Омское правительство приостановило формирование консультативного совета по предпринимательству,

Дата публикации: 04 июля 2012

25 июня «Коммерческие вести» собрали за круглым столом в гостинице «Ибис Сибирь Омск» руководителей самых крупных предпринимательских объединений Омска и Омской области, чтобы поговорить о возможности сотрудничества между собой и взаимоотношений с новыми органами власти. Мы публикуем самые интересные фрагменты беседы участников круглого стола.
Марат ИСАНГАЗИН, главный редактор еженедельника «Коммерческие вести»: Поменялось областное правительство, а в ближайшее время поменяется и городская власть. У каждого из представленных здесь предпринимательских объединений есть свои уникальные наработки, форматы, выходы на различные уровни власти: городской, областной, федеральной... Думаю, все вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждое по отдельности, чтобы повысить привлекательность города и области, увеличить благосостояние предпринимателей, а значит, и жителей. До сих пор в нашем регионе действовало правило: кто приближен «к телу», тот и имеет дополнительные возможности. Некоторые из отказавшихся сегодня прийти на круглый стол, сказали: «У нас есть прямой выход на губернатора. Зачем нам какие-то другие объединения?».
Татьяна ХОРОШАВИНА, президент Омской торгово-промышленной палаты: Любит ли нас губернатор или нет, мы должны выполнять свои функции. А у губернатора есть свои полномочия, выше крыши он тоже не прыгнет. С прежней властью у нас были определенные отношения, но по большей части мы топтались на месте, буксовали. Мы бы хотели, чтобы все общественно-консультативные советы (ОКС), которые были созданы, наконец заработали. Они сейчас есть практически при всех органах власти. Последний сейчас создается при Росреестре. Мое пожелание — чтобы этот совет не состоял из десяти-двенадцати человек, а был открыт для всех, у кого есть вопросы. В последнее время ОКСы при правительстве и мэрии превратились в некие молчаливые собрания, а некоторые даже умудряются ничего не делать, а только хвалить наши органы власти. Хочется, чтобы такого не было, и все злободневные вопросы решались. К примеру, при прокуратуре есть ОКС. В данный момент прокуроры «наезжают» на омских операторов рекламного рынка. Законом это обосновано, но у рекламщиков есть договорные обязательства. Вместо того чтобы дать малому бизнесу исполнить договор, прокуратура их спешит наказывать. Мы готовим обращение в прокуратуру, чтобы на ОКС рассмотрели этот вопрос. Вот для чего эти советы и нужны.
Еще один важный вопрос — оценка регулирующего воздействия (15 мая 2010 года правительство России приняло постановление № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», где предусмотрена необходимость оценки негативных последствий принимаемых законов. — «КВ»). Если нет такой оценки законопроекта, то нельзя его принимать. У нас же депутаты спешно, не думая, голосуют за принятие какого-нибудь закона, а нам потом плакать приходится. Оценка регулирующего воздействия — это новый инструмент, который реально работает на рынке. Надеюсь, в структуре нашего регионального правительства появится такой оценивающий орган.
Вадим МОРОЗОВ, председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области: Я считаю, что существующая ситуация не ограничивает нас во взаимодействии. Ограничение идет из персональных возможностей, а главное — от желания. Кроме желания, высказанного на публику или перед камерой, необходимо показывать огромное желание в работе — ежедневной, персональной и сложной. Предпринимателям крайне важно понимать, что, во-первых, регион развивается, а во-вторых — в регионе существуют необходимые условия для ведения бизнеса. Понятные, прозрачные условия без лишних субъективных вещей. Это ведь классика омского жанра. Мы, пожалуй, единственный регион, где связи решают все. Безусловно, от этого нужно уходить. Я считаю, что прежде всего сигнал должна подать власть, показав, что есть правила игры.
Владимир ВИНОГРАДОВ, председатель Омского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия»: Здесь мы собрались и общаемся без напряжения. Хотелось бы, чтобы так продолжалось и дальше, без деления на мэрских, губернаторских, федеральных. Еще недавно бились — то губернатор что-то неправильно делает, то мэр. И вдруг идет смена и того, и другого, и появляется вакуум. А вдруг новые хорошо будут работать? Хорошо, если администрация не упустит этот вакуум и сможет объединить вокруг себя все организации. Консолидация всех предпринимательских сообществ в одном кулаке обречет нас на успех.
ИСАНГАЗИН: То есть администрация должна вас объединить?
ВИНОГРАДОВ: Кто-то же должен быть связующим звеном.
ИСАНГАЗИН: Но вот сейчас вы все здесь сидите. Кто мешает вам после этой встречи продолжить взаимодействие?
