Пунктуальные автобусы и миллионеры в трамваях

Дата публикации: 22 августа 2012

(Продолжение. Начало в № 24-32)

Автор — омич, когда-то начинавший светлый путь в журналистике внештатным корреспондентом «Коммерческих вестей», но легкомысленно свернувший на кривую дорожку пропаганды, которая сначала утащила его из Омска в Новосибирск, а затем и вовсе привела в эмиграцию.

У братьев Стругацких описывается инопланетная цивилизация, которая была настолько предусмотрительной, что не допускала у себя никакого личного транспорта – только общественный. Если бы эта раса существовала на самом деле и ее представители когда-нибудь посетили Землю, то, безусловно, самой комфортной страной для себя посчитали бы Германию.
Немцы боготворят свой общественный транспорт во всех проявлениях- от высокоскоростных поездов до речных трамвайчиков, и считают его лучшим в мире. Честно говоря, поначалу мне было очень сложно согласиться с этим утверждением. Первое время я находил долю немецкого пассажира крайне незавидной, а транспортную систему – абсолютно нелогичной, безумно сложной и довольно обременительной для кошелька.
Сегодня я по-прежнему готов подписаться под этими словами. Правда, с одной оговоркой – местный общественный транспорт станет самым простым, удобным и дешевым способом добраться куда-либо, если научиться думать, как немцы, и выучить всего лишь сотню-другую несложных правил.
С самолета на поезд
Знакомство иностранца с немецкой системой общественного транспорта почти всегда начинается с железной дороги. Даже если вы прилетели в страну на самолете, скорее всего самым удобным способом доехать из аэропорта в город будет поезд. Причем не специальный аэроэкспресс, а обычная электричка, купив билет на которую, можно не просто добраться до центра, как в Москве, а в любую точку города и окрестностей.
Кроме того, большинство крупных аэропортов интегрированы в железнодорожную сеть, то есть являются обычными станциями, на которых останавливаются любые проходящие поезда. Из зала прилета человек переходит на платформу вокзала, откуда благополучно отправляется дальше, куда ему вздумается. Это решение сильно упрощает жизнь пассажирам и позволяет избавиться от автомобильных пробок на подъездах к аэропортам. Остается только удивляться, почему до такой несложной мысли никак не могут дойти у нас.
Вагончик тронется…
О том, что все немецкие поезда – это. с нашей точки зрения, не более чем электрички, где все места только сидячие, я уже упоминал в одной из предыдущих заметок. Причем даже «Ласточка» Омск-Новосибирск больше похожа на поезд дальнего следования, чем какой-нибудь экспресс Берлин-Париж. Во-первых, в вагонах здесь нет проводников – только стюарды в первом классе высокоскоростных ICE (тех самых, которые у нас стали «Сапсанами»). Во-вторых, обычный билет на поезд продается без указания места. Его можно зарезервировать за небольшую дополнительную плату, но обычно это делают только в период летних отпусков и на Рождество. В остальное время переплачивать не имеет никакого смысла – зашел в вагон, нашел свободное кресло и едешь себе спокойно. А в региональных поездах места и вовсе нельзя резервировать.
В-третьих, никакого паспорта предъявлять при покупке не нужно. Большая часть билетов приобретается в автоматах на станциях или даже в вагонах. Можно и на вокзале в кассе, но это обойдется на несколько евро дороже. Наконец, можно оплатить поездку на сайте и распечатать электронную версию. Правда, в последнем случае билет будет именным, а значит, вам все же потребуется иметь с собой какой-нибудь документ, подтверждающий личность, или кредитную карточку.
Вне зависимости от того, как вы купите билет, лучше, если вы все-таки это сделаете. Хотя контроля на посадке в поезд нет, раем для зайцев немецкие железные дороги назвать трудно. Контролеры проходят по составу регулярно, и бегать от них – занятие неблагодарное. А с учетом того, что сумма штрафа начинается от 40 евро, лучше не жадничать. Кстати, штраф – это далеко не самое страшное, что может случиться с безбилетником. Злостные нарушители могут провести год за решеткой, а если поймают с поддельным проездным, то даже пять лет.
