Максим НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, предприниматель:«Вернуть телекомпанию ОТВ-3 в лоно областного правительства невозможно. Почти невозможно».

Дата публикации: 17 октября 2012

Мутную историю приватизации контрольного пакета акций телекомпании ОТВ-3, принадлежавшего до прошлого года Омской области, «КВ» отслеживали внимательно. Еще осенью 2010 года в своей статье для «КВ» Максим НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, на тот момент совладелец ОТВ-3, предсказал схему, по которой в 2011 году был продан областной медийный актив, указал его реальную стоимость, по которой он и достался телекомпании РЕН-ТВ, и даже спрогнозировал дальнейшую судьбу ОТВ-3. Теперь, когда новая областная власть пытается повернуть время вспять, инициирует проверки и высказывает намерение вернуть в казну Омской области контрольный пакет ОТВ-3, Максим Глебович согласился встретиться с обозревателем «КВ» Николаем ГОРНОВЫМ, чтобы заполнить пробелы в этой истории, расставив точки над i и дать новый прогноз.

— Максим Глебович, областной пакет ОТВ-3 был действительно продан именно тем людям, которым планировалось его продать?

— Именно так. Вне всяких сомнений.

— И почему акции нужно было продать никому неизвестной Лидии МАЛЕЖИК, предпринимательнице из Новосибирска?

— Оба участника аукциона, а их было двое, если помните, не такие уж неизвестные. Оба они засветились несколько раз в крупных сделках. В том числе и в сделках, в которых были заинтересованы структуры или лица, связанные с прошлым правительством Омской области.

— А вы сами не пытались поучаствовать в аукционе, на котором так дешево продавался контрольный пакет ОТВ-3?

— Естественно, но я понимал, что шансов у меня никаких, мне не позволят даже заявку подать на участие в конкурсе. Для правительства области того периода моя персона была неуместна в схемах незаконного отвода государственной собственности, коим и был контрольный пакет акций данной телекомпании. Заявку на аукцион подала федеральная компания, а мы в Омске осуществляли юридическое сопровождение, подготовили и сдали документы на участие. Как и ожидалось, сразу после сдачи документов, скажем так, вокруг меня резко сгустилась «природа».

— Федерального претендента не допустили к участию в приватизационных торгах? Но отказ можно было обжаловать…

— Нет, отказ был оформлен «добровольно». Накануне дня проведения аукциона, в девятнадцать часов вечера по омскому времени, мне позвонили и попросили срочно снять заявку, так как в историю ввязались очень серьезные столичные граждане с известными и весомыми фамилиями. История стала предметом торга серьезных людей федерального уровня, и он разрешился не в нашу пользу. В 21.00 того же дня, за четырнадцать часов до начала проведения аукциона, нашим юристом была доставлена заявка на отзыв документов в известное управление правительства Омской области. Накал страстей подчеркивает занимательный факт. Начальник известного управления государственной структуры, в столь поздний час ждал нашего юриста лично и, несмотря на присутствие в кабинете нашего юриста, стал куда-то звонить с докладом.

Что было потом – хорошо известно. Покупатель областных акций ОТВ-3 спустя неделю после аукциона уступил их холдингу «Национальная Медиа Группа», владельцу телеканала РЕН-ТВ, причем по цене, которая в пять раз превышала цену приобретения акций на торгах. Простая и понятная операция, «боковичок» — на нашем языке, на которой местный бюджет недополучил вполне понятную сумму и лишился приличного медийного актива. О том, что именно так все и произойдет, я говорил, когда только узнал из СМИ о планах по продаже областных акций ОТВ-3. И я очень сильно сомневаюсь, что госпожа МАЛЕЖИК потратила вырученные деньги на свои нужды.

— Правоохранительные органы и прокуратура проводили проверку по факту приватизации ОТВ-3, и был сделан вывод, насколько я понимаю, что сделка законна, никаких нарушений нет. Формально и аукцион прошел без нарушений. Как вы думаете, есть шанс у нового областного правительства оспорить приватизацию ОТВ-3 в суде?

