В Омске ищут средства на снос домов 1908 года постройки

Дата публикации: 03 сентября 2012

Сегодня на территории города Омска находится 417 аварийных жилых домов общей площадью более 120 тыс. кв. метров, из них 388 – это многоквартирные дома и 13 относятся к памятникам истории и культуры. В них проживает более 9 тыс. человек.

Об этом сообщила в понедельник 3 сентября на аппаратном совещании в мэрии города Омска директор департамента жилищной политики Светлана ШЕНФЕЛЬД.

— Сегодня нет такого термина, как «ветхое жилье», — отметила ШЕНФЕЛЬД, — тем не менее, на территории города числится около 1,5 тыс. так называемых ветхих домов.

Кроме того, аварийный фонд Омска представляет собой и более 100 домов довоенной и военной постройки с 1908 по 1945 годы. Они устарели и морально и физически и не просто портят внешний вид города, но и реально опасны для своих жильцов. Кроме того, город принял в муниципальную собственность большое количество ведомственного жилья 60-70 годов прошлого века.

Как сообщила ШЕНФЕЛЬД, до 2006 года решение о признание домов аварийными принимала областная межведомственная комиссия, а теперь эти функции возложены на городские власти. Она также напомнила, что в 2007 году был создан Фонд реформирования ЖКХ, который определил порядок финансирования и сноса аварийного жилья в Российской Федерации. В том же 2007 году было признано аварийными и подлежащими сносу 384 дома. Сегодня из этой «партии» остались не расселенными и не снесенными 266 домов.

В настоящий момент антирейтинги по числу аварийных домов возглавляет Центральный округ города Омска, так как застройка города начиналась именно в этой зоне. Большое количество в Ленинском и Советском округах. На этом фоне Октябрьский и Кировский округа выглядят довольно благополучно.

Несмотря на то, что число аварийных домов с каждым годом увеличивается за счет того, что подходит к концу срок эксплуатации зданий в местах массовой застройки, есть тенденция и к улучшению ситуации, так как средства Фонда реформирования ЖКХ и участие региона в масштабных специализированных программах позволили расселить значительную часть аварийных построек.

Кроме того, как призналась ШЕНФЕЛЬД, из реестров исключается какая-то часть домов из-за юридических проволочек. При определении статуса аварийности не всегда соблюдались необходимые формальности. Пользуясь этим, многие собственники подают иски в суд с требованием исключения из реестра, так как не хотят покидать привычное место жительство и отказываются даже от жилья в новостройках.

Как правило, подобный конфликт интересов, выглядящий нелогично со стороны, происходит тогда, когда расселяют жителей домов, находящихся в центре, и предлагают им новые квартиры на окраинах. Понимая, что их дома находятся в привлекательной для застройщиков зоне, жильцы пытаются выторговать для себя таким способом наиболее оптимальные условия переселения.

Это не массовая тенденция, но, тем не менее, 19 домов ушло из реестров по этой причине.

Тем не менее, несмотря на сложности и дороговизну проекта, в Омске продолжается расселение жильцов аварийных домов. Так, начиная с 2007 года, было расселено 2077 человек. На программу переселения был потрачен 801 млн. рублей, причем 80% этих денег составили средства федерального фонда, 12% — из регионального бюджета и лишь 8% — собственные средства города.

В 2011 году было расселено 110 жилых помещений, находящихся в 16 аварийных домах. А в текущем, 2012 году, 47 жилых помещений в 15 домах. Однако, как отметила ШЕНФЕЛЬД, это не значит, что все указанное количество домов было полностью расселено. В основном расселение производилось по решению судов, поэтому из общей массы «выхватывались» самые проблемные участки.

— Однако, понимая, что мы «распечатываем» очередной дом, мы стараемся расселить его в первую очередь, — отметила Светлана ШЕНФЕЛЬД.

Директор департамента жилищной политики города Омска сообщила, что для определения приоритетности расселения необходимо создать специальную межведомственную комиссию, в которую войдут и специалисты строительных отраслей, и депутаты Горсовета, и общественность. Кроме того, необходимо письменно зафиксировать параметры, по которым будет устанавливаться очередность и обнародовать графики расселения.

План расселения в мэрии есть, однако в нем нет таких четких параметров. Программа расселения определена до 2015 года, однако теперь эти сроки будут увеличены в связи с увеличением сроков действия федеральных программ.

— Сейчас жители города находятся в состоянии «возбужденного ожидания» сноса, и их нужно сориентировать по планируемым срокам, — отметила ШЕНФЕЛЬД, — тогда будет меньше жалоб и исков в судах, а расселение будет более упорядочено.

Из-за того, что многие омичи пытаются «продвинуться» в очереди с помощью судебных решений, первыми под снос нередко попадают дома с износом в 60%, тогда как менее активные и юридически грамотные пенсионеры продолжают проживать в бараках с износом в 80%.

— К сожалению, проживание в подобных помещениях нередко приводит к несчастным случаям, — отметил мэр города Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. – Поэтому процесс сноса и расселения необходимо ускорить и упорядочить в обязательном порядке.

В итоге было поручено руководству департамента жилищной политики представить до конца текущего 2012 года план сноса и расселения с указанием конкретных адресов. Как считают городские власти, это позволит успокоить тех, кто проживает в аварийных домах, так как перспективы переселения станут более определенны и прозрачны.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/08/34/v_omske_ishchut_sredstva_na_snos_domov_1908_goda_postroyki