…перрон останется
Несколько слов следует сказать и о немецких вокзалах. Когда-то давно в Германии статус города определялся тем, какой у него вокзал. До сих пор маленькие станции украшают монументальные сооружения с вековой историей. Псевдоготика, неороманский стиль, модерн – каждый городок стремился выделиться среди соседей богатством декора.
Вот только времена эти давно в прошлом. Сегодня последнее, на что немцы потратят деньги при реконструкции вокзала, – это мрамор и люстры. Во многих маленьких городках здания старых вокзалов и вовсе стоят заброшенными. Железная дорога с радостью продает их по частям и целиком любому, кто предложит хотя бы какую-нибудь цену.
Вокзалы, однако же, не перестали быть визитной карточкой городов. Вот только приоритеты сменились. Новые станции – это минимум архитектурных изысков, зато максимум удобства. Теперь любой мало-мальски уважающий себя вокзал имеет навес на платформе, эскалатор и лифт для инвалидов. А уровень и статус станции определяется не тем, насколько дорого отделан кассовый зал, а тем, достаточно ли мест на подземной парковке, и тем, насколько вкусный кофе варят в привокзальных ресторанчиках.
В больших городах вокзалы превратились в крупные торговые центры. Обычно супермаркеты и бутики занимают почти всю их наземную часть. Многие вокзалы и вовсе закопались под землю – основная жизнь в них кипит под путями, в переходах на платформы. У такого решения, впрочем, тоже есть противники. Например, в Штутгарте «зеленые» несколько лет ведут борьбу против строительства нового вокзала, который должен быть полностью подземным. Противники проекта утверждают, что он слишком дорого обойдется налогоплательщикам, к тому же будет затронута часть одного из городских парков. Продолжить стройку удалось только после того, как большинство жителей проголосовало в ее поддержку на местном референдуме.
Из пункта А в пункт Б через В, Г, Д, Е…
С помощью общественного транспорта можно за день добраться из одной точки Германии в любую другую. Это действительно так – если на сайте dbahn.de ввести в форму расчета маршрута случайный городок, расположенный у границы с Данией, и какую-нибудь глухую баварскую деревушку, вам тут же будет предложено несколько способов совершить путешествие через всю страну с тем расчетом, чтобы, выехав утром, к вечеру вы были на месте. И не имеет абсолютно никакого значения, есть ли в выбранных поселениях связь с железной дорогой. В крайнем случае для вас составят вариант, включающий поездку на автобусе.
Но есть одно «но» — практически любое путешествие будет предполагать пересадки – от одной до дюжины. Хорошо, если между поездами полчаса, но бывает, что перескакивать из одного состава в другой приходится и за 3 минуты. При этом опоздание поезда в Германии – вещь довольно обыденная. Что характерно, самыми пунктуальными являются пригородные электрички S-Bahn и региональные поезда, на которых люди добираются на работу. А вот экспрессы могут иногда выйти из графика даже на несколько часов.
Для таких случаев есть несколько правил. Если по вине железной дороги вы пропустили пересадку, вам бесплатно предложат новый вариант маршрута. Кроме того, при опоздании на один час пассажирам возмещают четверть цены билета, а при задержке в пути более чем на 2 часа – половину. Ну а если случилось так, что застрянете на промежуточном вокзале после полуночи, когда поезда уже не ходят, то вам на выбор либо компенсируют 80 евро на такси, либо предоставят бесплатное место в гостинице.
Поездом по Германии – дорого или дешево?
Ценовую политику немецких железных дорог стоит описать подробнее. Человеку, который впервые покупает билеты в автомате на вокзале, суммы могут показаться очень неприятными. Поездка в соседний городок, до которого каких-нибудь десять километров, может стоить 4-5 евро в одну сторону. Билет на ближайший экспресс из Мюнхена в Берлин – 100-150 евро вторым классом и больше 200 евро – первым.
Но если изучить систему тарификации внимательнее и спланировать все заранее, то окажется, что в пересчете на километр пути немецкая железнодорожная поездка обходится пассажиру намного дешевле, чем путешествие по родным просторам вместе с РЖД.
