Губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ: "Когда предлагаешь предпринимателям занятся своим делом, они отвечают, что это невозможно, и приводят факты, от которых на моей лысой голове волосы дыбом встают"

Дата публикации: 03 октября 2012

27 cентября губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ впервые выступил с посланием Законодательному собранию Омской области, в котором обозначил основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2013 год. «КВ» представляют ключевые моменты выступления главы региона перед парламентариями.

О снижении позиций

В масштабе страны область в последнее время явно снизила позиции. Так, по объему валового регионального продукта регион с 17-го места в 2004 году переместился на 25-е в 2010 году. По объему инвестиций за этот же период мы потеряли 5 позиций. Сегодня мы на 37-м месте в рейтинге регионов по этому показателю.
По данным последней переписи населения в Омской области уже нет двух миллионов жителей. Наблюдается явно выраженная миграция с сельских территорий. Продолжительность жизни – одна из самых высоких в Сибири, но ниже, чем в среднем по России. По размеру заработной платы мы в четвертом десятке. Разрыв со среднероссийским уровнем зарплаты составляет 20%. Если не менять ситуацию кардинально, то в ближайшие годы в рейтинге регионов мы опустимся еще ниже.

О принципах работы нового правительства

Первый принцип: «Вложил рубль из бюджета — верни два». Бюджетные деньги должны приносить понятную и ощутимую отдачу. Из этого вытекает второй принцип: «Бюджет должен постоянно расти». Третий принцип – «Сильная власть обязана помогать тем, кто действительно в этом нуждается». Социальная политика должна строиться из интереса конкретного получателя.
Четвертый принцип – «Все инвесторы равны». Мы больше не будем принимать законы, направленные на создание благ для отдельных предприятий.
Пятый принцип – «Долги нужно возвращать». Сбалансированность бюджета региона позволит высвободить ресурсы, которые уходят на обслуживание госдолга. Самим долгом нужно грамотно управлять, плавно снижая его долю в бюджете.
Шестой принцип – «Власть для людей, а не люди для власти». И последний принцип. «От нас не уезжают, к нам возвращаются». Мы обязаны сделать свой регион привлекательным и комфортным для жизни людей.

О бюджетной политике

Для запуска новой Стратегии развития региона в работу уже сегодня формируются приоритетные направления бюджетной политики. Первое направление: оптимизировать управление государственной и муниципальной собственностью в Омской области. Второе направление — свести к минимуму хозяйственные функции органов власти и подведомственных учреждений. Вывод части функций на аутсорсинг приведет к росту конкуренции в этой сфере. Третье направление нацелено усилить внимание к развитию Омска. Вместе с администрацией города мы планируем разработать комплексную программу по ускорению социально-экономического развития областного центра. Ведь он был, есть и будет флагманом экономики всего региона.

О поддержке инвесторов

Четвертое направление: создать в Омской области благоприятный климат для инвесторов и предпринимателей. Льготы и преференции должны распространяться не на существующую налоговую базу, а на дополнительно создаваемые производственные мощности. Главное, чтобы поддержка инвестиционной деятельности была единой для всех, безадресной. Это защитит инвесторов от индивидуальных решений и избирательного подхода. Нами уже ведется создание инвестиционных площадок. Для этого планируется задействовать свободные земли Минобороны и машиностроительных предприятий, а также бездействующие производственные и энергетические мощности.
Хочу подчеркнуть отдельно, что предлагаемая система – это не раздача льгот всем желающим, а поддержка тех, кто реально готов создавать и развивать производство в регионе. Отмечу, что главным проводником инвестиционного процесса станет Корпорация развития. Она будет сопровождать инвестпроекты вплоть до момента получения отдачи от их деятельности.

О сельском хозяйстве

Пятое направление бюджетной политики призвано сбалансировать развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий. Ключевая задача – реализовать в Омской области высокотехнологичные проекты и развить сельхозпереработку.
Еще один акцент – развитие логистической инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Уже ведется строительство транзитного терминала по подработке и отгрузке зерновых и масличных культур. В ближайших планах – создание в Омском районе подобного центра для хранения и сортировки продуктов питания.
Сегодня большой резерв для развития села – это неиспользуемая пашня, площадь которой достигает 600 тысяч гектаров. Надо вовлекать эти земли в оборот, засеивать востребованными культурами, например, масличными, пивоваренным ячменем или льном.
Еще один резерв роста – переработка местных сырьевых ресурсов. Речь идет как о сельхозпродукции, так и о лесе и местных полезных ископаемых. Примеры такие есть – новые эффективные проекты по переработке древесины в Тарском, Тевризском, Тюкалинском районах.
Считаю необходимым создать специальную программу развития северных районов области с комплексом деревообрабатывающих производств и переводом теплоисточников на альтернативные виды топлива: древесные отходы и торфобрикеты.

