О монопольном положении АРВД, о том, почему омские выставки не интересны приезжим участникам, корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ рассказал генеральный директор ОАО «Международный выставочный центр „Интерсиб“ Иван МАСЛЮК.
— Генеральный директор АРВД Елена ЧЕНТЫРЕВА отправлена в отставку, и там появился новый руководитель. В связи с этим вопрос из истории. 15 лет МВЦ „Интерсиб“ проводил все ведущие выставки Омска, соучредителями компании были и областная, и городская администрации. Но вдруг неожиданно в 2008 году появилась новая областная структура и вас отодвинули в сторону. Почему?
— Идея создания областной выставочной компании оформилась у губернатора, видимо, в 2007 году. Тогда было принято решение о создании выставочной компании в виде автономного учреждения. Что это давало? Возможность уйти от торгов и конкурсов. Заказчик-хозяин мог в любое время дать деньги под любую задачу. А главной цельюявлялся рекламный показ достижений народного хозяйства Омской области в лучшем виде.
— Вы такие задачи не решали?
— Мы эти задачи, может, и решали, но не так, как это виделось руководству области. Меня, кстати, привлекали как эксперта на этапе формирования идеи АРВД. Я сразу говорил, что создавать выставочную структуру с операторскими функциями нецелесообразно. Если вкладывать деньги, так скорее в аналитическо-маркетинговые структуры. Злые языки, правда, говорят, что выставочную деятельность там организовали для «пиления» денег. Не знаю, не проверял. Но бюджетное финансирование увеличилось в разы. Мы как оператор в свое время выигрывали конкурсы по организации областных выездных мероприятиях. В Китай или Казахстан, например. Но стоило это бюджету намного меньше.
— Однако вы чем-то не устроили областную власть?
— Вопрос еще в том, кто именно их не устроил — я или наша организация. Вполне вероятно, что были причины личного характера. По сути дела произошла монополизация рынка этого вида услуг. Нас отсекли и все. Еще в 2007 году я входил в состав областного координационного Совета по выставочной деятельности, а в 2008 году когда появилось АРВД меня уже исключили как ненужный элемент в механизме. Было ли агентство эффективно, насколько вложенные деньги давали результат? Если взять зарубежный опыт, то у них там, где власть участвует в организации выставочного процесса, то прежде всего заботится о привлечении инвестиций иногородних участников на территорию. А у нас выставки стали проводить с иной целью — рекламной, показать определенному кругу лиц, что в области все хорошо. Кому-то из известных лиц даже платили гонорары, чтобы они сюда приехали.
— Вы, как специалист, можете сказать: АРВД выполнило свои задачи?
— Те задачи, которые ставило перед ним областное правительство, думаю, да. Я имею в виду задачи по поддержанию имиджа Омской области. Однако если взять выставочную деятельность, то обнаруживается, что практически ни одной по- настоящему коммерческой выставки они сами не проводили. «Православную выставку» проводит заезжий оператор«Уральские выставки», АРВД лишь предоставляет площадку. «Товары из Индии» тоже устраивает другая организация, АРВД лишь получает плату за сдачу помещения и оборудования в аренду. Что интересно, у них сейчас даже ценников стабильных нет – кто сколько даст. Поэтому у них и демпинг по ценам. Региональная выставка «Омская культура» полностью на плечах министерства культуры. За выставку кошек АРВД опять получает только арендную плату. Вот разве что «Стройиндустрия Сибири», но после этой выставки часть участников перешла через три недели на нашу выставку, потому что эффективности там не оказалось. Что касается организации, то по привлечению пашут в основном профильные министерства. Так было и с форумом предпринимателей (минэкономики), и с информационным конгрессом (минпром).
— По логике, ведь для чего должны проводиться выставки? Для того чтобы привлечь деньги сюда, а не показать Омскую область снаружи или даже самой себе?
— А вы не бывали там на выставках? Количество посетителей резко уменьшалась сразу после того, как уходил губернатор. Я всегда удивлялся, когда читал их отчеты. Где там десятки тысяч посетителей? Эти цифры возникли потому, что для выполнения областного задания требуется не меньше десяти тысяч посетителей. Во всем мире посетителей реально считают двумя способами: по розданным пригласительным билетам, зарегистрированным на входе. Здесь же у входа/выхода сидит девочка и ставит крестики. Я могу 15 раз зайти-выйти, и будет обозначено 15 человек. Самое парадоксальное состоит в том, как получало финансирование АРВД. Им давались деньги из бюджета на организацию, из которых выплачивалась зарплата, так еще вдобавок к этому они брали деньги с участников. То есть выставка практически полностью обеспечивалась за счет бюджета, так еще и имелся навар.
— В каком смысле?
— В прямом. До текущего года в соответствии с положением об автономных учреждениях организация полностью содержалась за счет бюджета, а также имела право зарабатывать на собственные нужды. Получаемые сверх задания учредителя коммерческие доходы оставлялись в распоряжении коллектива и расходовались по усмотрению руководства агентства.
