Руины Воскресенского собора никому не нужны

Дата публикации: 19 сентября 2012

Судьба останков старейшего омского кирпичного храма под вопросом. 

В пресс-центре «Комсомольской правды» 11 сентября состоялась пресс-конференция, посвященная работам на территории Воскресенского собора Омской крепости. Напомним, что первый каменный храм города когда-то намечалось восстановить к 300-летию Омска. Был даже разработан проект, но потом экс-губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ отказался от этой идеи, и финансирование раскопок фундамента собора было прекращено. Сейчас здесь на добровольных началах работает группа энтузиастов во главе с реставратором Игорем КОНОВАЛОВЫМ, однако появилось мнение, что раскопки ведутся не по правилам и разрушают памятник. В августе областным министерством культуры объект был передан в ведение автономного учреждения «Омская крепость». Однако по сути фундамент собора остается бесхозным.

«Мы не экскаваторы, и мы утомились»

Как пояснила заместитель директора АУ «Омская крепость» Татьяна ТРУШНИКОВА, пока никаких правоустанавливающих документов на объект нет. Так что специалисты учреждения проводят на соборе лишь просветительскую работу и экскурсии.
Заместитель председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Игорь КОНОВАЛОВ рассказал, что они занимаются не археологическими раскопками, а выявлением и консервацией руин. Это относится к реставрационным работам, соответственно, там совершенно иная методика и другие цели и задачи.

— Сезон еще не завершен, мы хотим выявить еще несколько принципиальных планировочных решений, — добавил он. — Нужно обнаружить места, где были колонны, хотим докопать подполье под северной кельей. Это нужно, чтобы было все понятно с конструктивными решениями, составом помещений, сохранностью руин. Но до зимы нужно все, что мы откопали, успеть законсервировать. Сейчас раскопана уже большая часть руин. Везде обнаружен край стены, но на всю ширину стена откопана не везде, потому что толщина стен – два метра. Мы не экскаваторы, на самом деле работает очень мало людей. Мы работаем исключительно на общественных началах, силами добровольцев. И не просто бесплатно, а еще и за свой счет. Работаем с ранней весны. и, честно говоря, мы утомились. Я прихожу туда каждый день после работы. Больше десяти человек единовременно мы ни разу не собирали, на раскопках трудится от одного до десяти человек.

«Археологи где-то ходят и кляузничают»

Директор Омского филиала Российского фонда культуры. Алексей СОРОКИН рассказал, что подлинным памятником 18-го века являются руинированные останки Воскресенского собора. Его не взрывали, а разобрали с помощью кувалды до основания в конце 1958-го – начале 1959 года. И поэтому сейчас важнейшее дело – это именно сохранение фундамента и руинированных останков. «Но в таком виде все оставлять нельзя — открытый и оказавшийся на поверхности кирпич начинает разрушаться, его нужно укреплять и консервировать, либо заканчивать раскопки, — добавил он. — Сейчас ведутся неотложные аварийные работы. Но при этом необходимо если не участие, то хотя бы наблюдение профессиональных археологов, фотофиксация. Поэтому участие омской ассоциации профессиональных археологов и энтузиастов-любителей было бы правильным. Нам здесь делить нечего – нужно найти оптимальную методику и спасать памятник 18-го века, а затем решать вопросы о его дальнейшей судьбе».

— Но археологи к нам не приходят, а ходят где-то за спиной и кляузничают, что мы делаем что-то не так, — посетовал Игорь КОНОВАЛОВ. При этом на раскопке, кроме мусора, такого, как выброшенные старые подметки советских времен, бывают и действительно исторически значимые находки. Например, обнаружена мраморная плита с именами солдат, пропавших без вести в Русско-Японской войне. Среди прочего во время работ нашли пушечное ядро 18-го века, относящееся к Омской крепости, фрагменты церковной утвари, бытовые и армейские предметы. Здание бытовало и после закрытия, и здесь была найдена оригинальная молочная бутылка 30-х годов. «Для нас это вторично, но мы все эти вещи откладываем, — добавил Игорь КОНОВАЛОВ. — Мы не ищем специально находки, главное – фундамент».

