Олег ПОЛУЭКТОВ, председатель правления ОАО «Плюс Банк»: «Для нас интересы российских клиентов – первоочередные»

Дата публикации: 27 июня 2012

Год назад, в июне 2011-го, Олег ПОЛУЭКТОВ был утвержден в должности председателя правления ОАО «Плюс Банк». Самое время подвести первые итоги работы на этом посту. О том, что было сделано за прошедший год и о том, как обстоят дела банка сегодня, Олег Евгеньевич рассказал обозревателю «КВ» Екатерине СЕРВАХ.

— Вам довелось поработать в очень разных городах, есть с чем сравнивать. Какие впечатления у вас от омского финансового рынка?
— Омск с точки зрения бизнеса – не самый быстроразвивающийся город, к сожалению. А банковский сектор здесь растет, и достаточно быстро – не хуже, чем в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге. Мы можем сейчас судить уже по нашим собственным офисам. Банковский бизнес здесь живой и направлен в первую очередь на потребности населения, маленьких компаний, чего нельзя сказать о банковском секторе в Москве. Там банкирам кредит меньше млн не интересен.

— Пришлось ли вам как-то переориентироваться, попав в другую среду?
— С точки зрения своей деятельности как руководителя – наверное, нет. Но деятельность некоторых подразделений надо было переставить на более современные рельсы. Дело в том, что бывший Омск-Банк, а теперь Плюс Банк имеет очень большую историю. У нас недавно ушла на пенсию сотрудница, которая работала еще в Госбанке. Коллектив сохранился с тех времен, и это накладывало свой отпечаток.
Прожив год в Омске, могу сказать, что это касается всех омских банков – у них имеется достаточно большой собственный внутренний опыт, но вливаний извне очень мало. На сегодня в бизнесе это скорее негативное явление. Накопленный опыт – это хорошо, но он обязательно должен неким образом корректироваться внешней средой.
Чем мы, собственно, и занимаемся. Мы приносим сюда свой опыт, полученный в более крупных организациях, и просто коллективный опыт, который имеется на рынке. А поскольку здесь есть очень хорошая база, это происходит достаточно просто, не встречает никаких препятствий.

— Ваш банк пережил несколько реорганизаций. И какой сейчас на самом деле Плюс Банк – омский, российский, казахстанский?

— Это в чистом виде российский, более того – омский банк. Капитал казахстанский, да. Но только капитал. Наш стратегический партнер и один из акционеров – АО «Цеснабанк». А Плюс Банк – самостоятельный и чисто российский проект наших акционеров.

— Бытует представление, что банк с иностранным капиталом действует исключительно (или преимущественно) в интересах той страны, жертвуя интересами местными. Есть такие примеры…
— Для нас интересы российских клиентов – первоочередные, потому что мы фондируемся за счет населения и кредитуем население. В отличие от целого ряда других, Плюс Банк ни к кому не присоединялся и никому не продавался. Он не является чьим-то дочерним, а укрупняется и развивается за счет средств акционеров. Мы не привлекали извне какой-то крупный БАНК. Мы привлекли ДЕНЬГИ и строим СВОЮ федеральную сеть.
Плюс Банк вышел на федеральный уровень, но при этом головной офис остается в Омске, и мы считаем это правильным. Если бы наш банк оставался локальным, его просто поглотил бы какой-то из крупных банков. Развивать банковскую деятельность в отдельном регионе достаточно сложно. Как правило, такое могут себе позволить только банки, являющиеся частью каких-то промышленных холдингов. А мы в чистом виде коммерческий банк – прямо как в учебнике: не входим ни в какой холдинг, у нас нет никаких промышленных предприятий. Причем сейчас – в большей мере розничный банк.

— Итак, прошел год. Многое изменилось. Что именно?
— Основное, что удалось сделать, это вывести банк на федеральный уровень и открыть более 15 офисов. Мы открыли 5 офисов в Новосибирске, по 3 – в Краснодаре и Екатеринбурге. Планируем открыть 7 офисов в Санкт-Петербурге, и на сегодня уже работает 6 из них. До этого мы имели офисы в Тюмени и Москве. Соответственно, сохранили все офисы в Омске.

