Александр ТУРКО, заместитель мэра города Омска: «Если исполнить решения судов по капремонтам, ни на что другое в городском бюджете средств уже не останется»

Дата публикации: 29 ноября 2012

С 16 июля за все городскую коммунальную отрасль отвечает заместитель омского мэра Александр ТУРКО, несколько лет назад возглавлявший управление реформирования жилищно-коммунального комплекса в областном минстрое. Секреты новой идеологии, которую пытается привнести в городское ЖКХ команда мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, пытался выведать обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

— Александр Анатольевич, насколько глубоко вы уже погрузились в проблемы городского ЖКХ?

— Насколько это возможно, с учетом того, что я приступил к выполнению своих обязанностей месяц назад. Проблем, конечно, много. Это и котельные в военных городках, где в ручном режиме приходится разводить ситуацию, и долги ТГК-11 перед МУП «Тепловая компания», и капитальные ремонты жилья в условиях, когда еще непонятны перспективы федеральной программы капремонтов. Есть большие проблемы и в лифтовом хозяйстве. На сегодняшний день замены требуют порядка двух тысяч лифтов.

— В принципе вы продолжаете заниматься тем же самым, что и раньше, – ЖКХ. Только изменился масштаб.

— Масштаб изменился, возможностей стало больше. Теперь появился реальный инструментарий для принятия решений. В минстрое, генерировались лишь рекомендации для муниципалитетов, которые где-то падали на благоприятную почву, а иногда не находили понимания у руководителей коммунального комплекса и управляющих компаний.

— Вы курируете только департамент городского хозяйства и административно-техническую инспекцию. Почему такое узкое направление?

— В первую очередь потому, что в сфере ЖКХ, как считает мэр, сосредоточено очень большое количество задач, и мне поручено сфокусироваться именно на них. Важно не только осмыслить эти задачи, но и запустить технологии их решения.

— И все же логичней было бы передать вам контроль над департаментом дорожной деятельности и благоустройства. Сфера благоустройства всегда примыкает к ЖКХ…

— В настоящий момент по поручению мэра я возглавил рабочую группу по вопросам благоустройства, так что буду координировать в том числе и работу окружных управлений благоустройства и департамента дорожной деятельности, который сегодня трансформирован в департамент строительства, дорожной деятельности и благоустройства.

— Ваша рабочая группа уже собирается?

— В данный момент формируется. Прежде чем создавать что-то новое, нужно для начала понять, как работает система, и вычленить в этой системе точки сбоя. Проще говоря, поставить диагноз. Если не знать, чем система больна, то не найдешь и способа ее вылечить. Можно, конечно, сказать: дайте много денег на благоустройство и мы решим все проблемы. Но возможности городского бюджета, как мы все знаем, ограничены. Нужно искать иные варианты. К тому же неправильно, на мой взгляд, все решать за счет городского бюджета. Есть разные зоны ответственности. Определенную ответственность должны нести и собственники жилья в многоквартирных домах, и юридические лица. Если, к примеру, население или торговое предприятие производит мусор, то они должны нести затраты и на утилизацию этого мусора.

— Чистота обычно поддерживается высокими штрафами, которые должна накладывать административно-техническая инспекция…

— Да, инспекция должна накладывать определенные санкции на нарушителей. К сожалению, при существующих правилах благоустройства у инспекции не всегда хватает полномочий. Если с юридическими лицами все более или менее понятно, то наказать физическое лицо проблематично. В частном секторе проблематично даже найти нарушителя. Для справки: на сегодняшний день у нас один инспектор на 50 тысяч жителей. В Москве – один инспектор на 10 тысяч жителей. И если нарушителя даже удается найти, то очень трудно выписать ему протокол об административном нарушении. У работников инспекции нет полномочий, чтобы запрашивать у граждан персональные данные. Поэтому мы рассматриваем сейчас варианты, как выстроить взаимодействие с правоохранительными органами, у которых все необходимые полномочия есть.

— А вы сами как оцениваете эффективность работы инспекции?

— Для того чтобы оценить эффективность, можно просто проехать по городу. Но не по гостевому маршруту, естественно, а по окраинам.

— На мой субъективный взгляд, на окраинах грязновато.

— Скажем так, есть над чем работать. В администрацию города стекается поток жалоб. Но это проблема, хочу подчеркнуть, в равной степени как административно-технической инспекции, так и управляющих компаний. Если вы, например, подошли к контейнеру с мусором, а тот переполнен, куда вы денете свой пакет с мусором? Назад домой не понесете – это точно.

— А что по суммам штрафов? Нет планов по их увеличению, чтобы наказание было более весомым?

