Модернизация пенсионной системы коснется всех и каждого

Дата публикации: 10 октября 2012

Реформирование пенсионной системы России в последние месяцы стало предметом горячих баталий на уровне министерств и экспертных советов. В результате родился проект документа «Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года», который теперь вынесен на широкое обсуждение. До 15 декабря профессиональные объединения, общественные организации и отдельные граждане имеют возможность ознакомиться с текстом на сайте Минтруда (www.rosmintrud.ru) и там же высказать свои замечания и предложения, заполнив специальную форму. А 3 октября статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей ПУДОВ и председатель правления ПФР Антон ДРОЗДОВ провели для представителей СМИ всех регионов России совместную видеоконференцию, посвященную разъяснению основных положений Стратегии.

Верхи не могут, низы не хотят

Представителям старшего поколения, в свое время изучавшим основы марксизма-ленинизма, хорошо знакома эта формулировка революционной ситуации. Она в полной мере применима к нынешнему состоянию дел в сфере пенсионного обеспечения. С одной стороны, расчеты экспертов показывают, что сохранение существующей системы приведет к снижению коэффициента замещения (отношение размера трудовой пенсии к заработку) и обострению дефицита бюджета ПФР. С другой стороны, у рядовых пенсионеров (как нынешних, так и будущих) накопилось немало претензий к ныне действующему порядку начисления и индексации пенсий.
Сегодня на 100 работников, уплачивающих взносы, приходится 87 пенсионеров, но с каждым годом это соотношение меняется, и не в лучшую сторону. Уже к 2030 году их число сравняется, а затем получателей пенсий станет больше, чем плательщиков взносов. И с этим ничего нельзя поделать: старение населения происходит во всем мире.
Сейчас коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет 36,2%, то есть близок к уровню, рекомендованному Международной конфедерацией труда — 40%. Но со временем он будет снижаться вплоть до 24,9% в 2030 году. А вот дефицит бюджета Пенсионного фонда имеет все шансы вырасти до 2,3% ВВП уже к 2020 году.
У населения более всего нареканий вызывает уравниловка: человек, имеющий 30 лет трудового стажа, получает столько же, сколько проработавший всего 5 лет. А ограничение максимального размера пенсии при ее начислении (пресловутый коэффициент 1,2) и политика повышения минимального уровня выплат приводят к «поражению в пенсионных правах» тех, кто получал зарплату много выше средней. Грубо говоря, пенсии бывшего директора завода и вчерашнего вахтера отличаются мало.
По всем этим причинам «оставить все как есть» нельзя — систему надо менять. Но что можно противопоставить негативным тенденциям? За счет каких источников обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров и как при этом не нарушить принцип социальной справедливости? Минтруд и Минфин предложили свои варианты решения, во многом отличающиеся друг от друга. Вынесенный на обсуждение проект стратегии – попытка найти компромисс между ними.
Как подчеркнул управляющий Омским отделением ПФР Сергей ТОДОРОВ, появление новой стратегии не стоит воспринимать как «очередное реформирование пенсионной системы» — это корректировка курса, вызванная изменением ситуации. Но корректировка весьма капитальная.

Копить – кому и как?

Основа предложения Минфина – сохранение и дальнейшее развитие накопительной системы, обеспечивающей появление «длинных» денег, которые можно использовать для инвестиций в экономику, и в то же время позволяющей каждому назначить пенсию в соответствии с его личным трудовым вкладом. Минтруда настаивал на том, что главный акцент следует сделать на распределительной системе, что позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда. В итоге была предложена следующая трехуровневая модель.
Пенсионные выплаты каждого гражданина предлагается формировать из трех источников: трудовой пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, корпоративной и частной пенсий. Первая часть формируется за счет страховых взносов, причем действует формула «40-20-40-20»: если в течение 40 лет вносить по 20% заработка, то потом 20 лет будет выплачиваться пенсия в размере 40% прежней зарплаты.
Разумеется, эта формула – не догма: стаж может быть и менее 40 лет, но тогда и коэффициент замещения окажется ниже. Директивное повышение пенсионного возраста не планируется, но действует железное правило: чем больше стаж, тем выше пенсия. Назначается пенсия пожизненно, а 20 лет – это средний срок, используемый в расчетах. (В настоящий момент реальный срок дожития – около 21 года).
Сейчас государственная пенсия граждан, родившихся после 1966 года, состоит из индивидуальных накоплений и распределительной части. Работодатель перечисляет 22% от фонда оплаты труда, из которых 16% идет на оплату нынешних пенсий, а 6% — на индивидуальный счет будущего пенсионера. С 2002 года в накопительной системе, по оценке ПФР, аккумулировано около 2,3 трлн рублей.
Новая стратегия предполагает в 2013-2015 годах сократить взнос в накопительную часть до 4 или 2% (что позволит к 2020 году сократить дефицит бюджета на 0,25, или 0,4% ВВП, соответственно), тем самым увеличив распределительную, а с 2015 года предоставить гражданам выбор. По умолчанию взносы будут целиком поступать в распределительную часть, но желающие могут написать заявление о сохранении обязательных накоплений. При этом гражданин должен будет самостоятельно доплачивать 2% от зарплаты в дополнение к 6%, которые вносит работодатель.
У тех, кто заявление не напишет, накопительной частью станут корпоративная и частная пенсии. Первая будет формироваться работодателем на основании индивидуального трудового или коллективного договора либо отраслевого тарифного соглашения, но допускается и участие самого работника. А вот вторая – целиком на совести гражданина.
Побуждать граждан и работодателей к участию в таких пенсионных программах предлагается с помощью льгот: от налогов должны освобождаться взносы в пенсионную программу, доход от их инвестирования, а также выплаты при выходе человека на пенсию. Сейчас такая схема налогообложения действует только в обязательном пенсионном страховании, а при добровольном взимается налог с инвестиционного дохода, если договор заключен работником в свою пользу. Если страхователем является работодатель, то налоговая льгота предоставляется только на стадии уплаты пенсионных взносов.
Авторы этой схемы предполагают, что получатели больших зарплат таким способом смогут обеспечить себе весьма высокий уровень пенсионных выплат. Но вот захотят ли? В августе были опубликованы результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Среди всех респондентов в возрасте 45 лет и моложе самостоятельно формировать накопительную часть своей пенсии готовы 27%, не готовы — 54%.
Но даже если с формированием накопительной части не будет никаких проблем, ее ведь надо еще грамотно инвестировать. По итогам января — июня 2012 года доходность инвестирования ВЭБом средств пенсионных накоплений «молчунов» составила 8,31% при уровне инфляции 4,3%. Результаты ВЭБ в 2011 году были куда скромнее: 5,47% при инфляции в 6,1%.
Негосударственные фонды за те же полгода показали очень пестрые результаты – от +11,09% годовых (УК «Пенсионная сберегательная») до -8,23% годовых («Финам менеджмент»). Отрицательная доходность — у 13 из 58 портфелей, и всего 10 портфелей оказались доходнее ВЭБа. Если брать результаты последних 12 месяцев, то с отрицательной доходностью оказались 29 портфелей, ВЭБ (6,69%) превзошли только двое управляющих. По итогам трех лет отрицательных показателей нет ни у кого, у 32 портфелей доходность выше, чем у «молчунов» (8,41%).
Однако такие результаты устраивают далеко не всех будущих пенсионеров. Поэтому Минфин озадачили поручением – разработать новые инструменты для инвестирования пенсионных накоплений. Средства, накопленные ранее на индивидуальных счетах, никуда не денутся – ими можно будет распорядиться в соответствии с новыми правилами.

