносить ущерб бюджету за счет действий господина ПОЛЕЖАЕВА я не хотел. Но коль разбирательство на сегодня не завершено, а ПОЛЕЖАЕВ уже не губернатор, а физическое лицо, пенсионер, я изменил исковые требования – закон меня обязывает, я должен либо изменить ответчика, либо отказаться от иска. Теперь ответчиком выступает физическое лицо – господин ПОЛЕЖАЕВ, и иск уже не на рубль, а на миллион рублей, поскольку это уже никакого отношения к бюджету не имеет. Все до копейки суммы, которые мне обязан будет перечислить и господин ЗЕЛИНСКИЙ — 15 тысяч, и редакция «Нового обозрения» — суммарно 200 тысяч, будут перечислены в фонд подготовки Омска к своему 300-летию. Потом я отчитаюсь.

СМИ. А если отсудите у ПОЛЕЖАЕВА миллион рублей, тоже их в фонд передадите?
ШРЕЙДЕР. Конечно передам.

СМИ. Когда Омск будут воспринимать более серьезно на федеральном уровне?

ШРЕЙДЕР. Я думаю, уже федеральная власть изменила свое отношение и к территории региона, и к городу. Например, 19 июня мы вместе с Виктором НАЗАРОВЫМ приглашены к главе Газпрома Алексею МИЛЛЕРУ, чтобы определить участие компании в решении проблем развития региона и Омска. Те заявления, которые делал МИЛЛЕР на инаугурации, воплотились в конкретные предложения. Плюс есть решения по дорогам. И самое главное – 300-летие города. Цена вопроса участия федерального бюджета – 37 млрд рублей, и эти деньги реально можно получить, это та задача, которую нужно решать.

СМИ. Как-нибудь изменилась ваша позиция по отношению к кремниевому заводу?

ШРЕЙДЕР. Нет, не изменилась. Убежден, что Омск не та территория, где это производство должно быть.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/06/24/626313