Старые сказки на новый лад.
Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ. Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии жанрового кино.
М.: Изд-во Независимая газета. Серия «Ex libris»2010 год168 стр. Тираж 1 000 экз.
«Не будете же вы выгонять детей из комнаты, когда включен телевизор! А это значит, что мой дорогой читатель даже говорить учится у телевизора. А раз так, то он сначала узнает слова «космос» и «Бангладеш», а уже потом «Баба-яга» и «Кощей Бессмертный», — заметил как-то Кир БУЛЫЧЕВ, предуведомляя одну из своих детских повестей об Алисе Селезневой. Эту цитату приводит автор, начиная главу «Фантастика — мифология ХХ века». В основу обозреваемой книги легли материалы диссертации «Использование мифологических структур в драматургии фантастического кино», которая так и не была защищена.
Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ, обозреватель «Ex libris» — книжного приложения к «Независимой газете», анализирует фантастические фильмы по Проппу, Кэмпбеллу, Юнгу и другим исследователям сказок и мифов. Наиболее характерен в этом смысле цикл «Звездные войны» Джорджа Лукаса, который раскладывается по пропповской схеме как вырезки из журнала мод. Действительно, чем не сказка? Начиная с зачина «Давным-давно в одной далекой галактике», далее идет повествование о юноше, у которого «враги сожгли родную хату», его помощнике, враге-вредителе, царевне и т. д. и т. п. Вплоть до того, что противоборство сына с неузнанным отцом — общее место даже в русских народных сказках. Так же подробно и с тех же позиций анализируется популярный цикл Стивена Спилберга об Индиане Джонсе.
ЩЕРБАК-ЖУКОВ собрал немало интересных фактов из истории мирового кинематографа. Такой, в частности, что известный американский режиссер Питер Богданович, прославившийся позднее «Последним киносеансом», снял в 1968 году фильм «Путешествие на планету доисторических женщин», перемонтировав материал российской картины «Планета бурь» (1961), закупленной в свое время для проката 28 странами мира. Впрочем автор не уточнил, что фильм Богдановича в свою очередь является незначительной переделкой американского фильма 1965 года «Путешествие на доисторическую планету», который и был грубым плагиатом с советской картины. Минусом данной книги является обилие общих мест и некоторая поверхностность анализа.