На Московке построят многофункциональный спорткомплекс

Дата публикации: 19 сентября 2012

13-14 сентября в Омске прошел всероссийский форум «Спортивная недвижимость: управление, маркетинг, безопасность». Участники мероприятия обсудили такие вопросы, как формирование привлекательного инвестиционного образа спортивных объектов, взаимодействие бизнеса и власти в области развития спортивной недвижимости и принципы создания успешных спорткомплексов. Кроме того, было рассмотрено такое актуальное законодательное нововведение, как формирование Всероссийского реестра объектов спорта и другие вопросы. Форум собрал более 30 экспертов отрасли из многих регионов России.

Россияне предпочитают бегать, играть в футбол и плавать

Форум открыл министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Владимир САРАЕВ. Он сообщил, что заявки по проведению спортивных мероприятий, которые поступают на 2013-2015 годы от муниципальных образований, уже в разы превышают расходные обязательства бюджета. «Этот вопрос будет решаться – совсем недавно губернатор Виктор НАЗАРОВ согласился, что при всем дефиците бюджета региона закладываются повышающиеся показатели, которые будут отвечать фактическим запросам», — рассказал министр.
Исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России Светлана ИЗААК выступила на форуме с докладом, посвященном маркетинговым методам, применяемым на предпроектных этапах создания проектов спортивной недвижимости. По словам докладчицы, озвучившей официальные данные на июль 2012 года, в России функционирует более 254 тысяч объектов спорта. По сравнению с 2007 годом общее число объектов увеличилось более чем на 21 тысячу единиц – на 9%. Среди прочего в стране действует 4,5 тысячи бассейнов, 7,5 тысячи спортивных залов, 2 тысячи стадионов и 130 тысяч плоскостных спортивных сооружений. Кроме того, в России около 390 дворцов спорта и в 180 из них искусственный лед. Есть еще 218 открытых спортивных объектов с искусственным льдом, 330 манежей, в том числе, 251 легкоатлетический и 33 футбольных. А также работают около 7 тысяч сооружений для стрелковых видов спорта, 116 гребных баз и каналов, 43 биатлонных комплекса, 3 061 лыжная база и т. д.
— Только в 2011 году было введено в эксплуатацию 3 798 объектов спорта, — продолжила Светлана ИЗААК. — В 2011 году единовременная пропускная способность всех объектов спорта в стране составила 6,7 млн человек (в 2007 году – 5,9 млн человек). Но было проанализировано соотношение спроса и предложения на занятия спортивно-оздоровительной деятельностью. И несмотря на большие объемы строительства, в 2011 году спрос все-таки был выше предложения – так считали 62% опрошенных в регионах. То, что предложение выше спроса, считают всего 3% опрошенных. Но спрос в основном связан с тем, что у желающих получить эти услуги людей отсутствуют средства, необходимые для оплаты. Поэтому при разработке маркетинга нужно рассчитывать стоимость услуг, которые будет предоставлять спортивное сооружение.
В исследованиях были определены потребности в физкультурно-оздоровительных услугах, чтобы выяснить, что именно предпочитают россияне. Данные Ассоциации содействия международному движению «Спорт для всех» показывают, что на первом месте легкая атлетика (ходьба, бег), на втором – футбол и на третьем – плавание (в том числе дайвинг и плавание в ластах).

В мире появляются стадионы-бутики

Вице-президент международной группы NAI Becar Вальдемар ВАЙСС рассказал о мировых тенденциях в управлении объектами спортивной недвижимости, а также о принципах работы в этой сфере, повышающих эффективность объектов.
По его словам, сегодня в области спортивной недвижимости наблюдается ориентация на повышение доходности и увеличения денежного потока с каждого квадратного метра, как и во всей остальной коммерческой недвижимости. В связи с этим на спортивные объекты приводятся различные событийные мероприятия, в том числе и не связанные со спортом.
— В футболе всего лишь несколько лиг добиваются заполняемости стадионов 80% и более – это Англия, Италия, Германия, — рассказал г-н ВАЙСС. — В России, по данным Российской федерации футбола, официальная заполняемость стадионов – 45%. А некоторые эксперты считают, что еще меньше. В новых современных объектах большое внимание уделяют внутреннему содержанию, увеличению VIP-лож, персонализации и дифференциации предлагаемых услуг болельщикам. В последнее время очевидна ориентация на бутики-стадионы: стадион должен быть удобен, и он становится социальным объектом, где люди проводят определенное количество времени. Появляются возможности проведения совещаний, собраний в VIP-боксах и так далее.
По словам эксперта, наблюдаетсят тенденция к коммерциализации и увеличению источников дохода спортивных арен за счет общественных мероприятий и концертов, бизнес-арендаторов, популярных товарищеских матчей. Был приведен пример многофункционального стадиона в Шанхае, где один и тот же трансформируемый зал использовался в разное время как баскетбольное поле, волейбольные поля для проведения международных соревнований, хоккейное поле, автосалон, зал для бокса, футбола и проведения концертов.
Журналистам Вальдемар ВАЙСС рассказал, что в России возраст 70% спортивных сооружений превышает 50 лет. Поэтому назвать те виды спорта, в которых было бы достаточно сооружений, сложно. «Особенно большой дефицит в зимних спортивных сооружениях, — добавил он. — Не хватает крытых объектов для игры в волейбол, баскетбол. В некоторых городах профессиональные площадки для многих видов спорта вообще отсутствуют. Другое дело, что их заполняемость может быть не всегда эффективной и 100-процентной. Но это больше зависит от того, как управляется объект и кто им управляет. В основном это муниципалитеты».
По мнению г-на ВАЙССА, только профессиональное управление спортивным объектом и его грамотное позиционирование на рынке позволит обеспечить доходность после этапа реализации. «Наличие управляющей компании на объекте решает важнейшие задачи — значительно повышает его доходность, сокращает расходы на эксплуатацию, увеличивает ликвидность», — считает спикер.