— У вас недавно была встреча с министром экономики Омской области. Насколько я понимаю, как раз по поводу выставочной деятельности?
— Когда я попросился на прием, темой разговора обозначил эффективность выставочной деятельности в плане формирования имиджа, развития бизнеса и так далее. Предложения были сформулированы кратко. Загрузка Экспоцентра не превышает 25-30 процентов в год, загрузка Конгресс холла – 10-15 процентов. Это очень мало. Предлагаю привлечь к возможности использования этих площадей и других операторов. Сделать эту площадку равнодоступной. Для этого, в частности, расширить состав координационного совета по выставочной деятельности. Спланировать график выставок на год и даже более, обеспечить долговременные договорные отношения с операторами. Но сегодня совмещение функций АРВД как оператора выставок и как владельца этих помещений ставят других участников рынка в неравное положение.
— АРВД является владельцем этих помещений?
— Насколько я знаю, они имеют право оперативного управления. Могут пустить нас, а могут и нет. Мы говорим об установлении равной доступности к этим площадям. Да и ценник должен быть подъемный. Кроме того, необходимо создать равные условия для освоения рыночными операторами конкурсных задач. Например, области необходимо провести выставку. Объявите объективный конкурс среди операторов.
— Тем более, сейчас АРВД не автономное учреждение, а акционерное общество…
— Интересно, что за июнь АРВД заключило 105 договоров на сумму 9 с лишним миллионов рублей всего с единственными исполнителями. Хотя федеральный закон обязывает все акционерные общества с участием государства на 50 процентов и более проводить торги. Но там есть лукавая строчка, которую законодатель, видимо, специально сделал: «Могут быть использованы, кроме конкурсов и торгов, и иные способы».
— Это бумага, канцелярия?
— Все что угодно: флаги, аутсорсинговые услуги и так далее. Этим занимаются фирмы, вполне вероятно, что аффилированные. За июнь 48 договоров – на миллион триста почти. Проверки здесь нет никакой, все скрыто. Например, смотрите – доставка грузов на выставку в Харбине. У нас есть транспортно-экспедиционные компании, объявите конкурс, обнародуйте результаты – вот вам состязательность. Далее. Я считаю, что не брендолапа формирует имидж Омской области, а содержательные мероприятия и инфраструктура. Осенью прошлого года Владимир ПУТИН дал поручение Минпромторгу, Минэкономразвитию и Минрегиону представить в правительство России предложения по формированию в субъектах Федерации выставочно-ярмарочной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства. Предложения представили 50 регионов, но Омской области среди них не оказалось. Еще одна проблема, о которой я в свое время и Валерию КОКОРИНУ говорил в процессе строительства, но он, к сожалению, не прислушался. Тот комплекс, в котором проводятся выставки, попросту нефункционален. Ну не будет в Омске выставок площадью 8 тысяч или 5 тысяч квадратных метров ежемесячно. Нужно функциональное деление площадки. Нужно вкладывать еще какие-то деньги, чтобы можно было одновременно проводить несколько мероприятий. И с утра до ночи. У меня даже есть расчет устройства там концертной площадки. Небольшие деньги, сопоставимые с годовым содержанием всего агентства. Для Омска оптимальная площадь для проведения выставочного мероприятия две — максимум три тысячи метров. Представьте выставку кошек, которая занимает всего 200 метров из всей этой огромной площади, а люди работают, свет горит, и все из бюджета. Надо добирать деньги за счет валовки и сделать эту организацию хозрасчетной.
— На прошлой неделе в связи с продажей акций СТВ-3 стали вспоминать судьбу акций «Интерсиба». Три года назад их оценивали в сумму 1,1 миллиона рублей, но в итоге они были проданы всего за 50 тысяч рублей. Как так получилось?
— Дело в том, что за два года до включения «Интерсиба» в план приватизации я ставил вопрос перед минимуществом о продаже этих акций. Тогда был подъем, можно было найти инвестора и продать областную долю за приличные деньги. Но когда создали АРВД – организацию-конкурента, эти акции оказались никому не нужны. Городские акции тоже продали. Тогда и городские департаменты, которые с нами работали, не понимали, нужно ли им это вообще. В выставках не видели смысла. В итоге этот рынок у нас начал затухать. Многие же приходили на выставки, чтобы получить какой-то импульс продвижения, развития. Предприятия приходили на те же выставки АРВД, а там покупателей нет — мухи летают, и они начинают думать, что выставки — это не то, что пишут маркетологи, это не инструмент по продвижению товаров и зачем они вообще такие нужны. По сути дела, власти принизили роль этого инструмента и не отреагировали адекватно на вызов времени, связанный с кризисными явлениями. Я помню, при поддержке Валерия РОЩУПКИНА, когда он был мэром Омска и президентом АСДГ, мы проводили Всероссийский строительный форум, на который из разных городов приезжали, звонили, чтобы посетить выставку, поучаствовать в мероприятиях, а сейчас иногородние посетители для Омска — это недостижимая мечта, особенно на выставках АРВД.