Александр МАКАРОВ: "Социальный бизнес: путь из региона в столицу"

Дата публикации: 31 октября 2012

Сегодня Омск можно по праву назвать центром развития социального предпринимательства России. Этот статус город заслужил благодаря большой работе, проведенной бизнес-сообществом и региональной властью. О том, как социальное предпринимательство появилось в Омске, рассказал корреспонденту «КВ» Марии Путиловой депутат Заксобрания, руководитель Национального фонда социальных инициатив Александр МАКАРОВ.

— Александр Владимирович, вы недавно вернулись с московского форума социального бизнеса, как отнеслись в столице к инициативам развития социального предпринимательства в регионе?

— Московские коллеги согласились, что сегодня Омск стал центром развития социального предпринимательства России. Именно у нас в городе проведен первый всероссийский форум по социальному предпринимательству и открыт первый в России Центр социальных инноваций, который возглавила руководитель Школы социального предпринимательства Ирина СЕРБИНА, а губернатор Виктор Иванович НАЗАРОВ принял решение возглавить попечительский совет. Кроме того, в нашем городе была разработана программа и успешно по ней запущена Школа социального предпринимательства. Омская технология продвижения социального бизнеса была высоко оценена всеми участниками форума. Руководство Минэкономразвития РФ выразило готовность оказывать всестороннюю информационную и финансовую поддержку омским инициативам. Важно, что процесс развития социального бизнеса пошел из регионов в Москву, а не наоборот. И то, что именно в Омске сформировался Центр социального предпринимательства и потом эта инициатива пошла в другие регионы, является следствием большой работы, проведенной в Омской области. В ходе Всероссийского Форума социальных предпринимателей и инвесторов, который прошел в Омске 19 октября, был выработан ряд рекомендаций по созданию, развитию и поддержке социального предпринимательства по всей России. Повторюсь, что эти предложения были поддержаны на федеральном уровне.

— Последнее время словосочетание «социальное предпринимательство» довольно часто упоминается в нашем городе, однако в России это явление появилось совсем недавно. Многие до сих пор не понимают, как может бизнес быть социальным. А что вы вкладываете в это понятие?

— Социальное предпринимательство – это бизнес, который строится таким образом, чтобы решать социальные проблемы той территории, на которой он функционирует. Но при всем вышесказанном это не благотворительность, предприятие должно приносить доход и быть самоокупаемым. Конечно, неудивительно, что в России многие еще не знают о таком виде предпринимательства. Мы еще 20 лет назад толком и не понимали, что такое бизнес, у нас нет тысячелетней истории предпринимательства, как, например, в Великобритании, где социальный бизнес давно получил широкое распространение. В России социальное предпринимательство стало формироваться только 5 лет назад. В то время как в Великобритании еще в 2002 году семь ведущих британских некоммерческих организаций основали UnLtd — Фонд общественных предпринимателей с целевым капиталом в 100 млн фунтов стерлингов для инвестиций в социальные проекты. UnLtd предоставляет физическим лицам гранты и практическую поддержку в форме тренингов и возможностей для расширения контактов, полезных при реализации местных проектов. В Англии доля социальных предпринимателей близка к 20%, а вклад социальных предпринимателей в ВВП страны составляет 8,4 млрд фунтов стерлингов ежегодно. Мы к этому только идем. Необходимо менять отношение общества к самому себе. В Англии и странах Евросоюза давно сформировано общинное сознание, у нас этот период только начинается. Грубо говоря, мы давно перестали общаться друг с другом. Люди, живущие в одном подъезде, в одном квартале, друг друга не знают. Многие стали инертны. Простой пример: люди хотят, чтобы их двор был благоустроен. Но при этом ни один из них не готов сделать что-то сам, они ждут, когда им это сделает городская власть. Но для таких вещей не нужен ни Путин, ни Назаров, ни Макаров, для этого надо просто выйти из квартиры, спуститься во двор и что-то сделать самому. Так вот социальные предприниматели не ждут, пока кто-то что-то сделает с их проблемами, они их успешно решают. Этим самым доказывая государству и социальным инвесторам, что они достойны дальнейшей поддержки. В принципе социальное предпринимательство – это инструмент построения гражданского общества. То есть мы сделали огромный шаг вперед не только к решению отдельных социальных проблем, но и приблизились к правильному пониманию и формированию человеческой общности в целом.