— Прежде чем увеличить суммы штрафных санкций, нужно все-таки запустить механизм взаимодействия инспекции и административных комиссий, которые выносят окончательное решение о факте нарушения.

— Как-то не совсем понятна сегодняшняя ситуация с капремонтами. Сколько домов необходимо отремонтировать мэрии по судебным решениям?

— На сегодняшний день, если считать только вступившие в силу решения судов, это порядка 360 домов. По некоторым домам процессы еще продолжаются.

— Много…

— Цена вопроса – уже миллиарды рублей. Если исполнять эти решения, то ни на что другое в бюджете уже средств не останется. Есть ведь еще дома, где необходимо делать капитальный ремонт без судебных решений. Для выполнения всей программы капитальных ремонтов необходимо, по самым скромным подсчетам, свыше 30 млрд рублей.

— И что будете делать?

— Искать варианты. К сожалению, у нас произошел перевертыш в общественном сознании. Люди идут сегодня в суд и говорят, что их домам необходим капитальный ремонт за счет бюджета, хотя прошло уже 20 лет с тех пор, как жилье перестало быть государственным. И дома, и все домовое оборудование, включая лифтовое хозяйство, является общей собственностью жильцов. В соответствии с законом собственники тоже должны нести определенное бремя ответственности за свое имущество. В частности, финансовое. Сейчас наша задача — разработать такой механизм, который позволит финансовые затраты собственников сделать посильными.

— Непопулярным делом вы занимаетесь. Что бы вы ни придумали, люди скажут: а почему мы должны платить, если соседнему дому сделали ремонт два года назад за государственный счет?

— Давайте не будем торопиться с выводами. Сложилась практика, когда многие хотят получить что-то за счет бюджета или за счет соседа. Каждый знает примеры, когда собственники пытаются сделать что-то сообща, поменять тот же канализационный лежак, но при этом одни сдают деньги, а другие всеми силами стараются этого избежать. Но за счет городского бюджета, который может выделить на капремонты максимум 300-400 млн рублей в год, всех проблем не решить. Мало того, если рассчитывать на бюджет, мы загоним эти проблемы вглубь. И получим ситуацию, когда дома начнут рушиться. Сегодня собственники ограничивают управляющие компании в финансировании текущих ремонтов, а недоремонты ускоряют износ домов. Рано или поздно они станут аварийными, и для решения проблем потребуются уже другие деньги. Чтобы расселить всего одну аварийную пятиэтажку, нужно 500-600 млн рублей. Где в бюджете найти такие средства? Хотелось бы, конечно, пойти по московскому сценарию и снести хотя бы дома 335-й серии, которые стали ветхими, а жильцов расселить в новые дома, но этот вариант для Омска нереален с учетом наполняемости бюджета.

— Где заканчиваются границы ваших полномочий и начинаются полномочия директора департамента городского хозяйства. Ваш функционал не пересекается?

— А функции мэра и заместителей пересекаются? Безусловно. Поэтому я отвечу так: в моей зоне ответственности скорее стратегические задачи, а руководитель департамента обеспечивает уже их реализацию.

— Мэр недавно озвучил информацию о создании рабочей группы, которая будет заниматься ресурсообеспечивающими организациям – МПЭП «Омскэлектро», ОАО «ОмскВодоканал» и МП «Тепловая компания». Началась ли работа? Кто возглавил эту рабочую группу?

— Возглавил эту рабочую группу я. Работа началась, на сегодняшний день проведено первое заседание. В рабочую группу вошли представители департамента городского хозяйства, департамента экономики, имущественных отношений, правового обеспечения, привлечено и министерство государственно-правового развития Омской области. Перед нами стоит задача по оценке деятельности этих организаций и эффективности использования муниципального имущества.

— И какое у вас мнение по поводу передачи ОмскВодоканалу муниципальных сетей? Акционеры компании – кипрские офшоры. Инвестиционные обязательства, которые брал на себя ОмскВодоканал, так и не выполнены…

— Хотелось бы, чтобы мнение сформулировала рабочая группа, а не я лично. Не будем забегать вперед. В таких делах нужно придерживаться взвешенной позиции. Не будем устраивать охоту на ведьм. Проще всего сказать, что все виноваты. А что потом?

— Вы хотите сказать, что дело рабочей группы – дать рекомендации, а принимать решение будет горсовет?

— Именно так. Принимать решение будут мэр и Омский городской совет, посоветовавшись с общественностью.

— Сколько времени понадобится рабочей группе, чтобы прийти к каким-то выводам относительно ОмскВодоканала?

— Я думаю, все станет понятно в ближайшие два-три месяца.

— А есть вообще возможность расторгнуть долгосрочный договор города с ОмскВодоканалом?

