В среду, 13 июня, в Омск вновь прибыл полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Виктор ТОЛОКОНСКИЙ. В рамках визита полпред и губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ провели рабочую встречу с топ-менеджерами строительных компаний и проектных организаций.
Руководители региона и представители отрасли попытались выяснить, как увеличить темпы и объемы строительства, что на самом деле приводит к удорожанию стройобъектов и почему нельзя обойтись без гастарбайтеров из Средней Азии.
— Задачи развития, которые ставит перед нами государство, приходится решать, создавая, строя и конструируя, — отметил полпред ТОЛОКОНСКИЙ. – Поэтому масштаб работы для проектировщиков и строителей России сейчас очень большой. В то же время я понимаю, что существует очень много ограничений и многие из вас испытывают недостаток заказов и невостребованность.
Как считает полпред, на многие виды работ и производственных материалов спрос пока недостаточен, и это во многом связано с недостатком инвестиционных вливаний в строительную отрасль, недостаточным развитием инфраструктуры и коммуникационных мощностей. Слишком забюрократизирован процесс получения согласований и разрешений.
В то же время, когда строительные организации получают большой государственный или корпоративный заказ и его необходимо исполнить в сжатые сроки, они испытывают недостаток квалифицированных кадров и специалистов. Причем эта проблема просматривается даже на бытовом уровне.
— Не так давно я просматривал возле своего дома один объект, хотел поинтересоваться, кто его строит, однако пришлось долго искать того, кто говорит по-русски. Сомневаюсь, что этот персонал знаком со строительными технологиями, — аккуратно обозначил полпред проблему наемного персонала из Средней Азии.
Но, как выяснилось, экономить на персонале строителей заставляют общие условия игры, установленные в России не без помощи бюрократического аппарата. Затраты на возведение объектов велики, причем платить приходится еще до возведения фундамента. Одной из основных проблем, ведущих к удорожанию объектов, является так называемая инвестиционная составляющая (плата, взимаемая при подключении к коммунальным сетям), которая приводит к удорожанию строительства на 17-20%.
Представители строительных организаций высказали и другие претензии к монополистам, заинтересованным в получении максимальной платы за оказание своих услуг, и отметили, что, например, Ростелеком за прокладку своих сетей к многоэтажным домам плату не берет, так как компания сама заинтересована в расширении сети абонентов.
Такой уровень удорожания полпред назвал недопустимым, однако отметил, что полностью исключить инфраструктурную составляющую при заключении договоров с энергетическими и водоснабжающими организациями нельзя. Затраты при прокладке коммуникаций у того же Ростелекома и, например, Водоканала, совершенно разные.
— Нужно учитывать, что окупаемость в сфере ресурсоснабжения иногда составляет десятки лет, поэтому без участия инвесторов, которыми могут выступить как частный бизнес, так и государство, развитие территорий невозможно, — заявил ТОЛОКОНСКИЙ.
Однако ситуация, когда монополисты берут у разных фирм, находящихся в одной зоне, совершенно разную плату, причем эта разница часто выливается в десятки миллионов, также недопустима.
— Я против индивидуального подхода при заключении договоров, — отметил ТОЛОКОНСКИЙ. — Должен быть точный системный подход. Строительные компании не должны оставаться один на один с монополистами, а правила игры должны быть одинаковы для всех. И в связи с этим региональные власти могут взять на себя функции посредников. Ответственность за развитие сетей должен нести субъект Федерации.
Инфраструктурные затраты должны кардинально влиять на себестоимость. И эти средства необходимо тратить не на развитие самого монополиста, иначе он просто будет покупать на них новую технику и расширять производственную базу, а реально вкладывать в развитие инженерных сетей.
Еще одна проблема, о которую не могли не озвучить строители, – так называемые коррупционные риски. Причем, как ни странно, их увеличивают даже те законодательные акты, которые направлены на борьбу с этим злом. Так, ФЗ-94 о госзакупках омские строители назвали откровенно коррупционным. Несмотря на то, что он ввел четкие определения базовых понятий и процедур, в нем осталось много лазеек для получения госзаказов своими людьми, причем это экспертное мнение, озвученное омичами, подтверждает и антикоррупционная экспертиза, проведенная АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.
Закон оставил возможности для откровенных манипуляций критериями определения победителей торгов, кроме того, он устанавливает преимущество для бюджетных организаций по сравнению со всеми остальными, так как предоставление обеспечения исполнения контракта для них не требуется. В итоге бюджетные организации часто служат инструментом для зарабатывающих на госконтрактах коммерческих структур и его переуступке реальному исполнителю.
Полпред ТОЛОКОНСКИЙ признал, что эта проблема существует и ее решение во многом зависит от позиции региональных властей, осуществляющих тем или иным образом регулирование капиталоемкого строительного рынка.
