Михаил БЕРМАН, генеральный директор ОАО «Омский аэропорт»: «Есть такое понятие, как приаэродромная территория, а в нашем случае это практически весь Омск»

Дата публикации: 22 августа 2012

Решение, принятое губернатором Омской области Виктором НАЗАРОВЫМ, о временной приостановке проекта по достройке международного аэропорта Омск-Федоровка, которое было озвучено после посещения Омска премьером Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, подстегнуло интерес к аэропорту Омск-Центральный. О нуждах и перспективах действующего аэропорта, который еще послужит омичам довольно долго, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с директором ОАО «Омский аэропорт» Михаилом БЕРМАНОМ.

— Михаил Львович, не знаю, ожидали вы или нет, что Омск-Федоровка притормозится...

— Ситуация с Омск-Федоровкой — она, скажем так, неоднозначная. Если смотреть с точки зрения аэропортовой деятельности, то возможности аэропорта Омск-Центральный еще далеко не исчерпаны он может работать еще достаточно долго…

— А как же безопасность, о которой много говорили в свое время, обосновывая необходимость закрытия аэропорта Омск-Центральный?

— Омск-Центральный соответствует абсолютно всем требованиям по безопасности. Я понимаю, что в обществе есть определенные негативные настроения, связанные с полетами воздушных судов над городом, тем более сейчас, когда их интенсивность увеличивается. Но хочу сказать что, во-первых, взлет и посадка над городом не являются нарушением, а во-вторых, и этих полетов можно избежать в 98% случаев, удлинив на 400 метров взлетно-посадочную полосу. Другой вопрос, что аэропорт действительно сдерживает развитие Омска. Но это уже вопросы городского развития и региональной политики.

— Для многих вовсе не очевидны плюсы проекта Омск-Федоровки, кроме того, что новый аэропорт по определению лучше старого. Мне тоже не очень понятны причины, из-за которых вынос аэропорта за черту города необходим. Чем же Омск-Центральный, как вы говорите, сдерживает развитие города?

— Из-за аэропорта не осваивается, по сути, огромная территория в 650 гектаров, которая находится почти в центре Омска. К тому же аэропорт накладывает определенные ограничения на высотное строительство. И не только на Левобережье. Есть такое понятие, как приаэродромная территория, определяется она как окружность радиусом 30 километров от контрольной точки аэродрома, а в нашем случае это практически весь город. В соответствии с законодательством, любое проектирование и строительство в приаэродромной территории должно проходить согласование с нами.

— И какие ограничения существуют в Омске по высоте зданий?

— Все зависит от расположения объектов и их удаленности от аэропорта. Условно скажем, что чем ближе объект к аэропорту, тем сильнее ограничения. В радиусе четырех километров высота любых строений не должна превышать 50 метров. Многие, насколько я знаю, хотели бы построить выше. Приходится корректировать. Безопасность превыше всего.

— То есть цена снятия таких ограничений в развитии города – это вынос аэропорта?

— Именно так. Варианта всего два. Первый — мы считаем, что необходимо снять все ограничения и освоить территорию действующего аэропорта. В этом случае вначале мы должны иметь немалые средства для строительства нового аэропорта, которых насколько я знаю, нет. Второй – мы считаем, что на сегодняшний день есть вещи более насущные и можно потерпеть с освоением территории аэропорта Омск-Центральный и снятием ограничений по высотности зданий. В этом случае проект строительства нового аэропорта можно отложить. Я не против, естественно, Омск-Федоровки. Новый аэропорт – это всегда серьезный толчок для развития и города и региона. Но в первую очередь, я за взвешенные решения и, соответственно, за второй вариант.
— А можно ли построить новый аэропорт к 2016 году хотя бы теоретически? Или это вообще нереально?

— Я бы сказал, что вероятность очень невысока. Вопрос еще недостаточно проработан. По-сути, на Омск-Федоровку нет никакой проектной документации, есть только бизнес-план, который тоже нуждается в доработке. На мой взгляд, при подготовке этого бизнес-плана принимались в расчет заниженные объемы пассажиропотока – порядка 1,2 млн к 2025 году. Соответственно, предусматривалась и скромная инфраструктура. Я бы сказал, бюджетная. Понятно, что задача перед разработчиками бизнес-плана ставилась именно такая – сэкономить. Но надо понимать, что вынос аэропорта из города – это ведь не самоцель. И если мы решимся на такой серьезный проект, то должны построить аэропорт с учетом перспектив развития. И предусматривать соответствующую инфраструктуру. А то получается что все должны уработаться, потратить время и деньги и в итоге получить аэропорт с возможностями меньше чем у Центрального. А ведь есть еще вопросы обеспечения транспортной доступности, необходимости социальной инфраструктуры. Если принять все это во внимание, то нужны уже совершенно другие деньги. Которых, как я уже говорил, по всей видимости, нет.

— Количество авиапассажиров, насколько я помню, растет у вас высокими темпами…

— В 2009 годы аэропорт Омск-Центральный обслужил порядка 500 тысяч человек. В 2010 году – 614 тысяч. В 2011 году – 733 тысячи. В этом году перешагнем через планку в 800 тысяч пассажиров. Дальше, я думаю, прирост будет идти не такими высокими темпами, но он все равно будет. Авиационная отрасль развивается во всей России, и мы тоже не стоим в стороне.

— На сколько лет Омску хватит аэропорта Омск-Центральный? Лет на десять?

