Надежда ШУЛЬГА,директор студии имидж-консалтинга «Имидж-Перспектива»:«Я не делаю макияжи и стрижки, я помогаю людям шаг за шагом найти свой стиль и сформировать рациональный гардероб»

Дата публикации: 01 августа 2012

Разработка персонального имиджа и стиля — это профессия Надежды ШУЛЬГА. Она проводит ревизию платяных шкафов омичек, сопровождает их во время шопинга, где учит, как покупать правильную одежду, определяет их тип фигуры и цветотип внешности, помогает им найти свой стиль и сформировать рациональный гардероб с учетом особенностей личности и модных тенденций. Надежда стала первой, кто вышел на рынок Омска с официальным предложением полного цикла услуг по имидж-консалтингу — в 2011 году она открыла собственную студию «Имидж-Перспектива». До этого в нашем городе существовали лишь так называемые шоперы-любители, которые консультировали подпольно в основном своих друзей и знакомых, ограничиваясь только покупкой одежды, а также стилисты, делающие только прически и макияж. В ближайшее время Надежда намерена вывести на рынок еще одну совершенно уникальную для Омска услугу — корпоративный имидж-консалтинг. Обозреватель «КВ» встретилась с начинающей бизнес-леди, чтобы узнать обо всех тонкостях ее интересной профессии.

— Надежда, где учат на стилиста-имиджмейкера?
— Я окончила в 2004 году гуманитарный факультет Омского государственного технического университета. Это был первый набор в Омске на специальность «Связи с общественностью». Было очень рискованно, специальность для города новая, где потом работать, было не понятно, но в то же время очень интересно. После окончания вуза пошла работать преподавателем на родную кафедру, где успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Мифологема в структуре массового политического сознания» — в ней рассматривала, как создается имидж политических лидеров. Затем меня пригласили работать в Омский государственный университет путей сообщения на кафедру «Связи с общественностью», где я вела курс «Имиджелогия». В позапрошлом году в Екатеринбурге, участвуя в научной конференции «Имидж власти», познакомилась со своими коллегами-имиджмейкерами. В этом городе данная отрасль очень развита, в отличие от Омска. В тот момент я поняла, что у меня накопилось много теоретических знаний, к которым не помешало бы добавить практического опыта. Моя знакомая — Марина СТЕПАНОВА --пригласила меня пройти обучение на персонального стилиста в ее имидж-студии «Альфа-имидж». Так мне полюбилась эта профессия, что вернувшись в Омск, начала консультировать своих знакомых. Я не делаю макияжи и стрижки, я помогаю людям шаг за шагом найти свой стиль и сформировать рациональный гардероб.

— И каков спрос в Омске на услуги персонального стилиста?
— Два года назад я со своей студенткой провела исследование на эту тему. Оказалось, что женщинам старше 23 лет это интересно, они готовы к тому, чтобы кто-то работал с их внешностью, создавал им имидж, однако на тот момент они не были еще готовы платить за это деньги. Опрос мужчин показал, что они не готовы ходить к стилистам, им это не интересно, а на вопрос, как они представляют себе стилиста, мужчины ответили, что это дядечка нетрадиционной ориентации, а к такому они явно не пойдут, чтобы никто не подумал, что они сами такие же. Мужчин вполне устраивает, как им выбирают одежду их жены и девушки или помогают советами друзья. Опираясь на исследование, я решила ориентироваться на женщин. Сначала работала одна, в режиме фриланса, затем — в партнерстве с одним из фитнес-клубов, где проводила мастер-классы, приводила туда своих знакомых.

— Сейчас у вас появилась уже собственная имидж-студия. Спектр услуг тоже расширился?