JUST FIT LIFE возведет «Тафгай» за 400 млн

Директор омской компании JUST FIT LIFE Виталий КОРОЛЕВ рассказал о принципах и особенностях финансирования проектов в сегменте спортивной недвижимости. По его словам, способов финансирования строительства спортивных сооружений три: бюджетное финансирование, частные инвестиции и частно-государственное партнерство. «Малоиспользуемое, но самое перспективное сегодня, на мой взгляд – это именно частно-государственное партнерство, — продолжил г-н КОРОЛЕВ. — Эта схема позволяет сохранить как социальную, так и коммерческую функцию объекта спортивной недвижимости. Недостаток частного финансирования в спортивную недвижимость – воспитательная функция уходит на второй план. А при частно-государственном партнерстве объект одновременно несет социальную функцию – люди будут приходить туда заниматься массовым спортом, а с другой стороны – это большой трафик потенциальных потребителей сопутствующих услуг».
После завершения деловой части форума 13 сентября его участники отправились на закладку капсулы нового проекта компании JUST FIT LIFE – многофункционального гостинично-спортивного комплекса «Тафгай», который будет располагаться рядом с ледовым дворцом имени Александра Кожевникова по ул. 6-я Станционная.
Проект комплекса был презентован 14 сентября. По словам Виталия КОРОЛЕВА, «Тафгай» – это интегрированный спортивный комплекс, в котором спортивная инфраструктура объединена с инфраструктурой коммерческой, предназначенной для извлечения прибыли. В состав объекта должен войти универсальный спортивный зал с трибунами на 600 мест, два бассейна — детский и взрослый (10- и 25-метровые), ледовое поле для игры в керлинг на три дорожки с трибунами на 50 мест, медико-восстановительный комплекс и спортивная гостиница на 204 места (более 60 номеров).
В комплексе «Тафгай» можно будет проводить соревнования по всевозможным видам спорта – это волейбол, теннис, бадминтон, мини-футбол, гандбол, баскетбол, единоборства, спортивная гимнастика, керлинг, плавание и многое другое.
— Сегодня мы уже провели переговоры с рядом спортивных федераций, они заинтересованы в том, чтобы принимать участие в проекте нашего спортивного комплекса, — рассказал Виталий КОРОЛЕВ. — Мы надеемся, что он будет привлекать живущих рядом людей к массовому занятию спортом. С другой стороны, за счет правильно составленного расписания нужно сделать так, чтобы наша гостиница постоянно была заполнена спортсменами, которые будут эксплуатировать спортивную инфраструктуру. Хотелось бы договориться и с властями, чтобы на базе комплекса размещались детско-юношеские спортивные школы. Мы получали бы муниципальный заказ, и это создавало бы для нас как инвесторов часть той доходности, которая будет окупать вложения в комплекс. В итоге спортивная часть МФК привлекает население, любительские команды, ДЮСШ, спортсменов, в том числе и из других городов, а коммерческая часть (гостиница, магазины, общепит) зарабатывает на трафике и окупает спортивную часть. Увеличивается посещаемость и за счет кросс-продаж, когда один вид спорта «продает» другой.
Приступить к строительству комплекса JUST FIT LIFE планирует в конце 2012 – начале 2013 г. Сумма инвестиций в проект, по данным компании, составит 400 млн рублей.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/09/37/na_moskovke_postroyat_mnogofunktsionalniy_sportkompleks