Сегодня годовая потребность Омской области в зерне составляет 1 млн. 800 тонн. Несмотря на засуху, в регионе примерно столько и собрали, так что региональные товаропроизводители вполне могут обеспечить потребности местного рынка, но это при условии, что все собранное зерно останется в регионе и не будет вывезено за его пределы.
Однако подобная схема нереальна, так как противоречит установившимся рыночным реалиям. Об этом заявил сегодня, 13 ноября, в ходе пресс-конференции министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталий ЭРЛИХ.
Глава Минсельхоза отметил, что в регионе хранится достаточно запасов зерна прошлогоднего урожая, однако озвучил один весьма опасный тренд, зафиксированный аналитиками ведомства – есть опасность массового вывоза зерна из Сибири в европейскую часть страны.
— Пользуясь тем, что существует льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна, дилеры могут скупить крупные партии и вывезти их за пределы региона, — заявил ЭРЛИХ. – И если там рынок будет перенасыщен, а здесь образуется дефицит, то ввезти его обратно будет весьма проблематично. Пока мы никак не можем повлиять на ситуацию, так как это свободный рынок, однако уже оповестили о ситуации полпредство СФО и пытаемся привлечь к решению проблемы сенаторов и депутатов.
В ходе последней уборочной кампании на элеваторы Омской области было завезено 460 тыс. тонн зерна. Кроме того, еще около 300 тыс. тонн находится в частных хозяйствах. Зерна нового урожая вывезено пока лишь 60 тыс. тонн, однако скупка и вывоз продолжаются, так как дилерам экономически выгодно сбывать дешевое сибирское зерно ближе к Европе.
— Начало зерновых интервенций привело к тому, что наши товаропроизводители начали придерживать зерно, — признался ЭРЛИХ. — Однако сегодня у нас есть опасения, что после того, как начнется рост на зерновых площадках, на биржах, как бы не произошел рост продаж зерна иногородним покупателям.
У нас есть информация, что некие структуры намереваются заслать в Омский регион своих гонцов и скупить относительно дешевое зерно, отметил министр. Такая опасность действительно есть, учитывая, что сейчас действует льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна с Востока на Запад страны. Так, за доставку одной тонны зерна из Омска до Москвы РЖД берут всего 1700 рублей, тогда как обычный тариф в два раза выше.
Но, как заметил министр ЭРЛИХ, этот тариф действует в одном направлении, и, если зерно будет скуплено в Сибири и вывезено в европейскую часть страны, то завозить его обратно будет весьма накладно. Цены взлетят моментально, если в стоимость войдет транспортная составляющая.
Однако остановить этот процесс легальными мерами власти не могут, так как на зерновом рынке действуют общие правила игры для всех его участников, вмешиваться в которые регионалы не уполномочены.
По последним данным, московские компании выкупили в Омской области порядка 30 тыс. тонн интервенционного зерна. Сегодня в Москве средняя стоимость продовольственной пшеницы составляет 11 тыс. 500 рублей, тогда как в Омске цены значительно ниже. Стоимость перешагнула условную планку в 8 тысяч лишь после 6 ноября текущего года, когда к участию в зерновых торгах были допущены все регионы России.
Напомним, что до этой даты в интервенциях участвовали лишь регионы Сибири и Дальнего Востока. Но после того, как к торгам подключились южане и представители средней полосы, это не преминуло сказаться на ценах.
Если раньше стартовая цена на зерно IV класса составляла 7 200 рублей (III – 7 600 рублей), то после 6 ноября установились следующие цены:
зерно IV класса – 8 200 рублей;
зерно III класса – чуть больше 8 тысяч.
Как ни странно, но более высокая цена установилась на фураж, отметил ЭРЛИХ.
Напомним, что в прошлом году зерно стоило в регионе значительно дешевле. В пик продаж цены редко доходили до 5 тыс. за тонну пшеницы продовольственного класса, а в этом году регионы, пострадавшие от засухи менее других, торопятся взять реванш. Отметим, что, несмотря на засуху, Омская область заняла 6 место в России по производству зерна и вышла на 2 место в рейтинге по Сибири.