Виталий ВОЛОДИН: Про солнечные крыши, модное утепление и великую энергетическую революцию

Дата публикации: 26 сентября 2012

Бывший сотрудник «Коммерческих вестей» о немецкой альтернативной энергетике и борьбе за тотальную энергоэффективность. 

Продолжение Начало в №24-37

Автор — омич, когда-то начинавший светлый путь в журналистике внештатным корреспондентом «Коммерческих вестей», но легкомысленно свернувший на кривую дорожку пропаганды, которая сначала утащила его из Омска в Новосибирск, а затем и вовсе привела в эмиграцию.

Нашим друзьям Клаусу и Анне не позавидуешь – вот уже три месяца вместо живописных виноградников из окон их новой квартиры открывается вид на строительные леса, а вместо солнца по утрам в спальню заглядывают жизнерадостные турецкие рабочие. Друзья разводят руками – что за невезение, едва лишь стоило им обустроиться в семейном гнездышке, как хозяева здания затеяли капитальный ремонт.

При этом дом совсем не старый, ему чуть больше двадцати лет, да и сделан он был на совесть. Но, как и тысячи других владельцев недвижимости, арендодатели Клауса и Анны с готовностью вкладывают миллионы евро в битву за энергоэффективность. По их подсчетам, за каких-то 10-12 лет инновационная система утепления фасадов, новая вентиляция, окна и масса других полезных дополнений окупят себя. Но главное, уже предстоящей зимой все жители дома потратят на четверть меньше тепла. А значит, внесут посильный вклад в решение задачи, важнее которой для немецкого государства сегодня нет, – сокращение эмиссии углекислого газа.

Здесь будет страна-сад

Германия твердо решила быть впереди планеты всей в деле строительства новой, зеленой экономики. Величие планов реформаторов поражает воображение и может быть сопоставимо по масштабам разве что с лозунгом ХРУЩЕВА о строительстве коммунизма к 1980 году. Но даже широкая натура Никиты Сергеевича заглядывала в своих мечтаниях только на четверть века вперед. А немецкий Energiewende – энергетический поворот – рассчитан на 40 лет, вплоть до 2050 года.

По мысли архитекторов плана, который несколько нескромно именуется Четвертой революцией (вслед за аграрной, индустриальной и цифровой), к 2050 году Германия будет первой из крупнейших экономик мира, которая практически полностью откажется от любых ископаемых источников энергии, а выбросы парниковых газов в атмосферу будут сокращены на 80-95% по сравнению с 1990 годом.

Германия 2050 года будет совершенно иной, уверены сторонники реформы. Давно не будет никого волновать цена барреля нефти – «черное золото» будут экспортировать только немногочисленные химические заводы. Станет экзотикой профессия инженера-атомщика – к этому моменту уже три десятка лет в стране не будет работать ни одна АЭС, и даже сама эта аббревиатура уже забудется новыми поколениями. А пуповина газопроводов, некогда связывавших Германию с ее великим восточным соседом, отсохнет за ненадобностью. Северные, южные и всякие прочие голубые потоки превратятся в тихие ленивые ручейки.

Ко всем этим радужным (а для нашего Отечества, увы, безрадостным) картинам можно относиться с изрядной долей скептицизма, иронизировать и называть прожектерством, если не знать немцев. Сорок лет для них – это вовсе не какие-то там неизвестные туманные дали. Для нынешнего выпускника университета 2050-й – это год выхода на пенсию, а следовательно, начала настоящей жизни, на которую у него абсолютно четкие и увлекательные планы. И вполне естественно, что он с пониманием относится к идее начать что-то делать для светлого будущего страны и себя лично уже сейчас.

Только небо, только ветер

Пожалуй, первой жертвой энергетической революции стали германские ландшафты. За двадцать лет в стране радикально сократилось число панорамных видов, на которых у горизонта не мозолил бы глаза туристам, по крайней мере, один ветряк. Кто-то считает, что поля ветрогенераторов прекрасно вписываются в окружающее пространство, кто-то, наоборот, сильно недоволен, но все понимают – ветряки пришли всерьез и надолго. На сегодняшний момент это самый показательный пример того, что альтернативная энергетика может быть серьезным конкурентом традиционной.

Ветер обеспечивает уже почти десятую долю всей потребности Германии в электроэнергии. К началу этого года по Германии было установлено больше двадцати двух тысяч ветряков, а их общая мощность уже сравнима с мощностью всей сибирской энергосистемы. Одна лишь тысяча ветряков земли Рейнланд-Пфальц способна при полной загрузке произвести столько же энергии, сколько все омские ТЭЦ, вместе взятые.
К сожалению, с ветром есть одна проблема – он то есть, то его нет. А электроэнергия нужна всегда, вне зависимости от погоды. Поэтому немцы и рады понастроить еще хоть сто тысяч ветряков, но есть определенный предел, после которого это становится просто бессмысленно. Впрочем одно решение на этот счет уже созрело – в этом году немецкие и норвежские власти объявили о беспрецедентном проекте энергомоста через Северное море. Через несколько лет подводный кабель соединит ветропарки на немецком берегу и гидроаккумулирующие электростанции в Норвегии. По нему в ветреную погоду излишки немецкой энергии будут передаваться скандинавам. А когда наступит штиль, наоборот, норвежцы будут снабжать соседей запасенной энергией.

Солнечные крыши

В отличие от ветра солнцем Германия богата далеко не так, как страны Южной Европы. Но по количеству установленных солнечных батарей немцы остаются мировыми лидерами. Причем основной объем энергии производится не на крупных электростанциях, а надесятках тысяч частных, расположенных на крышах обычных домов.

