Андрей БЕСШТАНЬКО, кандидат юридических наук: "Государственные закупки: борьба прозрачности с эффективностью"

Дата публикации: 19 сентября 2012

Известно, что 94-ФЗ о госзакупках не критиковал только ленивый. Несмотря на то, что многие прогремевшие на все страну резонансные дела о мифических завышениях закупочных цен разваливались, не дойдя до суда. Летом 2012 года Госдумой в первом чтении принят законопроект о федеральной контрактной системе (далее – ФКС), который усиленно лоббировало Минэкономики. Следует признать, что в борьбе компетенций Минэкономики удалось «победить» ФАС: на действующем 94-м законе планируется не оставить камня на камне.

Следуя политическому тренду последнего четырехлетия, разработчики проекта не обошлись без реверансов в сторону общественности. Законопроект предоставляет для этого дополнительные возможности: бдительная общественность получит возможность обжаловать действия заказчика. Вместе с тем очень важно, чтобы этот контроль стал бы исключительно внешним и профессионально-экспертным, а не имел бы целью псевдонравственные изыскания, иначе любой публичный тендер при должном «разогреве» нужной общественности можно будет назвать коррупционным, а назойливость общественного эксперта в запросе дополнительных документов при проверке исполнения контракта может не ужиться с защитой коммерческой тайны.

Существенно расширены способы проведения торгов, причем отнюдь не в сторону прозрачности, – кто в далеком 2005 году мог мечтать о «конкурсе с ограниченным участием» или «двухэтапном конкурсе»?

Не могу не отметить долгожданное усиление в проекте антидемпинговых мер: знаете, свежи в памяти эти «аттракционы невиданной щедрости» – падение на 30, 50 процентов. Согласно проекту при снижении цены более чем на 25 процентов потребуются детальные обоснования и расчеты, а при размещении строительного подряда — обязательное заключение саморегулируемой организации. Плюс к этому в законопроекте устанавливается повышенная ставка обеспечения по контракту – от 5 до 30 процентов от стоимости контракта.

Расширяется список допустимых способов размещения: заказчик вправе самостоятельно выбирать способ закупки. Основным способом закупок станет открытый одноэтапный открытый конкурс. При этом законопроект продолжает традицию запрета любых коммуникаций заказчика и участника размещения. Электронные аукционы предусмотрены только для несложных и типовых товаров. Для закупок инновационной продукции (знать бы точно, что это такое) может проводиться двухэтапный конкурс. А для покупки чего-либо «высокосложного, инновационного или специализированного» может проводиться конкурс с ограниченным участием.

Оперативность и эффективность закупок, избежание необоснованных трат бюджета – это основные цели законопроекта о ФКС. Кто кого победил – заказчик или поставщик (исполнитель), покажет время. Сложнее правила игра станут для обеих сторон. Борьба, я думаю, продолжится...



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/09/37/228795