Книжный клуб: Театр, богема и пролетариат

Дата публикации: 19 сентября 2012

Портрет времени требует разных красок. 

Вадим ШВЕРУБОВИЧ
О старом Художественном театре
М.: Искусство, 1990 год. — 670 стр.
Тираж 25 000 экз.

«В огромном количестве литературы о Московском Художественном театре есть один пробел: никак не описаны три года (1919-1922), когда от его основного ядра отделилась большая и очень значительная как по своему творческому, так и по организационному значению группа; эта группа потом называлась «качаловской». Так писал в самом начале воспоминаний «О старом Художественном театре» их автор Вадим ШВЕРУБОВИЧ — советский театральный деятель и педагог, сын Василия Качалова. Книга может оказаться интересной для тех читателей, кому упомянутые имена хоть о чем-то говорят.

Речь в книге идет не только о МХАТе, нои о детстве и юности Вадима Васильевича, когда жизнь казалась удобной и налаженной, а богемная артистическая среда то веселилась и жуировала, то голодала до следующего ангажемента. Впрочем в семье будущего театрального педагога и автора книги достаток не переводился, а мать с отцом обладали не только практической сметкой, но и завидным чувством юмора. Это скорее всего и сформировало вполне философский авторский взгляд на любые житейские перипетии в дальнейшем. «Родители мои сами служили до МХТ в провинции, они понимали, любили своих своих товарищей и прощали им все, — вспоминает автор. — Мне кажется, что они (отец и мать) немного стеснялись своего московского благополучия, своей сытости, «буржуйскости». (Когда я уже позже, в двенадцать-тринадцать лет, спросил отца, к какому классу мы принадлежим, он, подумав, ответил: «Мы — обуржуившаяся богема, разжиревший люмпен-пролетариат». В 1919 году ШВЕРУБОВИЧ восемнадцатилетним ушел в Белую армию, а после тифа начал работать как помреж и сотрудник постановочной части «качаловской группы», гастролировавшей с 1919-го по 1922 год. по югу России, а затем за границей. Когда началась Великая Отечественная война, ушел в ополчение и попал в плен в котле под Вязьмой. Совершил успешный побег из лагеря для военнопленных и через перевал Сен-Готард пробрался в Италию, где был укрыт в горном монастыре бенедиктинцев, участвовал в движении Сопротивления. По окончании войны вернулся на родину, но был арестован НКВД. Однако вскоре выпущен и вернулся на работу во МХАТ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/09/37/teatr__bogema_i_proletariat