В свое время в стране была принята государственная программа, стимулирующая развитие таких микроэлектростанций. Одними из множества ее участников стали бывшие омичи Ирина и Александр. Два года назад они взяли в банке целевой десятилетний кредит на 40 тысяч евро со ставкой 2,2 процента годовых. За эти деньги местная фирма смонтировала на крыше их дома солнечную батарею мощностью 16 кВт, установила в гараже трансформаторы и подсоединила к сети.

После этого Александр заключил со своей энергокомпанией договор на 20 лет, согласно которому вся энергия, произведенная его мини-электростанцией, покупается по цене 39 центов за киловатт/час. С этого момента каждый месяц он получает примерно 500 евро. Этих денег хватает на то, чтобы рассчитываться с банком, перечислять государству налоги (юридически Александр считается обычным предпринимателем), оплачивать страховку на случай, если вдруг какой-нибудь град повредит батарею, и еще немного остается себе. А через восемь лет, когда кредит будет погашен, крыша дома станет и вовсе неплохим источником семейного дохода.

К тому же теперь у Саши с Ирой появился еще один повод радоваться каждому солнечному дню, что, согласитесь, тоже неплохо.

За чей счет праздник?

Упомянутые выше 39 центов за кВт.ч – это вдвое дороже, чем обычный тариф на электроэнергию. Энергокомпания покупает солнечные киловатты себе в убыток потому, что система сбалансирована и за развитие альтернативной генерации платят все потребители. Без этого ни ветряки, ни солнечные батареи, ни биогазовые генераторы и прочие зеленые энерготехнологии никогда не смогли бы выйти на массовый уровень. В прошлом году поддержка альтернативной энергетики стоила Германии больше 20 миллиардов евро. Сумма колоссальная, но немцы платят. И тому есть вполне понятные причины.

Во-первых, это цена за право быть лидером в отрасли, а значит, продавать по всему миру технологии, оборудование и специалистов. Альтернативная энергетика в совокупности уже обеспечивает немцам сотни тысяч рабочих мест, и это далеко не предел. Сторонники программы сравнивают ее с космической гонкой, напирая на то, что эффект для экономики в пересчете на вложенный евро в их случае будет даже гораздо больше.

Во-вторых, это плата за энергетическую независимость. Своих нефти и газа у немцев практически нет, добыча угля убыточна, развитие атомных станций невозможно, потому что граждане сильно нервничают по этому поводу. А нефтяной кризис 1973 года и недавние отечественные эксперименты с газовыми вентилями научили немцев, что проще предсказать ветер или солнечную погоду, чем прогнозировать, что завтра взбредет в голову переменчивым арабам, а уж тем более непредсказуемым русским.

Ну а в-третьих, экология давно уже стала частью новой европейской религии, и немцы выступают в первых рядах ее адептов. Иногда кажется, что когда речь заходит о глобальном потеплении, немцы совершенно теряют способность рационально мыслить. На них не действуют никакие доводы и аргументы, например, что вся их титаническая борьба за сокращение выбросов углекислого газа легко перекрывается месячным экономическим ростом Китая.

Кстати, пик госрасходов на поддержку зеленых технологий в Германии уже прошел – теперь, после перехода ветряков и солнечных станций на массовое производство, льготы им начали поэтапно снижать. Например, договор о продаже своей энергии по цене в 39 центов уже не заключишь – ставки упали. Зато и стоимость солнечных батарей тоже. Точно такой, как у Александра, комплект на крышу, что два года назад стоил сорок тысяч евро, сегодня можно установить уже за тридцать.

Германия утепляется

Увеличивать производство «чистого» электричества – это только одна из составляющих великого энергетического поворота. Вторая – сокращать потребление везде, где это возможно. Борьба здесь идет по всем фронтам, начиная от автомобилей и заканчивая лампочками. Экономия энергии – это не просто способ сократить свои расходы, а часть образа жизни. При выборе любой бытовой техники первое, на что обращают внимание немцы, – класс энергопотребления. При продаже или аренде дома будет рассчитано, сколько энергии и тепла вам для него потребуется.

Разговаривать с местными на тему квартирного ремонта нашим соотечественникам довольно трудно. Творческая перепланировка и дизайн интерьеров немцев, разумеется, тоже интересуют. Но гораздо больше они увлечены другим. Своей новой гостиной по авторскому проекту модного дизайнера вы никого из знакомых не удивите, хотя из вежливости они вас, разумеется, похвалят. А вот если вы расскажете, что наняли профессионального энергетического консультанта, под его руководством провели санацию дома и теперь тратите на отопление значительно меньше денег, это вызовет неподдельное восхищение и создаст вам самую благоприятную репутацию.

Стоят услуги такого консультанта недешево – в среднем около тысячи евро для небольшого дома на одну семью, но оно того стоит. Помимо рекомендаций, как утеплиться, наладить вентиляцию и устроить тепловой насос, энергоконсультанты помогают получить льготный банковский кредит и оформить госсубсидию на проект санации. В разных землях страны правила такой поддержки отличаются, но в среднем 15-20 процентов от суммы расходов на санацию можно компенсировать.

В результате в любом городе сегодня очень сложно пройти хотя бы пару кварталов, не увидев очередной дом, окутанный строительными лесами. Как и в случае с альтернативной энергетикой, борьба за энергоэффективность тут же создала новую обширную рыночную нишу. Уже упомянутые консультанты, строительные фирмы, разработчики всевозможных теплоизолирующих материалов, производители оборудования – все вместе они вносят весьма весомый вклад в рост экономики.

Клаусу и Анне, впрочем, от этого не легче. Хотя ради национальной цели все-таки можно немного пожить и без красивого вида из окна.
Ну или даже с видом на очередной ветрогенератор.

Виталий ВОЛОДИН

Продолжение следует 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/09/38/488532