ВИНОГРАДОВ: Нам никто не мешает, но должна быть система взаимодействия. Каждый из нас имеет определенную профессию, каждый на что-то способен. Надо все рычаги использовать и расставить фигуры — как в шахматах. Правильно поставишь, и будет выигрыш.
ИСАНГАЗИН: НАЗАРОВ Виктор Иванович должен вас расставить?
ВИНОГРАДОВ: Нет. У Виктора Ивановича довольно серьезный и авторитетный коллектив собрался. Самим нам вместе невозможно повлиять — власть всегда будет забивать клин: кого-то профинансировали, кого-то к себе приблизили, кому-то бизнес дали, чтобы к себе приблизить… Это не секрет.
Александр ТРИППЕЛЬ, министр экономики Омской области: Я предугадываю к себе вопрос: «Как новая власть будет относиться к предпринимательским объединениям?». Хочу рассказать такой случай. В свое время, лет десять назад, я участвовал в создании ассоциации нефтехимии. Туда вошли около двух десятков значимых предприятий. Среди участников ассоциации трое или четверо являлись депутатами Заксобрания. Думали, что сможем пролоббировать и решить некоторые вопросы, продуктивно работать. Со временем пыл прошел, и нас стали лишь использовать, когда надо было провести выборы, выступления и т.п. Для чего я это говорю? Мне не хотелось бы, чтобы ваши организации участвовали в противоречиях, которые недавно были в регионе. Мы обменялись мнением с Виктором Ивановичем еще до того, как прошли назначения состава правительства. При создании инвестиционного климата нам надо слышать общественные организации, а от чьего имени будет говориться — на втором месте. Ко всем участникам предпринимательской деятельности отношение должно быть одинаковым. Мы недавно собрались для создания общественно-консультативного совета по предпринимательству при губернаторе и вернулись к тому, о чем здесь уже говорилось. Создать совет больших проблем не существует — соберем авторитетных людей, издадим указ губернатора. А дальше что? В 2004 году был создан совет при губернаторе, но он до сих пор не работает. Мы притормозили с советом, пока не ответим на вопрос: что надо сделать, чтобы он действительно работал? Сам совет нужен не только предпринимательским сообществам, но и власти. Мы часто принимаем законы, которые не работают, потому что не прогнозируем их результат. Я бы хотел получить от вас помощь при создании инвестиционного климата в регионе. В области одна из главных проблем, например, — правила, которые установлены для выдачи технических условий присоединения. Если мы обращаемся к монополистам, у них нигде, дескать, нет мощностей, везде требуется платить. Хотя мы знаем, что, если составим грамотную карту города по электроэнергии, теплу и прочим ресурсам, то найдем много мест, где эти мощности есть в избытке. В соответствии с Федеральным законом, там, где мощности есть, никакие дополнительные платежи нельзя выставлять. Можно исправить положение, если привлечь специалистов и определить создаваемым предприятиям те места, где стоимость подключения будет равна нулю. Это первое, что нужно сделать. Сейчас, например, наши военно-промышленные комплексы максимум на 20% используют имеющиеся у них мощности и на 25 — 30% — площади. Мы будем этим заниматься, создавать карту. Но нам нужна более широкая информация, нужна ваша помощь.
Вячеслав ФЕДЮНИН, управляющий Омским региональным фондом развития и поддержки малого и среднего предпринимательства: Мы говорим о возможности взаимодействия между нами. Думаю, никто не сомневается, что такая возможность существует. Вопрос — в каком формате она существует. Количество общественно-консультативных советов не определяет их качество. Многие государственные органы создали их для галочки, отчитавшись перед Федерацией, но на деле они – пустышки. На уровне города и области эти советы должны быть прагматичны в своих решениях, а самое главное – доводить действия до результата. Вадим Владимирович (МОРОЗОВ, — прим. «КВ») прав, что нужно не просто ходить и улыбаться, а делать. Как только на уровне губернатора появится оценка возможностей, существующих у объединений, и каждое из объединений поймет, что оно является участником этого процесса, оно тут же проявит себя в действии. Это не означает, что все должны встать под флаги государства. Речь о том, что при участии власти и бизнеса будут решаться общие вопросы. Хочу напомнить, что в 2008 году в Музыкальном театре проходил мощный, хороший съезд наших объединений. Возможно, стоит рассмотреть возможность провести еще один общий съезд и там предложить кандидатуру омбудсмена Омской области.
ХОРОШАВИНА: У меня еще есть вопрос ко всем сидящим, в том числе к министру. У нас есть РЭК, которая постоянно повышает нам тарифы. ОКС при РЭК не создано, хотя мы постоянно инициируем это создание. Кто должен этим заниматься?
Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ, президент Регионального объединения работодателей Омской области, депутат Омского городского совета: Во-первых, огромное спасибо, что мы здесь собрались. По большому счету, наступило наше время, коллеги. Если мы упустим его и не найдем диалога с властью, то грош нам цена. Что касается тарифов, власть обязана четко показать, из чего они складываются. Просьба сегодня помочь нам. Почему предприятия должны платить за воду в 332 раза больше, чем в других регионах? Что касается федеральной власти, очень много вышло документов, которые нас отбрасывают назад. Это аттестация рабочих мест — гигантские деньги, которые уходят просто так согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития России. Десятки миллионов рублей каждое предприятие должно отдавать за эту аттестацию. У нас требование помочь нам в этом вопросе, не губить. Налоговая политика: что происходит с землей в городе? Сколько мы горя натерпелись, и до сих пор проблема не решена. Вопрос по инвалидам. Указ президента обязует 3% от общей численности работников отдавать для инвалидов. Коллеги, но мы же за инвалидами уже гоняться начали! К нам приходят ребята с фуражками, угрожая уголовным делом за отсутствие инвалидов. Многие начали за деньги искусственно инвалидов делать. Надеюсь, новая власть нас услышит.
Павел КРУЧИНСКИЙ, президент Омского областного союза предпринимателей (ООСП): У каждой нашей организации опыт и культура – свои. Возможно ли, чтобы мы стали единой объединенной организацией? Вряд ли. Если рассуждать с позиции власти, для чего нужны такие общественные институты, как наши? Чтобы мнение поступало наверх и принимались более-менее качественные решения, помогающие создать благоприятный экономический климат. Если этой обратной связи не будет, понятно, как будут судить о регионе. На сегодняшний день есть все условия для создания координационного совета организаций, который может стать своеобразным лифтом предложений и решений к совету при губернаторе. Будь то реакция на федеральные законы или местные тренды, мы могли бы на них реагировать и предлагать. Роль такого института может быть особо значима в преддверии вступления России в ВТО. Мы понимаем, что это станет серьезным экзаменом для нас всех и покажет, чего мы стоим в условиях международной конкуренции.
ИСАНГАЗИН: Вы говорите о независимом от власти координационном совете или об институте при губернаторе?
КРУЧИНСКИЙ: Это надо обсуждать. У меня нет опыта работы в прежнем губернаторском совете. На мой взгляд, наш совместный координационный совет — это был бы более рабочий орган, чем совет при губернаторе.
ИСАНГАЗИН: Хочу Сергею Викторовичу предоставить слово, потому что у него есть и опыт работы исполнительным директором союза предпринимателей, и опыт во власти. Скажите, как сделать, чтобы совет сам работал?
Сергей СИНДЕЕВ, директор департамента городской экономической политики администрации города Омска: Хочу поблагодарить организаторов за то, что присутствую здесь как сторонний наблюдатель, потому что я еще не знаю, оставят ли меня в новой власти. Хочу отметить то, с чем в услышанных высказываниях я не согласен. Во-первых, не согласен с тем, что власть должна определить правила игры, потом сделать оценку чьих-то действий и на этой базе выстраивать взаимоотношения с бизнесом. Должно быть прямо наоборот. Когда из кабинета исполнительного директора союза предпринимателей я смотрел на то, как формируется работа совета по промышленности и предпринимательству мэрии, когда как исполнительный директор готовил текст соглашения между ООСП и руководителем города, мне казалось: ну как они там наверху не понимают, что и как надо делать, почему просто не выслушают нас, предпринимателей. А когда стал главой департамента городской экономической политики, понял: ну не готов исполнительный директор предпринимательского союза прийти, представить все необходимые документы и экспертные заключения и действительно добиваться, чтобы все получилось. Татьяна Александровна (ХОРОШАВИНА, — прим. «КВ»), вы всегда говорите наперед и заранее. Вопрос регулирующего воздействия принимаемых законов на сегодняшний день, насколько я его изучил, на уровне Министерства экономического развития РФ еще до конца не отработан. Нет понимания, как посчитать это воздействие, как определить критерии оценки. Это неблизкая перспектива, но я убежден, что мы уже сегодня, обладая каждый своим опытом, имеем возможность определять по собственным критериям последствия применения нормативно-правовых актов и своевременно и обдуманно их принимать или отвергать.