— Но это же очень большие затраты. Насколько они окупились?
— Срок окупаемости офиса варьируется от полутора до трех лет. Но в прошлом году наши операционные доходы позволяли покрывать все операционные расходы, которые шли на открытие филиальной сети. Подводить итоги еще рано – самые первые из новых офисов работают всего 6 — 7 месяцев. Хотя тенденции совершенно понятны. Раньше основной базой фондирования были омские депозиты, сейчас 50% новых поступлений нам дает сеть. То же самое по кредитам.

— Что вы предлагаете своим клиентам в Омске и что — в других регионах?
— Во всех офисах банка — один и тот же набор продуктов с одинаковыми условиями. Мы уменьшили количество продуктов, но каждый из них сделали универсальным. Это касается и кредитов, и депозитов. Мы постарались собрать лучшее и создать такие продукты, которые смогут удовлетворить любой спрос.
Потребительское кредитование требует очень большого числа точек продаж. Мы не были готовы развивать такую сеть и потому стратегически выбрали для себя автокредитование, как структурированный и очень технологичный продукт. При этом наш банк, в отличие от большинства других, сразу зашел на вторичный рынок. И за год поднялся до 8 места в общероссийском рейтинге РБК по продажам на вторичном рынке.
Центр принятия решений по кредитам находится в Омске, и те продукты, которые не требуют решения кредитного комитета, оформляются здесь. Причем все это происходит в режиме реального времени. Придя в автосалон, клиент должен уехать на машине в этот же день – такова наша политика. У нас большая партнерская сеть в лице автосалонов или брокеров, которые поставляют банку клиентов.
Другое традиционное направление — ипотека. У нас наработаны методики, мы на очень хорошем счету у АИЖК и получили лимиты на работу по стандартам АИЖК во всех регионах, где открылись. У нас хороший портфель, и мы считаем этот рынок перспективным. Вообще работа в рознице с секьюритизатором – наиболее прогрессивный метод, когда банк не держит портфель на своем балансе, а сразу его продает и фактически выступает в роли агента по продаже кредитов.

— Когда вы вступали в свою должность, у вас наверняка были какие-то планы, ожидания. Что удалось реализовать и что не удалось?
— В общем, удалось сделать все, что было намечено. А намечалось, прежде всего, привести внутреннюю структуру банка к требованиям тех технологий, которые мы внедрили. Во-вторых, сохранили коллектив — это было нашей нефинансовой стратегией. Кого-то переводили, меняли должности, но коллектив весь сохранился.
Мы в целом освоили технологию автокредитования. Конечно, совершенству пределов нет, и мы будем ее совершенствовать еще долго. Но на сегодня имеем законченный высокотехнологический продукт. И, наконец, была создана сеть, которая начала давать отдачу.
Все шло по плану. Бывает все же иногда такое в нашей неплановой экономике... В финансовой сфере если мы что-то и корректировали, то только в сторону увеличения. Как по кредитованию, так и по другим направлениям.

— Мне говорили, что ваше любимое средство передвижения – мотоцикл. Это способ ухода от московских пробок?
— Нет. Ездить на мотоцикле по Москве – не самая лучшая идея. Просто мы с женой очень любим путешествовать. Сначала ходили пешком, потом 10 лет – на байдарках, потом появился джип, на котором мы объездили нашу Россию от Северного Ледовитого океана до Черного моря и Абхазии. На восток пока доехали только до Омска, на западе исколесили всю Европу.
А последние 3 года путешествуем на мотоцикле. Ездим по дорогам, более-менее на дороги похожим. И ощущения совсем другие – ближе к природе. Объездили все, что вокруг Санкт-Петербурга и все, что вокруг Москвы. В прошлом году я объехал все окрестности Омска в радиусе 200 км. А в июле планируем мотопробег в Монголию.

— Почему именно туда?
— Тянет! Мне там очень понравилось. Люди и высокогорная каменная пустыня, одна из самых жестоких на Земле. Это красиво, это – адреналин. В Монголии вообще очень красиво – эти просторы невероятные, которые надо видеть. Там ты действительно один на один с природой.
У нас там остались друзья. Чтобы понять страну, надо там жить и говорить с людьми на их языке. У меня был большой банк и право первой подписи, а я ведь должен знать, что подписываю. Три месяца учил язык до сносного понимания и 6 месяцев – до умения говорить.

— Путешествия – ваша единственная страсть или еще какие-нибудь есть?
— Основная страсть – это работа, которая отнимает большую часть времени и жизни.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/06/25/519360