— РЕН-ТВ принадлежит «Национальной Медиа Группе», котораяконтролируется банком «Россия», последний в свою очередь контролируется известными людьми, дружными с нашим президентом. Как вы думаете, способны ли мы тут в Омске пересмотреть итоги сделки, в результате которой «Национальная Медиа Группа» получила ценный для нее ресурс? Я уже двадцать лет занимаюсь телевидением, давно растерял все иллюзии и уверен на 95 процентов, что новая областная власть не вернет контроль над ОТВ-3. Пять процентов оставлю: в любой драке профессиональная хитрость, грамотный расчет, стремление к победе, здоровая бесшабашность иногда дают поразительные результаты. Вот только, кажется, это не про нас. При раскладе 95 к 5 эта драка для профессионалов, коих не наблюдаю, по разным причинам. Если бы это зависело от меня, я бы рискнул, так как вижу слабость одного звена. Но это не мой вопрос, это вопрос власти. Которую в дальнейшем еще раз обманули, ловко вынув из рук «понятийный» контроль над уже проданным активом.

— С вами правоохранительные органы беседовали?

— Была встреча. Весьма странная. Пришли два офицера из правоохранительных органов в больших должностях и откровенно предложили мне написать заявление на прежнего министра, который управлял процессом приватизации ОТВ-3. Упирали на то, что я наверняка захочу отомстить за прошлые притеснения со стороны властных структур при господине ПОЛЕЖАЕВЕ. Я отказался от такого предложения. Министра лично не знаю, никаких взаимоотношений у меня с ним нет, я с ним заочно спорил, через газету «Коммерческие вести». На мой взгляд, что и было доведено до господ офицеров, он выполнил приказ. Его вызвали, условно говоря, и приказали продать ОТВ-3 конкретным людям по конкретной цене. Если бы он отказался, этот отказ отразился бы на его судьбе. Нам всем хорошо известно, чем грозило невыполнение приказа, отданного человеком, который двадцать лет держал в кулаке область и город. В данной истории мои личные обиды ничего не стоят, быльем поросло. В этой ситуации писать заявления или давать свидетельские показания из-за прошлых бед — гнусность, тем более что я знаю, как можно сломать жизнь человека одной бумажкой. Месть в данном вопросе неуместна, и, к моему большому удивлению, господа офицеры это поняли. Видимо.

— И на этом все?

— Все. Правда, спустя некоторое время раздался звонок из прокуратуры. Грозным голосом мне сообщили, что со мной желают побеседовать. Я ответил: всенепременно, давайте побеседуем, вот только на два дня уезжаю в командировку. Тогда мне сказали: хорошо, перезвоните нам, как вернетесь. Я попытался сказать, что никому, собственно, не обязан перезванивать, но не успел, властный гражданин на том конце сразу положил трубку. Вернувшись, я никуда не стал перезванивать. Баран не бегает за волком, декламируя ветхозаветное: сделай мне хорошо. А через несколько дней узнал, что проверка завершена, выводы сделаны, нарушений закона нет. Ваше высокоблагородие, господин прокурор, спасибо за то, что не заняли мое время, ведь мы не ждали перемен.

— У агентства «КП-Мастер», насколько я помню, было 25% акций ОТВ-3. Какова их судьба?

— Мне очень жаль телеканал ОТВ-3, который, если помните, именно я и создавал. Еще более жаль, что после меня он достался в управление бездарю. Но поскольку я уверен, что этот актив в Омск уже никогда не вернется, то самым логичным действием со стороны агентства «КП-Мастер» была бы продажа принадлежащего пакета акций. Именно так и поступили. Нашу долю выкупил все тот же телеканал РЕН-ТВ. Не все было гладко в этой сделке, мы долго к ней шли, так как телеканал считал, что сможет выбить все за копейки, используя разнообразные хитрости, но в итоге срослось. Цену озвучивать я не стану, но она, на мой взгляд, вполне достойная, в пять раз выше той, которую я хотел получить в 2009 году. Третий пакет акций у ГТРК «Иртыш», входящей в структуру ВГТРК, а ВГТРК — федеральная собственность. Тут не забалуешь, даже будучи аффилированным к «Национальной Медиа Группе».

— Сегодня принято связывать историю продажи ОТВ-3 с появлением телекомпании Павла ПАУТОВА, бывшего директора «12 канала», который работает как омский партнер РЕН-ТВ.