— С помощью каких инструментов на сегодняшний день идет формирование нового класса предпринимателей – социальных бизнесменов?

— В общих чертах можно сказать, что все началось со Школы социального предпринимательства. Этот проект реализуется Центром инноваций социальной сферы. Данная структура была создана Агентством стратегических инициатив (АСИ), (наблюдательный совет которого возглавляет президент нашей страны Владимир Владимирович ПУТИН) на базе Омского регионального ресурсного центра общественно-активных школ. В Школе слушателям дается полный цикл создания бизнес-проекта, и концу обучения начинающие предприниматели уже работают с собственным действующим бизнесом. Программа сочетает в себе три базовых компонента: образовательный компонент, менторской поддержки и сопровождение проектов. В ходе омского форума был создан четвертый важнейший инструмент социального предпринимательства — технология доступа к ресурсам социальных инвесторов.

— Какие действующие механизмы на сегодняшний день созданы для поддержки проектов социального предпринимательства?

— Сегодня для социальных предпринимателей созданы более комфортные условия, чем для обычных бизнесменов. Даже если говорить о периоде стартапа — обычному бизнесу государство готово выделить 300 тыс. руб., а социальному — 600. Это чувствительная разница. Многие предприниматели ошибочно предполагают, что у нас в стране поддерживаются только стартапы. Но на самом деле в Минэкономразвития существует множество программ по поддержке малого бизнеса. К слову сказать, в следующем году в России на это будет выделено 23 млрд рублей. Но некоторые наши так называемые начинающие предприниматели не уходят с периода стартапа и после того, как грантовые вливания заканчиваются, эти проекты умирают. Никто не заинтересован в поддержке таких проектов, даже если они имеют социальный компонент. Социальные инвесторы как раз занимаются поддержкой жизнеспособных проектов, уже прошедших этот период. Это принципиальная разница. Поддержан будет только тот проект, который будет признан рентабельным. Если молодой бизнесмен не просто напишет бизнес-план, а сам сможет запустить проект, привлекая свои собственные ресурсы и ресурсы территорий, на которых он реализуется, то тогда он может претендовать на финансовую поддержку социальных инвесторов, которые уже начали формироваться современной России. Такие крупные корпорации, как Газпром, Суэк, ЛУКойл, Русал, Металоинвест, имеющие свои программы корпоративной социальной ответственности, активно включились в этот процесс. В рамках омского форума мы предложили понятный и прозрачный механизм инвестирования для социальных инвесторов, значительно сокращающий их финансовые риски, который получил высокую экспертную оценку. Появилось такое понятие как Клуб социальных инвесторов региона. В рамках его первого заседания было подписано соглашение между омским Центром и Национальным фондом социальных инициатив и сформирован инвестиционный портфель в размере 7,5 млн рублей для поддержки социальных проектов в Омске и в других регионах. Но не надо думать, что социальные инвесторы — это только крупный бизнес, сейчас в этот процесс все больше и больше включаются представители среднего и малого бизнеса регионов.

— Получается, что Омск – стал центром социального предпринимательства России. Какие результаты работы уже есть на сегодняшний день?

— Омский опыт востребован и уже реализуется в субъектах Российской Федерации. Соглашения о создании 6 новых региональных центров были подписаны в ходе омского форума с АСИ. Сегодня крупные российские структуры, такие, как фонд «Наше будущее» Вагита АЛЕКПЕРОВА, уже активно используют омские технологии социального бизнеса. И это только начало. Но для того чтобы этот процесс охватил всю Россию, необходимо сформировать культуру социального предпринимательства. Именно это являлось основным предметом обсуждения в Москве в ходе круглого стола с участием заместителя директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Виталия МЕЛЬНИКОВА, первого исполнительного вице-президента РСПП Александра МУРЫЧЕВА, директора направления «Социальные проекты» АСИ, советника Президента ТПП РФ Владимира ГУБЕРНАТОРОВА, а также стратегического директора, основателя Лаборатории социальных инноваций Cloudwatchers. Мы должны сформировать новое понимание социальной ответственности и у граждан России, и у российского бизнеса. Я горжусь, что омская инициатива легла в основу государственной политики поддержки социального предпринимательства и получила не только одобрение и высокую оценку, но и серьезную финансовую поддержку на уровне Правительства России.

Мария Путилова  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/10/43/sotsialniy_biznes_put_iz_regiona_v_stolitsu