— Студию я зарегистрировала в мае прошлого года. Мои затраты на открытие составили 15 тысяч рублей, в основном деньги ушли на оформление документов, аренду небольшого офиса в центре города и продвижение. Сейчас вместе со мной работает уже целая команда. Это творческая лаборатория по раскрытию индивидуальности, созданию стильного и эффективного имиджа для людей и компаний. Наша особенность в том, что мы предлагаем услуги имиджмейкера для частных лиц в формате консалтинга. В него входит консультирование клиента по очень широкому кругу вопросов: определение цветотипа внешности клиента и подбор выгодных для него цветов в одежде, макияже, определение типа фигуры, ревизия имеющегося гардероба, шопинг-сопровождение, составление нового гардероба, то есть с учетом всех особенностей личности и модных тенденций, подбор прически и макияжа и т. п. Кроме того, мы проводим для всех желающих открытые семинары, учебные программы и одно- двухдневные тренинги по имиджу и стилю. Например «Школа стилистов» — это программа подготовки профессиональных имиджмейкеров-стилистов, по окончании которой выдается сертификат, позволяющий работать по данной специальности. Весной в ТК «Фестиваль» мы проводили экспресс-семинар «Стильный выходной», а в ТК «Континент» — «Стильный десант». В их программу входили мини-лекции в магазинах одежды и там же практические занятия: «Что означает понятие «быть стильным»?», «Как мы используем цвет?», практикум экспресс-метод «Определение колорита внешности» каждого участника, «Стили и модные тенденции», практикум в зале магазина «Собрать свой образ», примеряем образ от стилиста и фотографируемся. Отдельно у нас есть курс по визажу. В сентябре планируем запустить уникальную для Омска услугу — тренинги по имиджу и стилю для корпоративных клиентов – корпоративный имидж-консалтинг. Они будут интересны продавцам магазинов, персоналу первой линии, страховым компаниям. Ведь во многих омских компаниях, имеющих дресс-код, эти правила сотрудниками часто не соблюдаются. Наши корпоративные тренинги по стилю помогут работодателю эту ситуацию изменить, мы готовы разработать и адаптировать для них дресс-код. А недавно у нас появился еще один новый формат — клубные встречи, такие как «Модная среда». Например, одна из тем «Модной среды» посвящена была идеям летнего гардероба. Я рассказывала, как составить летние гардеробные капсулы, чтобы выглядеть восхитительно и не думать перед шкафом, что опять нечего надеть. Девушки узнали, как сделать свой шопинг грамотным, что будет актуально в 2013 — 2014 годах, какие тенденции уйдут, а какие будут на пике моды еще на протяжении многих лет.

— И что же будет актуальным в ближайшие годы?
— Ну, например, в моду вернулись юбки-миди, которые появились в 40-е годы, они будут популярны еще долго, особенно плиссированные. Актуальны также фишки 70-х годов — элегантность, простота, вытянутость силуэта, женственность, струящиеся ткани, вертикальные драпировки. Платья и туники силуэта «колонна». Тренды — легкие пальто из кружева, брюки «скини», комбинезоны, вещи с карманами, платья и блузки с пышными складками на спине, фантазийные и мифические принты на тканях по мотивам «Алисы в стране чудес» (последняя коллекция дизайнера Алены АХМАДУЛИНОЙ), принты по мотивам картин художника Густава Климта, кроваво-красный цвет, индийские мотивы в цвете и принтах и многое другое. Большинство женщин восклицают: почему же у нас в школах не обучают девочек основам стиля на уроках труда?! Ведь такими знаниями должна обладать любая девушка, женщина — как себя выгодно преподнести, быть интересной и самодостаточной, как покупать одежду, не нанося ущерб семейному бюджету.

— Зачем вы обучаете своих потенциальных конкурентов?
— Я не воспринимаю своих учениц как конкурентов, наоборот, стараюсь их всячески поддерживать, приглашаю в свои проекты, чтобы они могли набраться опыта, заявить о себе. Когда мы проводили в ТК «Континент» акцию «Стильный десант», то столкнулись с тем, что большинство женщин понимают под словом «стиль» исключительно прическу и макияж. Так что нужно прививать женщинам культуру стиля. Чем больше эта отрасль будет развиваться, чем больше людей будет в нее вовлечено, тем более востребованными будут услуги стилистов и имиджмейкеров, а наши женщины будут красивее и элегантнее.

— То есть сейчас в Омске эта ниша свободна?
— В нашем городе много выпускников ОГИС, они очень достойные, некоторые из них выбирают профессию стилиста. Но в вузах, к сожалению, не обучают, как работают конкретные имидж-технологии. Выпускники, однако, внешний образ составить могут, опираясь на интуицию и знания, полученные по своей специальности. Работа же персонального стилиста кроет в себе очень много вещей. Во-первых, нужно уметь себя хорошо продать, чему в вузах уделяют недостаточно внимания. Во-вторых, нужно очень хорошо знать психологию клиента. Помимо тех знаний, которые я получила в школе «Альфа-имидж» в Екатеринбурге, я еще прошла тренинг по технологии продаж, а также выучилась на бизнес-тренера и теперь сама могу проводить различные тренинги. Открыть бизнес – это еще полдела, главное – как вы будете его продвигать.

— Ну, и как вы справляетесь с этой задачей, сарафанное радио помогает?
— Никто меня не может продать. Только я сама, рассказывая о том, чем я занимаюсь, продаю себя. Сарафанное радио, безусловно, есть, но, как ни странно, оно очень плохо работает именно в сфере имидж-консалтинга. Женщины не хотят рассказывать своим подругам, куда они ходили, что там с ними делали: «Я сама красивая, сама умница, никто мне не подсказывает!». У меня есть клиентка довольно высокого социального статуса. После первой встречи она сказала мне, что я ей понравилась, что хочет со мной работать, что порекомендует меня своим подругам и коллегам по работе. Однако потом передумала кому-либо рассказывать обо мне, объяснив это тем, что она не хочет, чтобы ее подруги и коллеги были такими же красивыми, как она. Она мне так и заявила: «Надя, ты моя, я про тебя никому не расскажу!». Многие клиенты, которые один раз воспользовались моими услугами, часто потом возвращаются. В принципе у них уже достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно делать покупки — я им составила шопинг-лист, где указала, какие вещи нужны в гардеробе, какого цвета, фасона, даже в каком магазине их можно купить. Однако женщинам нравится сам процесс шопинга со стилистом — это для них своеобразные отдых и развлечение. Таким образом, у меня постепенно уже набралась небольшая база постоянных клиентов.