— Я уверен, что это две параллельные истории. Первая – это продажа актива с соблюдением определенных политических обязательств по линии областного правительства старого состава. Вторая – появление в эфире РЕН-ТВ омских новостей, которые готовит телекомпания ПАУТОВА. В отличие от госпожи ЧЕНТЫРЕВОЙ, к которой я отношусь, несмотря ни на что, с уважением, она построила большую телерадиокомпанию с нуля, с Павлом ПАУТОВЫМ я лично не знаком и профессионалом-телевизионщиком его не считаю. Неплохой администратор, не более. С ним из «12 канала» ушла команда людей, которые действительно кое-что понимают в телевидении и делают сегодня вполне достойный новостной продукт. Особенно по нашим омским меркам. По каким причинам эта команда, которая грамотно встроилась во взаимоотношения с РЕН-ТВ благодаря административному ресурсу в столице гендиректора радиозавода им. Попова Ивана ПОЛЯКОВА, стала раздражающим фактором для областной власти – я достоверно не знаю. Кто-то, видимо, помог областной власти сформировать мнение, что ПАУТОВ – это враг, которого нужно расплющить. Так бывает, добротная многоходовка с различными вариантами конечного результата.

— То есть, на ваш взгляд, нет никакого хитрого и заранее продуманного длительного плана по выводу из областных активов ОТВ-3 с целью созданию оборонительных телевизионных рубежей на случай отставки экс-губернатора ПОЛЕЖАЕВА?

— На мой взгляд, поиски связи между продажей ОТВ-3 и телекомпанией ПАУТОВА – это уже из области конспирологии. Сильно сомневаюсь, что этот информационный ресурс создавался для критики действующего областного правительства и лично губернатора Виктора НАЗАРОВА. Скажу больше, ПАУТОВ и ПОЛЯКОВ сами виноваты в проблемах. Во-первых, им нужно было давать более внятные и понятные ответы на вопросы омских СМИ. Достаточно было сказать: нам нужен был информационный ресурс, мы его получили и планируем использовать с целью бизнеса, и весь этот информационный шум, на мой взгляд, затих бы быстро.

Во-вторых, директору радиозавода им. Попова не стоило, видимо, выдвигать на первых порах ПАУТОВА на первые позиции. Слишком многих этот человек раздражает, потому что, будучи медиачиновником, рулил главным рупором старого губернатора и, вольно или невольно, порушил много людских судеб, возводя напраслину с уверенностью Пророка.
Кроме того, уверен, что весь этот шум был выгоден и самому бывшему чиновнику от государственных медиа, дабы уверенно сесть в знакомое информационное седло и сохранить лицо. Но все ли мы такие смелые, когда судьба ставит нас перед выбором, и был ли выбор у этого гражданина в тех старых историях. Боюсь, что выбора не было, и именно поэтому предстать перед публикой в образе гонимого властью революционера было крайне выгодной сменой амплуа. Вот только не революционер предстал перед нами, а озорник-с.

Так как я сам до конца не очень понимал, с чем связан весь этот сыр-бор, но понять хотелось, поступил просто, позвонил хорошему человеку, который работает в немалой должности на радиозаводе и является товарищем директора радиозавода. Попросил подойти к господину ПОЛЯКОВУ и задать прямой вопрос: появление новостей ПАУТОВА связано с фамилией старого губернатора или нет? Он это и сделал, оттранслировав прямой ответ: никак не связано. Лично мне слова человека, поднявшего буквально из руин такой завод, ранее неоднократно получавшего от старого губернатора тумаки за слишком независимые действия, вполне достаточно.