На воссоздание собора нужно 118 млн рублей

Начальник архитектурно-планировочной мастерской НПО «Мостовик» Татьяна МАЛИНОВСКАЯ занималась проектированием воссоздания Воскресенского собора. «Ранее очень много времени ушло на первые полевые археологические раскопки под руководством Бориса КОНИКОВА, и эта работа мне по сей день непонятна, — рассказала она. — Задача была определена – поиск контура фундамента, сохранившихся частей, но этого не было выполнено. Сроки нас поджимали. Осенью 2010 года мы начали проектирование на основе выявленных руин. Проектирование закончилось весной 2011 года. А сегодняшние раскопки уже идут тем методом и способом, которым они должны были идти изначально. В результате при проектировании архитекторы ошиблись – посадили здание ближе к дороге, а оно должно быть ближе к жилому дому. По габаритам пока судить трудно – нужно выполнить геодезическую съемку раскопок».

Проектную документацию НПО «Мостовик» выполняло без оплаты в качестве благотворительной помощи. Стоимость проектных работ оценивается в 10 млн рублей, заказчиком выступало министерство культуры, а затем эти функции были переданы Омскоблстройзаказчику. Проектирование полностью закончено, это порядка 40 альбомов рабочей документации, которую передали заказчику. Однако экспертизу проектная документация не проходила, потому что стало понятно, что строительства пока не будет. По словам Татьяны МАЛИНОВСКОЙ, стоимость воссоздания собора на сегодняшний день составляет порядка 117-118 млн рублей.

Храму не хватает полиэтилена

Алексей СОРОКИН обратил внимание, что перед наступлением дождей и холодов над раскопками нужно воздвигать павильон или как-то закрывать их от воздействия природной среды. «И это не должно быть на общественных началах, нужны определенные охранные мероприятия», — добавил он.

Игорь КОНОВАЛОВ рассказал, что в прошлом году они закрыли руины полиэтиленом. Но в этом году определенности с защитой останков здания пока нет. «Если Омская крепость даст нам много нового полиэтилена... Пока же мы делаем то, что в состоянии делать, — рассказал он. — Мы на собственные деньги покупаем то, что нужно. На зиму мы все же закроем руины и законсервируем и весной продолжим работы. Но я надеюсь, что город выделит хоть какие-то средства на консервацию, под которые можно будет давать какие-то обязательства по срокам и видам работ. А пока я сам на себя взял обязательства как гражданин, но силы у меня ограничены».

У АУ «Омская крепость» возможности тоже оказались невелики. Ни у области, ни у города денег на этот объект заложено не было, и по сути он остается бесхозным. Археологические раскопки 2009-2010 года велись на муниципальный грант, но потом финансирование прекратилось. В программе празднования 300-летия Омска Воскресенского собора также нет. Земельный участок находится в муниципальной собственности, но собственника у самих руин не появилось.

Кроме того, у них нет и статуса охраняемого памятника. Заместитель начальника управления по охране памятников истории и культуры министерства культуры Омской области Олег СВИРИДОВСКИЙ пояснил, что для включения руин в список выявленных объектов необходимо положительное заключение экспертизы. «Но на 2012 год бюджетом было предусмотрено лишь 200 тысяч, которые были направлены на экспертизу зданий, являющихся ветхими жилыми домами, — рассказал г-н СВИРИДОВСКИЙ. — Сейчас мы подали заявку на новую экспертизу, однако всего ее требует более 200 объектов. Но это решение все равно ни к чему не ведет, так как нет собственника объекта и неизвестна его судьба».

В итоге, по словам чиновника, лучше бы эти руины на волне пиара несколько лет назад вообще не трогали и оставили под землей до лучших времен.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/09/37/ruini_voskresenskogo_sobora_nikomu_ne_nuzhni