Способов сэкономить несколько. Самый простой – покупать билеты заранее. Та же поездка из Мюнхена в Берлин, если озаботиться ей за неделю, может стоить вдвое дешевле. Следующее решение подходит для тех, кто пользуется транспортом регулярно. Они могут приобрести годовые карты, предоставляющие скидки к цене проезда. Карта за 59 евро дает скидку в 25%, карта за 122 евро – 50% на все поездки в течение года. Наконец, можно заплатить четыре тысячи евро и весь год ездить по стране совершенно бесплатно, причем не только на всех поездах, включая высокоскоростные, но и на любом городском общественном транспорте, кроме такси, к тому же получить массу приятных бонусов на семейные поездки.
Если какой-то бюргер считает, что это дорого, он может приобрести проездной, действующий между двумя станциями – например, если живет в одном городе, а работает в другом. Такой проездной тоже будет единым – то есть с ним можно ездить не только на поездах, но и на автобусах, трамвае или метро.
Хороших выходных!
Еще один вид очень популярных билетов – так называемые ландестикеты. Это проездной на день, действующий во всех региональных поездах и на внутригородском транспорте на территории одной земли. Стоят они в разных регионах Германии по-разному, в среднем 20-25 евро. Но есть еще один секрет: если покупается билет для двоих, заплатить придется лишь на 3-4 евро больше. Поэтому если ехать вчетвером или впятером, поездка куда-либо в пределах земли обойдется меньше 10 евро с человека.
Наконец, пожалуй, самый привлекательный способ перемещаться по стране на поезде – это Sch?nes-Wochenende-Ticket, что можно перевести как «билет хороших выходных». Он тоже действует целый день и дает возможность путешествовать в субботу или в воскресенье группе из пяти человек уже не только по одному региону, но по всей Германии. Стоит такой билет всего 40 евро. То есть ровно столько же, сколько плацкартный билет из Омска в Новосибирск в одну сторону. После этого сложно удивляться тому, что немцы так охотно и много путешествуют, выбираясь на выходных семьями и дружными компаниями во всякие интересные уголки страны.
Нетрудно, кстати, догадаться, и почему в этих билетах фигурирует число пять. Так железная дорога предоставляет людям альтернативу поездке на своем автомобиле, разгружая автобаны и города от дополнительного трафика.
Закон против автобусов
Маленькие городки и деревушки в Германии связаны между собой автобусами. А вот линий между крупными городами почти нет, хотя спрос на них и существует. Мешает закон. У железной дороги существует на этот счет специальная монополия, принятая еще в 1934 году. Чтобы обойти ее, автобусным компаниям приходится придумывать разные хитрые схемы. Например, запрет не распространяется на международные рейсы. Поэтому нынешней весной одна транспортная фирма придумала автобусный маршрут из Люксембурга в аэропорт Франкфурта-на-Майне. Люксембуржцам он особенно не нужен, у них есть свой аэропорт под боком. А вот жители тех городов Германии, через которые проходит маршрут, в том числе нашего Трира, пользуются новым рейсом весьма охотно – он дешевле и быстрее поезда. Другое исключение сделано для столицы – из Берлина автобусы имеют право ходить во все города.
Метротрамваи и автобусные привилегии
На всю урбанизированную Германию приходится только четыре полноценных метрополитена: в Берлине, Гамбурге, Мюнхене и Нюрнберге. В остальных крупных городах основные виды транспорта – это автобус, трамвай и городская электричка. Но два последних определения очень условны. Вариаций рельсового транспорта здесь такое множество, что понять, на чем ты именно едешь, довольно сложно. Трамвай может ходить в центре города под землей, на окраинах выбираться наружу, а потом и вовсе увозить людей в соседние города.
Немцы в этом смысле очень изобретательны и постоянно придумывают какие-то новые виды транспортных средств, которые потом расползаются по миру. К примеру, немецкие вариотрамы – низкопольные трамваи-гармошки – сегодня успешно катаются по Лондону, Сиднею и даже прижились в северных Хельсинки и Бергене. Вообще в последние годы трамвай в Европе вернулся в моду, и те города, которые от него в свое время отказались, рисуют планы возвращения трамвайных линий на свои улицы.
Внутригородское автобусное сообщение тоже довольно сильно отличается от нашего. При первом знакомстве больше всего поражает тот факт, что автобусы ходят четко по расписанию. Вне зависимости от того, какой трафик в городе, если на остановке написано, что автобус будет в 14:43, он подъезжает ровно в эту минуту.