— В строительстве появился целый класс посредников, что негативно отражается на отрасли, — отметил полпред. – Я всегда был сторонником публичного расходования бюджетных средств и еще в 2001 году одним из первых использовал электронные торги. А сейчас все свелось лишь к формальному соблюдению процедур.
Однако и сами строители, жалующиеся на непрозрачные правила игры, не всегда честны с заказчиком и сильно завышают стоимость своих услуг. Анализ показывает, что стоимость объектов, возводимых строительными компаниями для собственных нужд, кардинально отличается от стоимости сторонних подрядов.
«Я уверен, — заявил полпред, — что когда вы строите для себя, то это значительно дешевле, чем строительство на заказ». Ответ последовал незамедлительно: «В два раза!» — признались строители, изрядно поднаторевшие в составлении «правильных» смет.
Состояние строительной отрасли является одним из главных индикаторов развития региона. Поэтому ключевой задачей отрасли в общефедеральном масштабе было и остается увеличение объемов строительства. Если в регионе строится мало жилья, то это характеризует состояние его экономики с негативной стороны, отметил ТОЛОКОНСКИЙ.
Что касается Омска, то строительная индустрия здесь развивалась даже в годы кризиса. И по прогнозам масштаб строительных работ в ближайшие годы вновь увеличится. Причем одним из самых серьезных инвестиционных толчков является программа подготовки к 300-летию города, которая включает реализацию множества строительных проектов, связанных с возведением социальных объектов, развитием инфраструктуры и благоустройством городской среды.
Общий объем финансирования составляет порядка 91 млрд 271 млн рублей. Это серьезные вливания, способные вывести отрасль на совершенно иной уровень.
— В Омском регионе сильные архитекторы, проектировщики, строители и промышленность стройматериалов, мощный строительный комплекс. И сейчас задача максимально его задействовать, чтобы больше строилось промышленных, инфраструктурных, социальных объектов и, конечно, больше строилось жилья. Этим мы будем заниматься вместе с омским губернатором, — подчеркнул Виктор ТОЛОКОНСКИЙ. — Это масштабная большая работа, рассчитанная на ряд лет.
Полпред также отметил, что необходимо активно осваивать современные строительные технологии, способные ускорить возведение объектов и удешевить строительство.
Серьезная дискуссия возниклана тему соблюдения проектных стандартов. Ее более четко озвучил председатель правления СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Юзеф МОСЕНКИС. Он отметил, что малоэтажное строительство в регионах, и Омск не исключение, практически неуправляемо. Застройка ведется хаотично, частники нередко используют индивидуальные проекты, а качество и безопасность возводимых зданий никто не контролирует.
В итоге вместо современных красивых районов, радующих глаз и имеющих общий архитектурный типаж, вокруг городов-миллионников растут безобразные кварталы, напоминающие строительный винегрет. Если государство не возьмет на себя функции регулирования, то проект «Одноэтажная Россия» благополучно провалится.
Кроме того, МОСЕНКИС сообщил еще об одной серьезной опасности. В России началась борьба за применение зарубежных типовых проектов, причем эту идею активно поддерживает первый зампред Правительства РФ Игорь ШУВАЛОВ.
— Повсеместное применение европейских стандартов в России просто недопустимо, — считает МОСЕНКИС. – Речь идет о проектах, активно применяемых в Словакии, Италии и Испании. Они категорически не подходят для климатической зоны Сибири, кроме того, в них не указаны сроки эксплуатации зданий.
Полпреду было передано официальное письмо членов СРО с просьбой поставить этот вопрос на федеральном уровне и заблокировать опасную законодательную инициативу. ТОЛОКОНСКИЙ признал, что такая опасность действительно существует, однако отметил, что России необходимо учитывать мировой опыт проектирования и архитектуры, а качество строительства должно соответствовать лучшим европейским образцам.
Строители перечислили главе СФО и Омского региона целый ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития отрасли.
— Многие из того пласта проблем, которые поднимались на сегодняшней встрече, вполне решаемы на региональном уровне. Я вижу необходимость разработки концепции реализации задач в строительном комплексе, которая ляжет в основу градостроительной политики региона, — отметил по итогам встречи губернатор Виктор НАЗАРОВ.
Именно ему в ближайшие 5 лет придется контролировать расходование средств, выделяемых на юбилей, и создавать условия для выполнения госконтрактов, приемлемые для всех участников рынка. Поэтому уже в первые две недели своей работы губернатор НАЗАРОВ постарался найти общий язык с представителями строительной отрасли, способной быть хедлайнером экономики региона. Для поступательного развития территории необходимо выпускать не только хорошие танки, но и кирпичи.
Инна САЛЬНИКОВА