— Рекламу даете?
— В консалтинге многие люди идут на бренд. Я не размещаю рекламу, потому что считаю, что она будет мало эффективной, ведь мою фамилию, мою студию мало пока кто знает. Я работаю над своим брендом. Самыми действенными в этом плане, на мой взгляд, являются клубные встречи — мы их периодически проводим. Например, проводили такие встречи в гостинице «Ибис-Сибирь» — учили, как завязывать шейные платки, как подбирать другие аксессуары, тут же все примеряли, фотографировались, пили вкусные коктейли. Участников встречи собирали через социальные сети в Интернете, приглашали друзей, знакомых.

— Вы не отслеживали, соблюдают ли потом ваши рекомендации женщины, которых вы консультировали? Или же они все равно возвращаются к своему привычному образу?

— Я поддерживаю общение со многими клиентками. Они соблюдают все мои рекомендации, что очень приятно. Те, у кого уже есть базовый гардероб — основные вещи, которые должны быть у каждой женщины, которые могут сочетаться между собой, нередко проявляют творчество, пытаются его дополнить, разнообразить, ищут какие-то модные детали. Есть, конечно, и те, кто действует строго по инструкции. На работу с клиентами у нас уходят не часы и даже не дни, а недели и месяцы. Человек, меняясь не резко, а постепенно, видит реакцию своих близких и убеждается в том, что перемены для него действительно к лучшему. В магазин он приходит уже готовым подобрать «революционный» для себя наряд. Оказав полный цикл услуг, мы с клиентом не прощаемся, а продолжаем сотрудничать, совершаем новые шопинг-туры, консультируем.

— Сколько нужно времени на то, чтобы женщина со среднем уровнем достатка выстроила себе правильный стильный гардероб?
— В каком-то иностранном журнале я прочитала, что на это нужно как минимум два года, но в Омске с нашим уровнем заработной платы, понадобится гораздо больше времени, учитывая необходимость покупать верхнюю теплую одежду, обувь. Беда многих женщин еще в том, что у них нет базового гардероба, то есть большинство вещей, которые имеются у них в шкафу, абсолютно не сочетаются между собой ни по цвету, ни по стилю. А это прямиком ведет к главной извечной проблеме многих женщин — вещей куча, но надеть нечего. Деньги тратятся, а элегантности и стиля не прибавляется. Так что это еще большой вопрос, от чего сильнее пострадает ваш бюджет — от постоянных бездумных покупок или же от одного похода на шопинг со стилистом, где каждая вещь, которую вы купите, гарантированно будет вам к лицу, будет носиться вами с радостью, а не висеть одиноко в шкафу, будет легко сочетаться с другой вашей одеждой и аксессуарами.

— Сколько вы берете за свои услуги?
— У меня были очень разные бюджеты походов на шопинг — от 2 000 до 40 тысяч рублей — это суммы, которые клиенты планировали потратить на обновки. А сопровождение стилиста стоит у нас 1000 рублей в час. Есть в Омске и такие стилисты, которые работают за 200 рублей в час, но я считаю, что так нельзя поступать — это уже демпинг. Ходить по магазинамс клиентом, помогать ему одеваться в примерочной, аргументировать ему свою позицию, искать вещи хорошего качества и при этом стараться уложиться в бюджет, держать в голове все, что вы примерили и увидели, пытаться собрать из всего этого удачные образы, учитывать при этом пожелания клиента и т. п. — это довольно тяжелая работа, как физически, так и психологически, и оплачиваться она должна соответствующе. Сам по себе шопинг может быть приятным процессом, если грамотно к нему подойти. Мы не спонтанно ходим по магазинам. Я заранее продумываю наш маршрут, рассчитываю время на отдых и обед, чтобы шопинг стал для клиента и для меня не просто полезным, но еще и увлекательным, приятным приключением.