— Лет на десять-пятнадцать. Конечно, при условии определенной модернизации. Финансовые источники на ее проведение определены. Существует федеральная целевая программа по развитию транспортной системы России с 2010-го по 2015 год, где есть подпрограмма по развитию гражданской авиации, и в этой подпрограмме предусмотрено выделение федеральных средств и для аэропорта Омск-Центральный. Общий объем всех инвестиций из федерального, областного бюджетов и из внебюджетных источников предусмотрен до 2015 года в объеме 3,3 млрд рублей.

— Сколько из этой суммы приходится на федеральную часть?

— 1,8 млрд рублей. Региональная часть – 380 млн рублей. К сожалению, из федерального бюджета мы пока не получали ничего. И сегодняшняя наша главная задача, как я считаю, — привлечь именно федеральные ресурсы. Эти деньги позволят нам достойно встретить 300-летие Омска.

— В каком году можно реально рассчитывать на выделение федеральных миллиардов?

— Изначально предполагалось, что первые деньги поступят в Омск в 2013 году. После внесения изменений в федеральную программу нас сдвинули на 2015 год, что не может не волновать, поскольку все мы понимаем, что начать и закончить все запланированные работы в один год практически невозможно. До начала строительства необходимо еще подготовить проект, получить необходимые экспертные заключения, а на это требуется время. Понятно, что нас просто отодвинули. Почему отодвинули – тоже понятно, у государства есть более приоритетные объекты, чем аэропорт в Омске. Но и мы не просто ждем, а работаем, вкладываем в развитие собственные средства. В 2010-2011 годах мы инвестировали в развитие аэропортовой инфраструктуры более 200 млн рублей. И область выделила из бюджета порядка 220 млн рублей. Для того чтобы привлечь федеральные средства, недостаточно просто стоять с протянутой рукой. Нужно показывать свою работу.

— Что нужно модернизировать, чтобы Омск-Центральный удовлетворял возрастающие запросы авиапассажиров и авиаперевозчиков? Где эти узкие места?

— Необходима реконструкция ряда объектов аэродрома, это как раз федеральная собственность и, соответственно, федеральный бюджет. И самая большая здесь проблема не взлетно-посадочная полоса. Полоса пока в хорошем состоянии, хотя ее капитальный ремонт и выполнялся десять лет назад. Удлинение полосы – это задача важная, но не первоочередная. Вот состояние перрона действительно неудовлетворительное, в первую очередь его необходимо привести в порядок. Из-за состояния перронных покрытий у нас до сих пор производится принудительная буксировка воздушных судов с нижним расположением двигателей. В значительной степени удалось снять остроту проблемы после того, как за счет областных средств в прошлом году были построены новые места стоянок, и мы перестали буксировать воздушные суда московского направления и часть других рейсов. Но полностью вопрос не решен. Есть вопросы еще по ряду федеральных объектов, ограждению, например.

За счет средств областного бюджета и внебюджетных источников необходимо в первую очередь развивать аэровокзальный комплекс. Этому вопросу мы в последнее время уделяли довольно много внимания, в этом году завершаем полностью реконструкцию здания аэровокзала (терминал В) и привокзальной площади. Проведен капитальный ремонт международного сектора (терминал А). Теперь необходимо думать о строительстве еще одного терминала и дальнейшем ремонте производственных фондов, которые сильно изношены. Но все затраты на реконструкцию не превысят цифры заложенной в ФЦП. Это значительно дешевле строительства нового аэропорта.

— Кстати, после недавнего визита в Омск главы Росавиации в официальном пресс-релизе ведомства было сказано, что Александр НЕРАДЬКО ознакомился с инфраструктурой аэропорта Омск-Центральный и отметил необходимость реконструкции перрона. Это как-то поспособствует выделению федеральных денег?

— Нам важно, что мы показали главе Росавиации свою работу, и то, что мы не стоим, как я уже говорил, с протянутой рукой. В этом смысле он нас поддержал. Другое дело, что выделение средств зависит не только от Росавиации. Такие вопросы находятся в компетенции Правительства Российской Федерации.

— Председатель правительства тоже побывал недавно в Омске…

— По этому поводу ничего не могу сказать. Как говорится, без комментариев.

— Акционеры ОАО «Омский аэропорт» не возражают, что вся прибыль уходит на развитие. Они ведь не получают дивидендов?

— В 2009 году прибыли практически не было. По итогам 2010 и 2011 годов небольшие выплаты производились только по привилегированным акциям. Все наши акционеры относятся к программе модернизации с пониманием, за что им большое спасибо, конечно. Они видят, как предприятие тратит деньги, и мы, я надеюсь, их не разочаровываем.

— Рентабельность омского аэропорта ниже или выше, чем у других операторов аэропортовых услуг? Можно сравнить, например, ваше предприятие с новосибирским аэропортом?

— Я специально сравнениями не занимался, но думаю, что рентабельность аэропорта Толмачево сопоставима с рентабельностью аэропорта Омск-Центральный. У нас объемы услуг разные. В Толмачево объемы всегда были выше в 3,5-4 раза. Этот аэропорт позиционирует себя в качестве хаба, и в этом направлении пытается развиваться.

— Омскому аэропорту и смысла нет соревноваться с Толмачево?Насколько я знаю, многие омские туристы предпочитают улетать в Таиланд именно из этого аэропорта…

— Не только в Таиланд. И не только из Толмачево, еще из Кольцово, например. Бороться за пассажира конечно надо. В этом смысле задача аэропорта – создавать условия. Пассажирам обеспечивать максимальный комфорт, авиакомпаниям – качество и скорость обслуживания. Вот мы сократили время обслуживания воздушных судов на международных рейсах с 4,5 до 2 часов, и турецкая авиакомпания «Пегасус эйрлайнс» сразу открыла регулярный рейс из Омска на Стамбул, а «Сибирь» стала летать из Омска в Пекин.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/08/33/947691