Министр природных ресурсов Омской области Николай ЛЕБЕДЕВ официально прокомментировал выброс алюмосиликата на улицы областного центра. Как выяснилось, назвать источник загрязнения власти не могут, так как официального заключения по поводу выброса, произошедшего в августе 2012 года в Советском районе города, по-прежнему нет.
— Пока официального постановления о том, что в выбросе алюмосиликата виновен нефтезавод, нет, поэтому мы не можем объявить его виновным, — отметил главный эколог региона.
В настоящий момент, по словам министра, в отношении предприятия возбуждено административное дело по статье 8.1 КоАП, однако рассмотрение этого дела уже дважды откладывалось по непонятным причинам. Как утверждает ЛЕБЕДЕВ, оно все-таки должно быть рассмотрено на следующей неделе, после чего можно будет делать официальные выводы.
Однако, если даже причастность ОАО «Газпром нефть ОНПЗ» инциденту и будет доказана, то никаких жестких санкций в отношении предприятия не последует. По словам министра Николая ЛЕБЕДЕВА, предприятию грозит минимальный штраф от 20000 до 100000 рублей. Как отмечают экологи, штрафы за промышленные выбросы малы и несоизмеримы наносимому вреду, однако региональные власти не в силах изменить ситуацию, так как планка выплат устанавливается на федеральном уровне.
— За выброс 1 тонны аммиака предприятие должно заплатить всего 52 рубля, а за выброс такого же количества неэтилированного бензина — всего 1 рубль 30 копеек, — отметил глава Минприроды.
Как выяснилось, суммы выплат за 1 тонну мусора, выброшенного на несанкционированной свалке, вообще составляют 40 копеек. Подобные расценки, по словам ЛЕБЕДЕВА, просто смешны. По-видимому, именно отсутствие реальных рычагов давления и приводит к тому, что Омск ежегодно обрастает масштабными свалками, а промпредприятия региона массово игнорируют экологическое законодательство.
Что касается инцидента с выбросом алюмосиликата, то, по словам министра ЛЕБЕДЕВА, никаких других источников, помимо ОНПЗ, в северной промзоне города нет. Пробы белого вещества, взятого 16 августа с улиц города, совпали лишь с пробами ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ».
— Официально установлено, что в день аварии криогенная установка на нефтезаводе работала в аварийном режиме, — заявил представителям прессы Николай ЛЕБЕДЕВ. — Запись об этом зафиксирована в дежурном журнале.
Кроме того, проверка, проведенная специалистами Росприроднадзора, показала, что через несколько часов после выброса на омский нефтезавод завезли целый грузовик свежего катализатора, о чем также сделана запись в вахтовом журнале.
Несмотря на то, что «Газпромнефть-ОНПЗ» своей вины в химическом выбросе не признает, топ-менеджерами предприятия, по-видимому, сделаны необходимые выводы. Как заявил сегодня министр ЛЕБЕДЕВ, руководство «Газпром нефти» занимается улучшением своих экологических характеристик, в отличие от других предприятий, периодически попадающих в поле зрения экологов.