— Были ли такие клиентки, которые остались недовольны вашей работой? Я имею в виду те случаи, когда предложенные вами идеи настолько могли расходиться с уже сложившимся представлением женщины о себе самой, что она не готова была их принять.
— У меня было всего два таких случая. В одном из них я съездила с женщиной на шопинг, а потом мы отправились к парикмахеру. Клиентка достала фотографию своей подруги и попросила сделать себе точно такую же прическу, однако сразу было видно, что ее типу лица такая стрижка не подойдет. Я начала убеждать ее, что гораздо красивее и эффектнее она будет смотреться с совершенно другой прической. Она вроде бы согласилась. Но потом, когда прическа уже была готова, клиентка, увидев себя в зеркале, неожиданно начала рыдать. У меня такое было впервые, я начала ее успокаивать, отвезла ее домой. Я очень переживала. На следующий день, когда позвонила ей, чтобы узнать, как у нее дела, она мне радостным голосом сообщила, что никогда в жизни не получала столько много комплиментов от окружающих. Все началось с водителя, который каждое утро отвозит ее и сотрудников их фирмы до места работы — обычно всегда молчаливый молодой человек неожиданно сделал ей комплимент и потом еще всю дорогу посматривал на нее в зеркало. В итоге она поверила в себя и с радостью приняла свой новый образ.

— А второй случай?
— Во втором случае женщина упорно отказывалась примерять те вещи, которые я ей предлагала, когда мы с ней вместе отправились на шопинг. В конце концов я сказала ей, чтобы она сама прошлась по магазину и принесла мне все вещи, которые ей понравятся. Я наблюдала за тем, как она делает выбор. Первым делом руки клиентки конечно же потянулись к черному цвету. Это вообще беда какая-то для нашего города — магазины просто завалены черными вещами, а чтобы найти цветные, да еще и разных оттенков, нужно приложить немало усилий. Мне непонятно, почему многие так любят черный цвет, ведь носить его могут только люди, внешность которых относится к цветотипу «зима» — черные волосы, очень светлая кожа, так называемый тип «белоснежка». Всем остальным этот цвет категорически противопоказан, потому что он очень сильно добавляет возвраст, он тяжелый, придает коже землистый оттенок. Выигрышный цвет одежды обычно, наоборот, делает кожу лица ровной, свежей, светящейся, а черты лица четкими. Когда мы определяем своим клиентам цветотип внешности — прикладываем к лицу платочки разных цветов и оттенков и наблюдаем, как кожа реагирует на них, сразу становится понятно, какие цвета идут человеку, а какие нет и почему все именно так. Например, один и тот же цвет, но разного оттенка — теплого или холодного, может придать коже совершенно разный эффект — сделать черты лица размытыми или же, наоборот, четкими, акцентировать красные точки и пятнышки на лице или же, наоборот, сделать кожу ровной и светящейся. Вернемся к моему рассказу. Когда клиентка принесла кучу темных вещей, я помогла ей это все примерить и сфотографировала ее в каждой обновке, а потом предложила ей надеть для сравнения те вещи, которые я ей выбрала и в них я ее тоже сфотографировала. Затем мы просто сравнили снимки. Когда женщина сама увидела разницу, то начала мне больше доверять. Я всегда говорю клиентам — пробуйте, экспериментируйте, делайте ошибки, иначе не научитесь.

— Как вы сотрудничаете с магазинами? Вам отдают процент с продаж за то, чтобы вы одевали своих клиентов именно у них?
— Так обычно работают московские шоперы. Но я считаю такое сотрудничество не очень честным. У меня нет каких-то предпочтений среди магазинов. Все мои клиенты разные и по возрасту, и по фигуре, и по платежеспособности. При выборе магазина я ориентируюсь исключительно на потребности своего клиента. Например, весной меня приглашал провести семинар-практикум для своих покупателей магазин BAON. В течение трех часов я показывала покупателям и объясняла, как нужно выбирать одежду, с чем ее сочетать и т. п. Такой вариант сотрудничества с магазинами для меня более приемлем.

— Какие у вас планы на будущее?
— Планов много. Например, хочу усовершенствовать короткий курс «Твой персональный стиль», который сейчас провожу время от времени, и сделать из него подробный, полный курс, направленный на воспитание чувства стиля у женщин. Именно этого сейчас нам так не хватает в условиях массовости рынка — стиля, элегантности, вкуса. Большинство сегодня живет на автомате — накинула, что под руку попалось, и побежала дальше. О красоте и элегантности мало кто задумывается, на первом месте — практичность. Хотя на самом деле одежда может быть одновременно и удобная, и элегантная. Перед человеком, который одет стильно и со вкусом, открываются все двери. Ты начинаешь менять свой внешний образ, и вместе с ним расцветает красками твой внутренний мир, меняется вся твоя жизнь. В этом и заключается работа стилиста — помочь клиенту увидеть его многочисленные разные грани, которые он раньше не замечал в себе, расширить его кругозор, сознание в этом плане. Задача стилиста — вывести клиента из пассивного состояния, привычного болотца, в котором он находился долгое время, побудить его к экспериментам и в конечном итоге сделать его счастливым.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/08/30/488720