Секретов тут несколько. Во-первых, выделенные полосы. В общей структуре дорожной сети они занимают небольшой объем, но работают очень эффективно. Свое пространство у автобусов появляется именно там, где высока вероятность заторов. Некоторые выделенные участки совсем короткие – несколько сотен или даже десятков метров, но именно они позволяют автобусам объезжать пробки.
На перекрестках полосы дополняют специальные секции на светофорах – пока для основного потока горит красный, автобусы могут проезжать. Кроме того, на график движения работает и то, что все светофоры связаны в единую сеть, и везде, где это возможно, для автобусов обеспечивается зеленая улица. Поэтому если ты на своей машине стоишь на перекрестке, а светофор необычно долго горит красным, можно быть уверенным – сейчас мимо тебя по перпендикулярной улице проедет автобус, которому нужно наверстать опоздание.
Местные водители на это реагируют спокойно. Они, похоже, давно свыклись с мыслью, что по сравнению с общественным транспортом они второй сорт. Как-то раз мне довелось наблюдать, как автобус, все-таки умудрившийся застрять в пробке, посигналил впереди стоявшим машинам, и те безропотно подвинулись, пропуская его, как если бы это была неотложка.
Транспортные хитрости
Какой бы способ перемещения по городу вы ни выбрали – автобус, трамвай, электричку или метро, запоминать придется не только номера нужных маршрутов, но и еще несколько важных вещей. Например, границы ценовых зон. Дело в том, что крупные города поделены на сектора. Если ваш маршрут пролегает внутри одной зоны, цена проезда будет ниже. Если по двум или трем – цена возрастет.
Второе важное правило — билет действует не до конца поездки, а определенное время – час или два. Как правило, это фиксируется компостером на входе в транспорт. Зато за это время можно делать сколько угодно пересадок. А маршрутная сеть устроена так, что пересаживаться приходится почти всегда.
Кондукторов в транспорте нет. В автобусах билеты продает водитель, на метро или трамвай пассажиры покупают их в автоматах. Как и в случае с поездом, если оплачивать поездки по одной, выйдет довольно дорого. Зато есть масса вариантов сэкономить – купить несколько билетов сразу, проездной на день или на неделю и так далее. Существуют и другие хитрые бонусы, о которых знают аборигены. Так, в выходные дни и по вечерам по одному проездному могут ехать два человека.
Удержать всю эту информацию в голове приезжему поначалу почти нереально. А ведь его ждет еще один удар. Стоит бюргерам разъехаться с работы по домам, как сеть общественного транспорта меняется до неузнаваемости. Так, у нас в городе с восьми вечера на автобусах появляются другие номера, ходят они по другим маршрутам и с другими интервалами. Правда, допоздна – загулявшие горожане могут сэкономить на такси и доехать домой на автобусе даже в два ночи.
Стоит отметить, что пользуются этим преимуществом далеко не только студенты (для которых, к слову. проезд в городском транспорте бесплатен и входит в стоимость обучения). Просто средняя поездка на такси обходится в 10-15 евро, и тут уже никаких льгот и проездных нет. А считать свои деньги немцы умеют. Поэтому без тени сомнения из клубов и ресторанов идут на трамвайную остановку или спускаются в метро. Да и вообще факт того, что человек пользуется общественным транспортом, в Европе мало что может сказать о его статусе. Удобно человеку – вот и пользуется. У нас в Трире самая большая плотность людей в рубашках и при галстуках на квадратный метр возникает по утрам у вокзала, откуда отходят поезда и автобусы в офисный Люксембург.
Да и в самом Люксембурге – самой богатой стране Европы, по доходу на душу населения уступающей только нефтяному Катару, а по числу миллионеров даже превосходящему его, автобусы не пустуют. При желании в них можно встретить даже членов местного правительства. Некоторые, правда, жалуются, что тесновато. Но это временно – недавно власти герцогства решили вернуть в центр города трамвай.
Миллионерам без него никак.

(Прололжение следует)

Виталий ВОЛОДИН 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/08/33/punktualnie_avtobusi_i_millioneri_v_tramvayah