О малом бизнесе

Шестое направление — развитие по-настоящему благоприятной среды для малого и среднего бизнеса. Да, правовая база у нас есть. Тем не менее начать собственный бизнес в Омской области, поднять его с нуля – дело чрезвычайно сложное. В рейтинге 40 регионов России по условиям развития малого и среднего бизнеса мы занимает лишь скромную 18-ю позицию, по свободе от давления проверяющих органов – и вовсе 37-ю!

Малому бизнесу зачастую и помощь-то не нужна, просто не надо им мешать. А как сейчас? Первое нарушение – и выписывается штраф, который порой превышает 100 тысяч рублей. Один проверяющий припишет 100 тысяч, второй. Что остается предпринимателю? Закрыть предприятие.

Мы уже вышли с инициативой в Минэкономразвития России о введении института предупреждения предпринимателей без наложения штрафов. Речь идет о распространении принципа презумпции невиновности на предпринимателей.

О способах сэкономить

Мы прогнозируем в ближайшее время снижение поголовья крупного рогатого скота, а также падение показателей жилищного строительства. Наступающий финансовый год будет непростым. Нам придется активно управлять госдолгом, снижая нагрузку на бюджет. Для этого мной уже введен режим жесткой экономии. Нам надо научиться тратить только то, что заработали сами и смогли привлечь из федерального бюджета.

Правительство уже заморозило расходы на содержание регионального аппарата управления. Фонд заработной платы в течение трех лет, начиная с 1 января 2013 года, увеличиваться не будет. Нам сегодня необходимо провести и оптимизацию подведомственной сети учреждений и предприятий, чтобы ликвидировать избыточные и неэффективные расходы.
Нужно сократить финансирование отдельных статей бюджета, связанных с льготами. Требуется «инвентаризация» социальных льгот. Сегодня из областного бюджета производится порядка 50 видов различных выплат. Провести оценку эффективности направляемых на это средств (а это ежегодно порядка 5 миллиардов рублей) необходимо. Поддержка должна быть адресной – для тех, кто действительно нуждается в помощи государства.

Параллельно мы ищем конкретные механизмы по привлечению внебюджетных источников. Сегодня они формируются в рамках соглашения о сотрудничестве со Сбербанком. В ближайшей перспективе будет подписано аналогичное соглашение с Газпромбанком. В рамках этих договоренностей планируется поступление средств на модернизацию предприятий, развитие агропромышленного, жилищно-коммунального комплексов, малого и среднего бизнеса, строительство доступного жилья.
Принято решение приостановить финансирование из областного бюджета строительства аэропорта Омск-Федоровка. Параллельно была достигнута договоренность вложить в этот объект внебюджетные инвестиции под гарантии правительства Омской области.
Достигнуты серьезные договоренности по поводу завершения строительства омского метрополитена, кроме того, федеральный бюджет выделяет на строительство гидроузла, автомобильных дорог, инженерных сетей и велотрека 4,5 млрд рублей.

О социальной сфере

На повышение зарплаты бюджетников в 2013 году нами предусмотрено 2 млрд рублей. В приоритете бюджетной политики по-прежнему остаются расходы на модернизацию здравоохранения, образования, социального обслуживания населения.
В будущем году планируется переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования. При новом подходе оплата медицинских услуг будет зависеть непосредственно от результатов лечения.
Нам предстоит решать острую проблему ликвидации очередей в детские сады. Для строительства дошкольных учреждений требуется порядка 19 млрд рублей. Для их текущего обслуживания – еще 5 млрд рублей ежегодно. На принципах государственно-частного партнерства нужно выстроить систему, в рамках которой государство отвечало бы за льготное налогообложение и субсидирование затрат на образовательную деятельность. А бизнес обеспечивал бы стандарты дошкольного образования и доступную цену.
Настоятельное требование времени – преобразовать систему управления и финансирования жилищно-коммунальной сферы. Требуется выстраивание инструментов для привлечения масштабных внебюджетных инвестиций. Предлагается создание единого коммунального оператора, а также специализированного фонда компенсаций выпадающих доходов инвесторов, которые вкладываются в жилищно-коммунальное хозяйство.




 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/10/39/763278