Сюрприз для предпринимателей

К сожалению, сюрприз — неприятный. Новая стратегия предусматривает «поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения». Авторы документа подсчитали, что индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и прочие «сами себе начальники» ежегодно вносят в ПФР 14,3 тыс. руб. в год (исходя из минимального размера оплаты труда — МРОТ), в то время как за наемного работника с пенсией аналогичного уровня работодатель вносит за год до 112 тыс. руб.
Такое положение вещей сочли несправедливым и предложили уже в 2013 году рассчитывать пенсионные взносы для самозанятого населения исходя из 2 МРОТ, после чего ежегодно добавлять по 1 МРОТ. Таким образом, в 2015 году ежегодный платеж для ИП составит 48,7 тыс. руб. Будет ли он повышаться и дальше, пока непонятно.

Сюрприз для льготников

Точнее, это сюрприз для их работодателей, которым придется раскошелиться на дополнительные взносы. На сегодня существует несколько списков профессий, дающих право на досрочную пенсию. Списки достаточно длинные. Например, № 1 – на 44 страницах, где упомянуты и горнорабочие, и сотрудники самых разных химлабораторий, и занимающиеся изготовлением радиоаппаратуры, и производящие строительные материалы. Список № 2 – это 86 страниц с перечнями профессий и должностей. А еще есть т. н. малые списки… В результате более 30% всех пенсионеров попадают в тот или иной список.
Для получения льготы достаточно иметь в трудовой книжке правильную запись. Реальная степень вредности и опасности конкретного рабочего места, как правило, никого не интересует. Хотя условия работы людей, занимающих одинаковые должности, могут очень и очень сильно отличаться. Информация к размышлению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 млн человек) продолжает работать, причем более половины мужчин и треть женщин – на тех же рабочих местах или производствах.
При этом взносы за льготников работодатели перечисляют такие же, как и за других сотрудников, а выплата досрочных пенсий производится из «общего котла» ПФР. По сути, за счет взносов тех, кто права на льготы не имеет. В сокращении рабочих мест с вредными условиями труда работодатели не заинтересованы – ведь улучшение условий труда требует затрат, а досрочные пенсии им ничего не стоят.
Новая стратегия не отменяет льготы и компенсации, но предлагает предоставлять их не чохом, а исходя из фактических условий труда. То есть аттестовать будут не должности, а рабочие места. При этом устанавливаются повышенные платежи за тех, кто занимает рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дополнительный тариф для рабочих мест из Списка № 1 составит: на 2013 год – 4%, на 2014 год – 6%, на 2015-й – 9%, а для включенных в Список № 2 и «малые списки», соответственно 2%, 4% и 6%.
Однако работодателям дают право выбора: они могут быть освобождены от увеличения тарифа, если в соответствии с положениями коллективного договора или индивидуальных трудовых договоров на предприятии создается система добровольного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения либо работникам с особыми условиями труда предоставляются иные виды социальных гарантий (надбавки к зарплате, компенсации и т. д.).
Конечно, после ознакомления со Стратегией возникает немало вопросов, на существенную часть которых ответа пока что не знает никто. Но основные параметры реформы и первый пакет законов «во исполнение» должны быть готовы до конца 2012 года. Поэтому всем неравнодушным (а равнодушных к своему близкому или отдаленному будущему быть не должно!) имеет смысл зайти на сайт Минтруда, внимательно прочитать весь текст и оставить свои вопросы/замечания/предложения, заполнив специальную форму для обратной связи.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/10/40/modernizatsiya_pensionnoy_sistemi_kosnetsya_vseh_i_kazhdogo