В мае этого года Минздравсоцразвития России разместило на своем сайте проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». По мнению разработчиков проекта, модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в настоящее время в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Речь идет прежде всего о ситуациях, когда регламенты оказания социальных услуг в разных регионах и формулируются по-разному и по-разному наполняются содержанием в зависимости от бюджетных возможностей.
Прочитав проект, легко понять, что перед вами не принципиально новый документ с современной стратегией государственного регулирования данной темы, а осторожно переработанный вариант действующего 195-го закона о социальном обслуживании населения 1995 года. В проекте несколько расширяется понятие «трудная жизненная ситуация»; дополняется перечень лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание; признается возможность «игры по общим правилам» для социальных служб разных форм собственности; отдавая дань информационному веку, предусматривается ведение «регистров поставщиков и получателей социальных услуг»; получателю социальных услуг предоставлено право выбирать необходимый ему пакет социальных услуг. По сути, данный проект фактически обобщил все то, что многие субъекты Российской Федерации, в том числе и Омская область, уже реализовали.
Специфика федерального участия в регулировании социального обслуживания населения всегда состояла и состоит в том, что это исключительно региональная тематика. С выделением в отдельную структуру пенсионных органов в 2001 году, с принятием знаменитого 122-го федерального закона о монетизации социальная защита очень редко была гвоздем в федеральной повестке. Более того, при увеличении нагрузки по социальным расходным обязательствам федеральный центр оставлял за собой только руководящую и направляющую роль, особо не акцентируя внимание на помощи регионам в развитии материально-технической базы, создании единых стандартов информатизации отрасли. Федеральные установки «адресности» и «адекватности» мер социальной поддержки, перехода на «социальный контракт» сопровождались лишь общими установками «жить по средствам», но тем не менее не ослаблять социальную защищенность граждан.
Система социального обеспечения, как и многие базовые социальные отрасли, крайне не восприимчива к кардинальным изменениям. И законодательное регулирование в данной сфере есть важное, но не определяющее в движении вперед. Новый закон о социальном обслуживании может стать отправной точкой для главного – постепенного, может не совсем значительно, но неимоверно важного процесса – развития конкуренции, негосударственного сектора в социальном обслуживании, социального предпринимательства в этой сфере. А фактически, с внесением изменений в законодательство о налогах, некоммерческих организациях, это уже сделано. Дело за политической и организационной волей, способной начать это реализовывать.