— Не бывает нерасторжимых договоров. По определению. В любом договоре предусматриваются разные варианты. Другой вопрос, есть ли целесообразность в расторжении. Может, лучшим вариантом будет не расторгнуть действующий договор с ОмскВодоканалом, а предложить комплекс условий, который не позволит частной ресурсоснабжающей организации направлять прибыль на цели, которые находятся за пределами интересов муниципального образования. Повторюсь, нам нужно время, чтобы разобраться в ситуации.

— Тема ОмскВодоканала действительно может еще два-три месяца подождать, я согласен. Но с Омскэлектро, на мой взгляд, требуется быстрое решение, учитывая приближение зимы.

— Подготовка сетевого комплекса к зиме ведется, об этом можно не беспокоиться, технические специалисты как работали, так и работают. Конечно, выполнение комплекса мероприятий по подготовке муниципальных сетей к работе в зимних условиях приводит к увеличению долговой нагрузки на Омскэлектро, но все технические мероприятия – это объективная необходимость. И насчет быстрого решения не могу с вами согласиться. Необходимо время, чтобы оценить все риски. Надеюсь, мы найдем ответ на вопрос, что делать с Омскэлектро, в ближайшие месяц-полтора. Поверьте, мне этот ответ не менее интересен, чем вам.

— Мэрия пытается спасти Омскэлектро более полутора лет. И все это время идут непрерывные споры в горсовете, меняются руководители предприятия. Один бывший директор Омскэлектро говорил, что нужно срочно продавать часть имущества, а потом сбежал после серии скандалов. Пришел другой, за три месяца подписал мировое соглашение с Омскэнергосбытом на 500 млн рублей и тоже сбежал. А третий теперь говорит, что проблема в неправильных тарифах. И все ссылались на финансовые показатели предприятия. Как после этого верить муниципальным чиновникам? О многих проблемах Омскэлектро, о которых говорят сегодня, говорили и десять лет назад. Сколько это может тянуться?

— Дальше тянуться уже не может, я с вами согласен. Предприятие находится в патовой ситуации. По аналогии с жилыми домами, о которых мы с вами говорили, рано или поздно приходит час «Х», когда кто-то должен взять ответственность на себя. Каким образом мы пришли к такой ситуации – отдельный вопрос. Вполне возможно, что имели место и какие-то объективные причины, был и комплекс управленческих ошибок. Но в данный момент интересуют не предыдущие управленческие решения, а дальнейшая судьба Омскэлектро.

— Назовите хотя бы один вариант выхода из патовой ситуации...

— Не буду. Пока могу только сказать, что все варианты будут реалистичными. Все прекрасно понимают, что город не сможет завтра занять денег, вернуть пресловутые 900 млн долга Омскэнерго и найти суперэффективного менеджера.

— А с долгами ТГК-11 перед МП «Тепловая компания» удалось разобраться? О какой сумме там идет речь?

— О сумме в 350 млн рублей. Это серьезная проблема, но ее нам удалось сдвинуть с мертвой точки. Между ТГК-11 и «Тепловой компанией» уже достигнута договоренность, разработан график погашения задолженности, я надеюсь, что за два-три месяца нам удастся восстановить платежную дисциплину.

— Почему ушел руководитель «Тепловой компании» Виталий ЖИДКО, который отработал всего полгода? Не справился?

— Скажем так, в администрацию города пришла другая команда, у которой свое видение по поводу деятельности «Тепловой компании». На наш взгляд, этому предприятию нужен сейчас антикризисный менеджер.

— Директор Омскэлектро Манвел МАЖОНЦ, получается, соответствует ожиданиям новой команды?

— Полагаю, да.

— Несмотря на то, что МАЖОНЦА пригласила в Омск Татьяна ВИЖЕВИТОВА, которой не нашлось место в команде мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО?

— Она его и пригласила именно как антикризисного управляющего. Мы ведь исходим не из личности. В старой команде тоже были люди, которые работали эффективно.

— И последний вопрос: вы не планируете привлекать в качестве эксперта Владимира ПОТАПОВА, бывшего директора департамента городского хозяйства и бывшего вице-мэра. Его богатый опыт, как мне кажется, мог бы пригодиться.

— Повторюсь, прошел всего месяц с момента моего назначения. Когда будут сгенерированы какие-то идеи, то будет и повод посоветоваться. Почему? Да потому, что нам идеи могут казаться весьма привлекательными, а на деле попытки такие уже были. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Так вот, чтобы эти овраги не выпустить из внимания, мы планируем привлекать экспертов, в числе которых будет, я надеюсь, и уважаемый мной Владимир ПОТАПОВ.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/08/33/392639