Ирина ЖИВАЕВА, руководитель НП «Ремесленная палата»: Новый губернатор в одном из своих выступлений сказал, что невозможно помогать всем – объединяйтесь в одну организацию. Но я думаю, что он имел ввиду, что мы должны объединяться по общим для всех нас вопросам. Приведу пример. Мы – ремесленная палата. Работать нам трудно. Можно сказать, что мы сейчас вне закона, потому что закон о ремесленничестве не просто нафталином пропах, а упал до уровня ритуальных бесед. Мы, конечно, не очень интересны власти, поскольку ремесленничество – это не про нано-технологии и не про инновации, но наше направление экономической деятельности является тем, где легкость вхождения в малый бизнес, семейный бизнес, максимальная. Мы входили в совет при мэре, принимали там активное участие и самое интересное, что нас там охотно слушали. Но сделать было ничего невозможно, потому что нужно было одолеть следующую ступеньку: губернатор, Законодательное собрание. Для этого мы вошли в АРП. Но у нас остались нерешаемые проблемы. В этом году Роспотребнадзором был принят закон о необходимости ведения паспорта человеческих волос для каждой парикмахерской. Полный абсурд! Мы уже прошли прокурорские проверки – 100 процентов всех оштрафовали. Как изменить это? Ремесленная палата сейчас – это что-то на уровне шутовства. Если надо на выставке поставить красивенько – вот они мы, мастера поделки сделать, свистульки посвистеть. Я понимаю, что сейчас есть тренд на сокращение, но, пожалуйста, давайте как-нибудь определимся с ремесленничеством, чтобы это была программа целевая.
Иван ПОЛЯКОВ, председатель совета Омского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия»: Мнения разные, но есть одна вещь, которая мне режет слух. Практически все апеллируют к власти, будь то муниципалитет, область или Федерация. Но я хочу напомнить, что в центре прежде всего стоит предприниматель. Может быть, здесь забыли, но власть от нас зависит. Я налоги плачу, заказ делаю, и так каждый из нас. Давайте ответим на вопрос, почему нам самим необходимо координировать наши усилия? Мы должны вырабатывать консолидированную позицию, а затем навязывать ее власти, если власть с ней не согласна. А если власть настолько прозорлива, что согласна, то она и сама додумается до всего, и наши советы будут не нужны. Наши усилия нужны, чтобы лоббировать собственные интересы, и нет у нас другой задачи вообще никакой. Что нам ждать от глубокоуважаемых губернатора и мэра, если они сами в ресурсах ограничены? Вы посмотрите правде в глаза — губернатор же цену на электричество не назначает.
ТРИППЕЛЬ: Не соглашусь с вами – назначает цену на электричество и на тарифы влияет. РЭК — это областная структура. Существует множество экономических рычагов, которые влияют на то, как в регионе формируются тарифы: в зависимости от количества потребителей — и распределение ресурсов. Могу точно сказать, что над тарифами надо и можно работать. Их можно не только остановить, но и в какой-то степени снизить. На РЭК можно повлиять и экономически, и административно. Конечно, профессиональной работе с этим надо учиться, мы не все еще умеем.
Алексей ПРОВОЗИН, вице-президент ООСП, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Омской области: По поводу слов Татьяны Александровны о том, как депутаты голосуют. Дело в том, что существует два языка — язык нормативного акта и обычный бытовой. Мы, депутаты, откровенно нуждаемся в экспертах, которые смогут предложить законопроект. Это большая работа, и бесплатно ее делать никто не будет. До сих пор наши предпринимательские объединения не научились нанимать профессиональные экспертные команды, чтобы вырабатывать проекты решений в рамках нормативного поля и затем представлять их законодателям. Я вас уверяю, что власть, в том числе новая, никогда не отринет хороший проект, который может принести региону инвесторов и эффективные технологии. Но таковых не поступает — одни только голословные утверждения, дескать, инвесторы нужны. Но власть и сама знает, что нужны.
ИСАНГАЗИН: Есть проблемы, которые можно разрешить, но до конца довести не получается. Ведь кроме жалоб, нужны и действия по их разрешению. Мне кажется, и вопрос аттестации рабочих мест и паспортов на волосы можно решить через федеральных депутатов, через «Деловую Россию». Общественный совет при РЭК — это тоже реально. «Коммерческие вести» готовы взять на себя функцию — регулярно «долбить» минэкономики о необходимости создания такого ОКСа.
ТРИППЕЛЬ: По поводу создания ОКС при РЭК — это я взял на заметку. Что касается тарифов, это направление давно я отложил для себя как одно из самых важных направлений, которое и будет формировать условия инвестиционного климата региона. Что касается всего остального, я согласен – надо добиваться. Добивайтесь, аргументируйте. Это реальный метод работы. Давайте вместе работать.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/07/26/310140