— Тем не менее на последней пресс-конференции губернатор Виктор НАЗАРОВ подтвердил, что будет обращаться в суд, чтобы расторгнуть сделку по приватизации областного пакета ОТВ-3. Создается впечатление, что в эту заранее проигранную борьбу его втянули намеренно и с конкретными целями. Например, чтобы губернатор ничего не добился и продемонстрировал свою слабость…

— В таком предположении, на мой взгляд, есть доля истины. Я тоже считаю, что определенными людьми вполне сознательно, а я, поверьте, специалист в этой области, создается общественное мнение по поводу слабости омского губернатора – безволен, управляем, без опыта в политике и так далее. Повторюсь, это общественное мнение возникло не само по себе, оно создается совершенно сознательно опытными специалистами. И проблема действующей власти в том, что она не готова им противодействовать, не готова работать с критикой, которой уже накопилось довольно много. А как трезвомыслящий человек, я не могут не отметить, что губернатору сегодня действительно непросто. Нет опыта, нет знаний, он у власти чуть больше ста дней. Вдумайтесь. Сто дней против двадцати лет авторитарного, жестокого, байского, кланового правления.

Ему противодействуют мощнейшие кланы, включая клан самого экс-губернатора, изящно прикрытый фиговым листком — культурным фондом. Губернатору нужно немедленно задумываться над тем, что нужно влиять на общественное мнение, продвигать свои идеи, формировать свой образ, бороться, бороться, бороться и там, где это необходимо, употреблять силу – власть. Политическую борьбу никто не отменял. Более того, это важная составляющая любого крупного государственного поста, не мы придумали и не нам менять. Работать надо, тем более что ресурсов у новой власти для этого достаточно.

— Каким способом? Опять командно-административным?

— Нет, это не административная работа, не планерки с участием редакторов районных газет, это творчество. Если помните, был момент, когда у экс-губернатора ПОЛЕЖАЕВА сильно снизился рейтинг. И он, замечу, не погнушался прислушаться к мнению тех людей, которые его критиковали. Именно тогда вместо железного секретаря обкома ПОЛЕЖАЕВА многие впервые увидели нормального человека в пуховичке и кепочке, покупающего цветочки на базаре, пьющего чай в кругу семьи. С рейтингом тогда сладили. И это был результат работы специалистов. К сожалению, в Омске их остается с каждым днем все меньше, поэтому власть и проигрывает бой своей тени.

— За такой короткий срок?

— «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Политика и власть — вещи страшные сами по себе. Человек, ставший на путь политического лидера, лишается почти всего человеческого. Забудь про нежность, верность, любовь, дружбу, привязанность и преданность. Отныне твой путь — путь расчета, хитрости, изворотливости, постоянного маневрирования, легкого обмана, тяжелой лжи, предательства, жестокости, пронырливости, боли и огромного, всепоглощающего одиночества. Это крушение веры во все и вся.
Я занимался много лет выборами и не понаслышке все это знаю, благо вывел на политическую орбиту не одного кандидата.

Губернатор – не только хозяйственник в нашем убогом огороде, это еще и политический лидер. Извольте соответствовать, а значит, понимать, что у вас армия врагов. В борьбе за власть, деньги и влияние они сжуют, сожгут, сомнут любого. Так было и так будет. Зло обладает удивительной самоорганизацией и самодисциплиной. Старая правительственная гвардия без боя ничего не отдаст. «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Если в десятках мест – от дворницкой до фешенебельного кабинета – я слышу одно и то же, когда буквально все меня уверяют, что губернатор у нас слабый, безвольный и управляемый, то это значит, что власть проигрывает, ибо работа против нее идет. Она его еще не проиграла, конечно, но агрессивная тень уже формируется. А вот когда она сформируется, то обсуждать будет нечего.

Свежий пример – недавний грамотно пущенный слух о том, что губернатор долго на своем посту не задержится. Вброшенный в СМИ без всяких поводов, он тем не менее распространился весьма широко. Люди, которые организуются против губернатора, – они имеют огромный опыт политической войны, и если мы будем поддерживать эту тень, то проиграем все. Видимо, сейчас у бизнеса стоит задача помочь как-то власти, возможно. и не только у бизнеса. Но и роль личности в истории никто не отменял.

Я с губернатором не знаком и не стремлюсь познакомиться, мне неважно, кто он и как его фамилия, я совершенно независим в своем мнении. И совершенно независимо могу сказать, что состою в команде идиотов, которые считают: впервые за 20 лет у этого города и у этой области появилась возможность жить лучше. Двинуться вперед. Но ради этого надо рискнуть всем и бороться. А для победы необходимо привлечь профессионалов. И тогда невозможное станет возможным.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/10/41/787093